Уже в младшем дошкольном детстве ребенок с помощью педагогов открывает для себя мир человеческих взаимоотношений. Поэтому-то так наполнен период дошкольного детства сенситивными этапами: психическое развитие в возрасте до 7 лет очень чувствительно к усвоению культурно-исторического опыта, передаваемого педагогами воспитанникам.
Происходит это усвоение благодаря многим факторам: речи и общению с педагогами и сверстниками, всевозможным формам познания и включению в самые различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые и многие другие).
Дошкольное детство – это период, который определяет весь дальнейший процесс личностного развития человека. И помочь дошкольнику с ОВЗ, ребенку-инвалиду получить весь доступный для него комплекс услуг обучающей сферы в период с самого раннего детства призван дошкольный уровень образования.
Наши педагоги получили и последовательно внедряют необходимые рекомендации по обеспечению преемственности ранней помощи (детям с нарушениями развития до 3 лет) и помощи в дошкольном возрасте, организации комплексной подготовки детей с особыми образовательными потребностями к обучению в школе.
Наша группа в школе №1034, в которой мы проводим обучение дошкольников с особыми образовательными потребностями, носит название «Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Болезней много, термин один
К детям с особыми образовательными потребностями относятся малыши с выявленными нарушениями в развитии младенческого и раннего возраста, а также дети с высокой степенью риска в возникновении отклонений в развитии. В основном эту группу представляют дети-инвалиды.
Инвалиды детства – собирательный термин, который объединяет прогрессирующие и по большей части непрогрессирующие расстройства различного физиологического характера, возникающие в результате недоразвития или повреждения различных органов на раннем этапе развития. Тяжелые заболевания начинаются либо в период внутриутробного развития, либо в период родов, новорожденности. Такие заболевания продолжаются в течение многих лет, а иногда и в течение всей жизни.
Очень часто у детей-инвалидов, которым требуются особые образовательные условия, наблюдаются двигательные расстройства (параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия), нарушения речи и психические нарушения, а также многочисленные их сложные сочетания.
Специалисты по раннему и дошкольному детству разработали методические рекомендации для работников групп кратковременного пребывания, лекотек и других учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Такие группы необходимы прежде всего потому, что клинические проявления тяжелых детских заболеваний очень разнообразны, они могут зависеть от характера, степени нарушения развития систем мозговой деятельности.
Дошкольников-инвалидов с выраженными нарушениями в развитии, которые нуждаются в создании особых образовательных условий, подразделяют с этой целью на следующие группы:
– с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– с нарушением зрения (слепые и слабовидящие);
– с задержкой психического развития;
– с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые);
– с комплексными множественными нарушениями развития (в том числе с тяжелыми множественными нарушениями);
– с речевыми нарушениями;
– с нарушениями эмоционально-волевой сферы (в том числе с ранним детским аутизмом).
Детям с различными видами нарушенного развития присущи объединяющие их общие закономерности, и они выражаются в часто встречающихся задержках психомоторного и замедлении темпов познавательного развития. Часто у дошкольников с особыми образовательными потребностями выражено замедленное развитие видов детской деятельности (предметной, игровой), темпа формирования умений и навыков. Кроме того, развитие детской речи часто задерживается (по причине изменения способов коммуникации, нарушения словесной регуляции деятельности). Социальная адаптация также характеризуется выраженными и стойкими трудностями взаимодействия с социальной средой, так как нарушено эмоциональное развитие.
В содружестве – сила
Нашей первостепенной задачей в работе с детьми со сложными сочетаниями описанных нарушений в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» является установление и постоянное развитие доверительных партнерских отношений с каждым воспитанником и его семьей. Ведь нам необходимо объединить усилия для развития детей, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки. И поскольку мы приветствуем постоянное взаимодействие с родителями, мы просим их как можно чаще присутствовать на занятиях, участвовать в наших играх и различных досуговых мероприятиях.
Это необходимо для того, чтобы активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, вовлекать всех членов семьи в единое образовательное пространство, совместную работу по обмену опытом.
Например, взаимодействие родителей с педагогом-психологом строится на личностно ориентированном подходе, направленном на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей. Это необходимо для успешного сотрудничества с ребенком, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка и своевременно их скорректировать.
Также важно и взаимодействие учителя-логопеда с семьей – это необходимое условие речевого развития детей с особыми образовательными потребностями, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед и родители действуют согласованно. Целесообразность выбора формы организации работы с ребенком определяется в зависимости от решаемой проблемы.
Постоянная работа совместно с учителем-дефектологом строится на обучении родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. Также сотрудничество позволяет привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему.
Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет не только индивидуальная работа специалистов с ребенком, но и групповые занятия. Для родителей это хороший способ установить новые связи, получить поддержку других родителей, а для малышей – обрести опыт пребывания в коллективе сверстников.
Сотрудничество родителей с инструктором по плаванию позволяет решить задачи, направленные на активизацию сохранных функций, коррекцию и развитие навыков передвижения у детей, чья мышечная сила и подвижность в суставах ограниченны, так как сопротивление воды служит им в качестве опоры для движения. Ребенок с помощью родителей и под руководством инструктора по плаванию может управлять весом собственного тела, перемещать центр тяжести, выполнять координированные движения, передвигаться с различной скоростью, используя возможности воды.
Взаимодействие воспитателя по физической культуре и родителей на занятиях ведет к повышению компетентности членов семьи по вопросам применения адаптивной физической культуры как средства реабилитации и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Развитие физической активности ребенка-инвалида, двигательных возможностей и моторных навыков, повышение физической работоспособности создают основу для его более успешной социализации и адаптации в детском коллективе на дошкольном уровне образования.
В кругу друзей
Комплекс игровых упражнений «Круг»: дети находятся в непосредственной близости друг от друга, им хорошо видны действия взрослых и других детей, и это обеспечивает хорошие возможности для подражания. По ходу такого рода деятельности возникают ситуации, когда ребенок начинает интересоваться предметом, находящимся у взрослого или другого ребенка, а значит, возникает необходимость взаимодействовать с окружающими.
Адаптивная ритмика – это система специальных упражнений, сочетающих музыку, речь и движение, где проговаривание и пропевание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождаются игровыми движениями тела. Обязательное условие выполнения разработанной нами программы – эмоционально положительный фон. На занятиях используются упражнения специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики. В это время кроме педагогов с нашими воспитанниками обязательно находятся родители, они учатся слышать каждый вздох, видеть каждое движение своего малыша.
Сотрудничество родителей с педагогом дополнительного образования по театральному искусству дает возможность содействовать созданию алгоритмов поведения у воспитанников с ООП в различных ситуациях, а кроме того, формированию коммуникативных способностей. В процессе этой деятельности применяются компоненты сказкотерапии, музыкотерапии и элементы ритмопластики.
Взаимодействие родителей с педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции с помощью зрительных образов. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Сотрудничество родителей с музыкальным руководителем помогает детям с ООП выйти из своего внутреннего мира. У них появляется желание взаимодействовать с окружающими. Одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях, является умение подражать действиям взрослого, например, извлекать звуки при помощи музыкальных инструментов, подпевать, танцевать.
Благодаря взаимодействию детей с ООП и воспитанников из общеобразовательных групп можно помочь детям с особенностями развития воспринимать себя такими же, как все, и показать, что их ровесники всегда открыты и могут дать много полезного и интересного для развития личности, а детей из обычных групп научить быть добрее и мудрее.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями не ограничивается только основной образовательной деятельностью. Мамы, папы, дедушки и бабушки принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в учреждении. Досуговое направление является не менее привлекательным, востребованным, полезным, но и является одним из самых трудных. Необходимо так построить работу по подготовке к празднику, чтобы она объединяла детей и членов семьи, наполняла их жизнь радостью общения и творчества. А сам праздник следует рассматривать как форму социокультурной реабилитации.
Во время подготовки и проведения праздников и развлечений и у педагогов, и у родителей есть возможность обмениваться опытом и обучаться друг у друга навыкам взаимодействия, изучать ребенка в другой обстановке, отличной от домашней, приобрести опыт общения с другими детьми.
Нам очень верится, что период сегодняшних вынужденных мер по ограничению массовых мероприятий скоро закончится, и мы снова сможем вести работу не только напрямую с нашими воспитанниками, но и совместно с родителями и другими членами семей детей из группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Очень важно всегда помнить, что дошкольное учреждение открыто для всех детей. Оно необходимо для создания оптимальных условий вхождения маленького человека в большой мир. Хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек».
Наталья СУХАЧЕВА, учитель-логопед школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина
Комментарии