search
main
0

Главное – толерантность учителя. ​Обратная связь

В «УГ» за 9 ноября 2010 года я прочитал две статьи по поводу введенного в школьную программу нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Меня удивила критическая направленность статей, удивила позиция их авторов. Так, в статье Владимира Кружалова выражено полное неприятие этого курса. В конце статьи он пишет: «Мое отношение к преподаванию в школе «Основ религиозных культур» отрицательное. Можно ли за один час в неделю воспитать уважение к религиозной культуре и уберечь от религиозного экстремизма? Можно ли с равной любовью и уважением рассказать о православии, католичестве, исламе, буддизме, иудаизме и атеизме? Сплотит ли это российское общество?»

Попробую привести контраргументы. Я задам другой вопрос, который почему-то среди серии вопросов не задает автор, а именно: «А если не будет этого курса, выиграет ли нравственность?» Я убежден, что нравственность, воспитание являются основополагающими началами в педагогике, а при отсутствии этого курса они нисколько не выиграют, а, наоборот, проиграют. Я давно на пенсии и в школе уже не работаю, а работал в основном в советское время, в атеистическом обществе. И какой же была нравственность школьников в то время? На этот вопрос я ответил бы словами из известного романа И.Ефремова «Час быка»: «Чудовищная невоспитанность детей никого не смущала». Это сказано про наших детей, наших школьников, и если даже тут есть какое-то преувеличение, то все же в основном так и было.  Да, согласно закону Министерства образования и науки РФ мы не должны навязывать ученикам религиозные взгляды. Что ж, я и не предлагаю нарушать это предписание. Насилия над личностью ученика и не должно быть, но знакомить детей с ценностями разных религий я считаю необходимым. Как знать, быть может, этот курс даст толчок к формированию такого же деятеля и богослова, как дьякон Андрей Кураев, или такого же философа, как С.Франк. А духовный мир учащихся, а также их нравственность данный курс повысит, вне всякого сомнения. А то, что пособия где-то имеют не ознакомительный характер, а содержат назидание, из-за этого зачеркивать такой полезный курс, оставляя учащихся в «духовном и культурном вакууме», совершенно неверно. Автор другой статьи, Михаил Бураков, считает, что основы религиозных культур, если их вести по отдельности, будут разделять общество на своих и чужих. Такое опасение может быть справедливо для тех регионов, где есть смешанное по национальности население, но таких регионов немного. И потом, главный фактор – в чувстве такта и толерантности преподающего. По-настоящему культурный человек не может относиться неуважительно к любой из религий, представленных в программе. Эдуард СЕМЕНОВ, бывший учитель русского языка и литературы, 73 года, пенсионер, п. Новочернореченский, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте