Мой путь к наставничеству начался совсем недавно. Уже в зрелом возрасте, сделав карьеру в финансовой сфере, я поняла, что мечта работать в школе не оставляет меня. И тогда задумалась, хочу ли я прожить свою жизнь, так и не узнав профессионального счастья. Ответ был однозначен: «Нет!»
Антон Павлович Чехов писал: «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?» Я честно задала себе этот вопрос, получив четкий ответ, прошла обучение по программе профессиональной переподготовки в области психологии и поступила в магистратуру МГППУ на факультет «Психология образования». И вот уже три года работаю в школе.
Сейчас, анализируя произошедшие перемены, с абсолютной уверенностью могу сказать, что нахожусь на верном пути, занимаюсь очень нужным и любимым делом.
Работа тьютором с подростками группы риска – выбранное мной направление. О, мои потрясающие трудные подростки! Как же я вас люблю! Вы настоящие! Я абсолютно уверена, что именно из таких ребят получаются лучшие друзья, родители, достойные граждане своей страны. Нам, наставникам, необходимы мудрость и желание помочь, подхватить этот росток, не упустить раскрытие личности.
Наставник – это тот, кто наставляет? Да, конечно. Но тут очень тонкая грань, и делать это нужно очень осторожно. Прежде всего важно заслужить доверие и уважение, а это непросто. Мы вместе с ребятами переживаем сложные ситуации и учимся друг у друга, ведь каждый получает свой опыт. И именно это ценно! Мне кажется, наставник не должен творить копию себя, он должен мягко направлять, уважать индивидуальность личности, делясь знаниями, поддерживая. Часто необходимо просто вовремя услышать, проявить эмпатию, а иной раз и пожурить немного. При этом наставник дает советы, если о них просят. Вот тут в полной мере важен собственный накопленный жизненный потенциал.
Труд наставника сложный, но очень благодарный и необходимый. Как приятно спустя какое-то время увидеть, что твои труды были не напрасны. Росточек вырастет и превратится в настоящее прекрасное крепкое дерево, которое не сломают жизненные испытания, оно с достоинством преодолеет самые сильные бури.
Еще Владимир Иванович Даль говорил: «Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Поэтому у меня есть очень важное правило, которым я руководствуюсь в своей работе: «Входи в класс с улыбкой, неси детям добрую энергию и всегда помни, что ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».
Светлана МЕЧНИК, тьютор школы №1383
Комментарии