Заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Юрий СОЛЯНИКОВ в своем выступлении на конференции рассказал о проектах, которые запланированы в Северной столице в рамках Года учителя. Их реализация, подчеркнул Юрий Владимирович, – общее дело городских властей и отраслевого профсоюза.
Достаточно символично, что наше отчетно-выборное собрание проходит сегодня, ведь 2010 год объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Мне кажется, что это не только признание заслуг, обозначение высокого статуса учителя, но и большая ответственность всего педагогического сообщества.
Успешность проведения всех мероприятий Года учителя возможна при конструктивном взаимодействии между органами исполнительной власти и Профсоюзом работников народного образования и науки. Основой наших взаимоотношений является подписанное в 2007 году Соглашение между Комитетом по образованию и территориальной организацией профсоюза по основным вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
Сегодня в системе образования Санкт-Петербурга работают более 68 тысяч педагогов. В предыдущие годы мы провели все необходимые финансовые реформы в области образования, которые дали свои результаты. Большая заслуга в успехе этих нововведений принадлежит профессиональным союзам.
Среднемесячная заработная плата учителей школ Санкт-Петербурга в 2009 году составила более 21 тысячи рублей. В наших школах практически нет вакансий. За последние 3 года более 1100 молодых учителей приступили к профессиональной деятельности.
Мы прекрасно понимаем, что современному учителю нужны качественные условия для работы, в том числе современное школьное здание. В начале учебного года мы открыли 2 новые школы и 14 новых детских садов. Для обновления материально-технической базы образовательных учреждений правительством города принята Программа комплексного капитального ремонта образовательных учреждений, которая предполагает полное освобождение здания на 1 год и проведение за этот период всего комплекса ремонтных работ. Через год учащиеся и педагогические коллективы школ возвращаются в полностью обновленные здания. За два года работы этой программы отремонтировано 28 зданий; 28 педагогических коллективов начали работать в «старых», но полностью обновленных и технически оснащенных помещениях. В Санкт-Петербурге построен 301 пришкольный стадион. В настоящее время на комплексном капитальном ремонте находятся еще 19 объектов, срок ввода которых – 1 сентября 2010 года. Не всегда эта работа проходила гладко: были, да иногда и сейчас появляются «сомневающиеся», говорящие, что после ремонта здание будет продано и не вернется в систему образования. Эти опасения напрасны! В этой связи я хотел бы поблагодарить всех работников профсоюза и лично Владимира Николаевича за государственный подход, за зрелую позицию, за желание вникать в проблемные ситуации и вместе с органами управления образованием разрешать эти сложности.
Все государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга имеют доступ в сеть «Интернет» и современное компьютерное оборудование. Активно приобретаются уже не просто компьютерные классы, а цифровые лаборатории по физике, химии, робототехнике, оборудование для видео-конференц-связи. В школах Санкт-Петербурга внедрена цифровая управленческая система «Параграф» и электронный дневник, все шире используются электронные журналы. Все это создает такие условия для учителя, чтобы он хотел работать в школе, и работать творчески, чтобы и самому учителю было интересно.
Проявления инициативы, педагогического творчества, стремления передать свой опыт, естественно, нуждаются в поддержке. Педагоги Санкт-Петербурга активно участвуют и побеждают во Всероссийских профессиональных конкурсах «Лидер в образовании», «Учитель года России», «Педагог-психолог России». Сейчас в нашем городе проходит финал восьмого Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
Дополнительно к федеральным инициативам начиная с 2006 года правительство Санкт-Петербурга учредило премии по номинациям «Лучший учитель», «Лучший классный руководитель» и «Лучший мастер производственного обучения». Равными участниками конкурсного движения являются и негосударственные образовательные учреждения: ежегодно в результате конкурса одно НОУ получает субсидию на внедрение инновационных образовательных программ в размере 1 миллион рублей.
Успех современной школы во многом связан с личностью ее руководителя, поэтому уже в течение двух лет мы проводим конкурс руководителей образовательных учреждений, победители которого ежегодно получают 10 премий по 100 тысяч рублей.
Поддержка учительского потенциала во многом определяет успехи сборных команд Санкт-Петербурга на предметных олимпиадах. По результатам прошедшего сезона 8 петербуржцев стали победителями международных олимпиад, 112 школьников привезли награды с Всероссийской олимпиады школьников. Работа с талантливыми детьми и подготовка их к интеллектуальным победам – огромный труд. Поэтому мы решили поддерживать учителей, работающих с одаренными детьми. Педагогам-наставникам, подготовившим победителей и призеров международных олимпиад, выплачена премия в размере 100 тысяч рублей, а тем, кто подготовил победителей всероссийских олимпиад школьников, – 80 тысяч рублей.
Одной из часто «забываемых» категорий в системе образования являются воспитатели детских садов. При этом важность работы и качество труда этих специалистов очень высоки. С 2009 года правительством Санкт-Петербурга принято решение проводить конкурс «Лучший воспитатель государственного дошкольного образовательного учреждения Санкт-Петербурга», победители которого получают премии.
В 2010 году будет проведен еще один конкурс «Лучший педагог дополнительного образования».
Всего начиная с 2006 года государственную поддержку в виде федеральных субсидий и премий правительства Санкт-Петербурга получили 180 школ и 1382 педагогических работника Санкт-Петербурга.
Все эти конкурсы проходят при вашем самом активном участии. Представители теркома профсоюза ежегодно входят в состав экспертных комиссий приоритетного национального проекта «Образование», в состав организационного комитета Конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга, принимают активное участие в работе Главной аттестационной комиссии.
В целях обеспечения роста доходов работников системы образования создана совместная рабочая группа по вопросу проведения аттестации работников, относящихся к категории общеотраслевых служащих учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в которую вошли представители теркома профсоюза. Результатом стало распоряжение комитета о внутридолжностном квалификационном категорировании, которое позволило повысить заработную плату таким категориям работников, как библиотекари, психологи, инженеры-лаборанты, бухгалтеры и другие.
Представители профсоюза принимают участие в консультациях по вопросам реализации распорядительных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, в частности, распоряжений комитета о реорганизации учреждений начального и среднего профессионального образования.
Мнение профсоюзной организации учитывается при выдвижении кандидатов на награждение государственными наградами и знаками отличия в сфере образования.
Хочу особо остановиться на некоторых принципиально важных аспектах нашей предстоящей совместной деятельности в Год учителя.
Ряд проектов Года учителя запланирован совместно с общественными организациями, такими как Клуб «Учитель года», «Всероссийское педагогическое собрание». Это такие проекты, как: «Сегодня молодой учитель, завтра – лидер образования», «Творческий диалог на языке инновационных технологий», направленные на сохранение в школах лучших педагогов, постоянное повышение их квалификации и пополнение школ новым поколением учителей. Они реализуются при непосредственной поддержке территориального комитета профсоюза.
Важную роль в Год учителя мы отводим формированию позитивного образа петербургского педагога. На решение этой задачи будет направлено издание подарочной книги «Учительские династии Санкт-Петербурга XIX-XXI веков»; выпуск компакт-диска «Золотые уроки учителей Санкт-Петербурга»; выставка творческих работ «Учитель вне школы», которая познакомит петербуржцев с гранями таланта наших педагогов. Кроме этого, совместно с профсоюзами мы планируем посадку аллеи деревьев в Парке 300-летия Санкт-Петербурга, посвященную учительским династиям, и проведение поэтического конкурса среди учителей «Учитель, именем твоим…».
За последние годы нами совместно с территориальным комитетом профсоюза образования и науки проведено множество мероприятий. Еще больше предстоит сделать в Год учителя. Считаю, что главное – желание работать, умение слышать друг друга и стремление осуществлять системную согласованную работу.
Комментарии