Попытки реформирования системы российского образования предпринимались не единожды. Результаты нам известны – никаких существенных изменений не происходило. Почему?
Причин множество, но основная, на мой взгляд, одна – пропасть между проводимыми реформами со стороны государства и практическим применением этих новшеств, традиционный консерватизм педагогических кадров, неизменная выхолощенная методическая база, низкий уровень материально-технического обеспечения большинства учебных заведений, отсутствие практической составляющей в передаваемых знаниях и как следствие никчемность множества предметных блоков и направлений. При этом базовая академичность российского образования имела много положительных сторон.Сегодня государственная политика в сфере образования кардинально изменилась. Федеральное законодательство, образовательные стандарты нового поколения, президентская инициатива «Наша новая школа», федеральная программа «Образование» направлены на изменение основных подходов и принципов в системе образования, на повышение качества образования, на изменение отношения к педагогическим кадрам. Москва, традиционно будучи эталоном всего передового и значимого в нашей стране, естественно, занимает лидирующие позиции и в сфере образования. Поэтому вполне закономерна активная реализация пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве.Этот проект обеспечивает комплексный подход в отношении образовательного учреждения, затрагивая основные сферы обеспечения нормального функционирования школы – финансирование, систему оплаты труда всего персонала, управление.Существенное увеличение норматива финансирования дает возможность развития материально-технической базы школы, что позволяет педагогу применять в учебном процессе инновационные методы обучения, используя передовые технологии и широкий спектр информационных ресурсов. Например, в нашей школе появилась возможность приобретения ноутбуков и компьютеров на два класса, создается общешкольная локальная сеть, оборудуют автоматизированные рабочие места для учителей, внедряют системы электронного журнала и автоматизированного прохода в здание школы, значительно расширились возможности занятий научно-исследовательской деятельностью как для учителей, так и для учащихся. Благодаря развитию программ информатизации динамично пополняется методическая база школы.Качественно изменился облик школы – прилегающей территории, столовой, коридоров, классов, то есть школьной среды, что, безусловно, влечет за собой развитие общей культуры учащихся, создает более комфортные условия для обучения, позитивный психологический климат.Одним из основных составляющих проекта стало повышение оплаты труда и как следствие мотивация педагогов к более высокому уровню преподавания. Долгое время принято было считать, что учителю говорить о материальной составляющей его нелегкого труда по крайней мере неприлично. Подобные заблуждения канули в Лету, и мы можем говорить о том, что хороший учитель может и должен хорошо зарабатывать. Стимулирующий фонд оплаты труда дает возможность достойно и заслуженно оценивать труд педагогов с творческим мышлением, с новаторским подходом к образовательному процессу, использующих в работе новейшие образовательные технологии и достижения современной науки, имеющих конкретные результаты своей деятельности.Пилотный проект по развитию общего образования в Москве предполагает изменение управленческих подходов. В первую очередь это управленческая самостоятельность директора и педагогического коллектива. При этом педагогический коллектив получает не только свободу, но и ответственность за принятые решения. Педагогический коллектив в этом случае имеет возможность для создания условий для эффективной работы, расширяется возможность контроля деятельности учреждения со стороны основного заказчика образовательных услуг – родителей – посредством управляющего совета.Первые результаты пилотного проекта вселяют оптимизм. У учителей появилось желание повышать квалификацию, заниматься самообразованием по актуальным темам современности, имеющим практическое использование. Заметно возросло количество учителей – участников интернет-сообществ, видеоконференций, появились созданные учителями образовательные продукты, которыми они охотно делятся со своими коллегами, развивается авторское планирование уроков, научная деятельность.Времени прошло мало, о недостатках говорить пока еще рано, но преимущества уже налицо. Надеюсь, что пилотный проект станет отправной точкой положительных преобразований в подготовке разносторонней личности с высоким потенциалом, конкурентоспособной на рынке труда, отвечающей запросам современного общества и государства.Инна ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №430
Комментарии