Самое сильное театральное средство воздействия на людей – сопереживание. Благодаря ему театр объединяет и детей, и взрослых, заставляя каждого “прожить” происходящее на сцене. Возможность сопереживания сделала театр средством воспитания и образования. Не случайно ведь советская власть национализировала театры и в первую очередь великий МХАТ… Дело в том, что духовный рост – не только следствие накопления духовного опыта предыдущих поколений, к нему надо стремиться с каждым новым поколением заново.
Московский УВК N1811 – самый обычный и находится в самом обычном столичном микрорайоне. Театр здесь расположен в полуподвальном помещении, где был когда-то спортзал. Зрительных мест немного, сотня от силы. Узенькие кулисы из черных штор. Черный потолок. Сцены нет. Актеры работают на свободном пространстве перед рядами. Название для театра подсказала одна особенность. Имена его создателей и многих участников начинались с буквы “А” – первой в алфавите. К тому же находится он на улице Первомайской, в доме под номером 111. Эти три единицы и стали названием – театр “111”.
Театральный колледж, который существует при УВК N1811 около двух месяцев, готовит актеров-педагогов дополнительного образования. Такая вот “двойная” специальность. В колледже учатся десятиклассники УВК. А в самом театре “111” работают уже профессиональные актеры.
Театральный педагог школьного психолога не заменит. Но он дополняет его. Ведь театральное дело – это практическая психология. Актеры и режиссеры занимаются общими законами человеческого поведения. Только они работают над созданием художественного образа на сцене. Он захватывает и увлекает, заставляет сопереживать. А психолог, который тоже имеет дело с законами человеческого поведения, занимается не созданием новой реальности, а разрешением конкретных психологических проблем. Методы работы могут быть похожи. Психологи используют при тренингах элементы актерских упражнений. Театр многое дает для обучения общению, учит организовывать совместную деятельность, выстраивать отношения, распознавать людей. Он помогает “раскопать” ситуацию, как говорит педагог дополнительного образования Татьяна Камнева, то есть разобраться в причинах конфликта, его сути.
Соединить актерское мастерство и педагогику многим кажется полезным делом. Но это, с другой стороны, очень разные профессии. Татьяна Камнева, в прошлом актриса, играла яркие роли. А в школе ей пришлось “закрывать себя”, чтобы не давить на детей, чтобы научить их замечать мелкие детали и подробности, вроде бы ничего не значащие.
Однако вернемся к творчеству. Какое влияние оказывает оно на ребенка и как?
– Мы сделали спектакли предметом исследования, – рассказывает режиссер театра “111” Александр Гребенкин. – Когда со старшеклассниками ведешь откровенный и честный разговор, почти на равных, когда они раскрепощаются, вдруг видишь, что не такие они агрессивные и вспыльчивые, как можно подумать. У них идеалы есть. Взаимовыручка, честность, дружба, стремление что-то открыть, познать. Вечные ценности, ради которых кто-то всегда должен погибать, иначе они исчезнут…
Много было споров на обсуждении одной из пьес Евгения Сабурова. (Автор – человек достаточно известный: был заместителем министра образования в 1990 году, в 1994-м руководил правительством Республики Крым). Сюжет вкратце таков. Спившийся актер живет в подвале. Зарабатывает он тем, что ведет кружок в школе и… собирает бутылки. Вдруг в дверь его квартирки вбегает девчонка, проститутка. Только что она убила… четырех человек. Среди них был парень, который ей нравился, но он не думал встречаться с нею наедине, решил “угостить” и друзей. Перед актером, опустившимся на дно, проблема: помогать ей или нет. Жалеть или не жалеть? Этот же вопрос ставится и перед зрителем… Спор тогда, после премьеры “В мире других”, был нешуточным. “Вы предлагаете жалеть эту дрянь?!” – говорили Гребенкину. “Я предлагаю сочувствовать, – возражал он, – нет сочувствия, нет человека”.
Какие, оказывается, разные вещи – жалость и сочувствие…
Спектакль и его обсуждение, в котором участвуют актеры, драматург, режиссер, – это уникальная воспитательная ситуация. Благодаря сопереживанию постановка объединяет детей и взрослых. В театре “111”разговор со зрительным залом стал непременным компонентом спектакля. Во время действия актер имеет право на прямой разговор со зрителем, иногда очень острый. Театру сегодня легче войти в жизнь подрастающего поколения прежде всего через атмосферу студийности, с помощью камерного школьного зала. Именно здесь, в ситуации разговора “с глазу на глаз”, молодежь начинает осознавать разницу между подлинным искусством и его суррогатами, познает нравственную природу театра. Но это возможно только с людьми, верующими в него. Театр – это стихия идеального, стихия романтики, чистого и бескорыстного чувства и глубокого понимания, что необходимо стяжать в этом мире.
В театральном колледже при УВК занимаются пока чуть более десяти человек. Учиться им предстоит 3 года и восемь месяцев. После занятий в театр приходят ребята и девчонки шестых – седьмых классов. И Татьяна Камнева играет с ними… в куклы.
Если быть точным, то с куклами работают дети, а Татьяна Михайловна садится на первый ряд и наблюдает за спектаклем, который они ставят. Медвежонок, динозаврик и страусенок собираются в поход… Впрочем, спектакль начинается не сразу, ему предшествует серия упражнений на развитие внимания. Ребята собираются в центре сцены. Татьяна Михайловна с ними. Она просит дружно добежать до левой кулисы, остановиться, через две секунды дружно подпрыгнуть, а через три одновременно хлопнуть в ладоши. Потом, собравшись в круг, ребята по очереди, глядя на соседа, называют числа от двадцати до единицы. Но вместо числа, которое делится на три, нужно сказать “Бом-бом” и хлопнуть в ладоши. Казалось бы, как все просто, но когда внимание бродит по сторонам, выполнить упражнение невозможно. А без тренировки внимания не может быть творчества, не может быть настоящего театра.
Такие детские группы существуют при колледже совсем недавно. В них разное количество детей. Их цель – предпрофессиональная подготовка, чтобы после четырех лет занятий, к десятому классу, ребята могли поступить в колледж. Но главная задача – это, как говорит Татьяна Михайловна, “повернуть человека на правду”. Пока мало кто из шестиклассников представляет, что такое настоящий театр. Они приходят и стараются что-то изображать. Все представление о театре состоит в том, что это показушничество и “бябяшничество”. А снять это можно только за счет подлинного проживания настоящего действа. Но увидеть правду не всегда может и взрослый человек. Отличить действительно правдивое действо от игры в действо – в этом вся трудность.
А пока куклы отправляются в поход. Надо позвать маму. Ребята пробуют это по очереди. Ходят по сцене, осматриваются и зовут: “Мама, где ты?!” Но чего-то не хватает, чтобы поверить: это не игра. Не хватает маленькой детали: позвал – прислушался, не ответят ли тебе. Полчаса уходит, чтобы найти этот ход, без которого рушится все правдоподобие сцены. Татьяна Михайловна нарочно не делает подсказок. Что проще: показать, как надо, и, не теряя времени, ставить спектакль дальше. Ребята все запомнят: в том-то месте надо сделать то, в другом – это. И все будет хорошо и гладко. И будут аплодисменты! Но только самостоятельный поиск приводит к правде. Только ищущий человек найдет ее.
Школьные театры можно условно разделить на два вида. Первый – там, где цель, результат работы – спектакль, а воспитательный аспект прилагается. Здесь добиваются, чтобы ребенок действовал по заученной схеме. Второй вид – театры, где все наоборот. Где надо не показывать зрителю, чего требует роль, а жить ею на сцене. Здесь показушничество не проходит. Зато здесь и начинается подлинное творчество.
Виктор БОЧЕНКОВ
Статфакт
В системе дополнительного образования действуют 8617 учреждений. В них занимаются 7,6 миллиона детей (данные Минобразования на 1 января 2000 года). Больше всего – спортсменов (2,5 миллиона человек). Художественное творчество занимает второе место – около 2 миллионов детей. Меньше всего ребят, занимающихся техникой. Тому способствует закрытие производственных предприятий, отсутствие шефской помощи.
Среди учреждений дополнительного образования на первом месте центры. Их в России 2394.
Комментарии