В последнее десятилетие на огромной территории Сибири число школ возросло более чем на 900. Много малокомплектных и малочисленных школ. Это – особенности региона. К сожалению, доктрина о них умалчивает. А должна бы обозначить определенную неприкосновенность этих школ! О них почти забыли (в научно-методическом плане), а ведь в условиях вариативного образования раскрываются большие возможности для разработки конкретных направлений существования таких школ.
В условиях Сибири особенно тяжело содержать школьное хозяйство. Чего только стоит подготовиться к отопительному сезону (особенно в сельской школе)! В Доктрине образования (раздел “Основные задачи государства в сфере образования”) говорится о том, что необходимо создать социально-экономические условия для приоритетного развития образования, качественно изменить его финансирование (в частности, нормативное финансирование). На наш взгляд, в этом документе следовало бы указать на то, что государственные органы управления (местного самоуправления) берут на себя заботы по наиболее трудоемким хозяйственным направлениям содержания образовательных учреждений (по согласованию с руководителем образовательного учреждения и по его заявке). Только в этом случае с руководителя можно серьезно спросить за результаты учебно-воспитательного процесса в школе. Другая проблема – те управленческие органы, которые ответственны за качество образования, осуществляют и государственную экспертизу этого качества, аттестацию и аккредитацию, лицензирование. При такой организации образование становится сугубо замкнутой системой, что приводит к постепенному нивелированию процессов аттестации и аккредитации, их заформализованности (что и наблюдается уже сейчас!). Доктрина должна отреагировать на это и в разделе “Основные задачи государства в сфере образования” включить следующее положение: “Обеспечение государственной общественной внешней, не зависящей от органов управления образованием, всесторонней и объективной аттестации работников общего образования и аттестации и аккредитации образовательных учреждений как общего, так и профессионального образования”. Почему всесторонней и объективной? Потому, что пока в аттестации преобладает “знаниецентристский” подход, когда выявляется только уровень знаний и умений учащихся или студентов, стимулируется приоритет знаний, а не развития. При этом в подавляющем большинстве используется известная пятибалльная шкала отметок, носящая очень высокую субъективную составляющую. Другими словами, не желая того, аттестация склоняет отдельных учителей и в целом все коллективы образовательных учреждений к узконаправленной, односторонней деятельности, к забвению воспитания.
Если говорить об основных задачах воспитания, то доктрина не обошла их вниманием. Однако читаем: “Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры… воспитание патриотов России…” и т.д. Странно, разваливали систему воспитания всем государством, а восстанавливать должно одно ведомство. К проблеме воспитания надо в корне изменить подход. В доктрине следовало бы отразить специальное направление общенациональной, государственной ответственности за подрастающее поколение. Это дорого и сложно, но без этого будущее России представляется сомнительным.
К сожалению, нет определенной концепции отбора содержания обучения. А науки имеют ядро знаний, которое не зависит от научно-технических революций. Оно растет очень медленно. Вот оно и должно стать основой содержания образования. Следствия же из этого ядра растут очень быстро, и наша задача – научить школьников осваивать эти следствия (т.е. реализовать исследовательский характер обучения). В этом случае ученику не надо будет копировать учебник (логика которого школьнику не понятна).
Кстати, такой подход значительно облегчает процесс освоения знаний, снижает перегрузки. Вот почему, на наш взгляд, в обсуждаемых документах было бы целесообразно, говоря о содержании образования, указать на необходимость методологически обоснованного отбора содержания и структурирования учебного материала.
Почему-то считается, что перегрузки учащихся осуществляются за счет больших объемов изучаемого материала. Но существует еще как минимум два фактора перегрузки детей. Во-первых, дублирование одного и того же содержания в смежных предметах, измененного до неузнаваемости. Ученики порой даже и не подозревают, что изучают то же самое. Крайне важно в рассматриваемых доктрине и концепции перехода на 12-летнее образование подчеркнуть необходимость согласования содержания как по вертикали, так и по горизонтали. Согласование содержания должно стать ведущим принципом обучения.
Василий СИНЕНКО,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, ректор НИПКиПРО
Новосибирск
Комментарии