Учитель в Чеченской Республике одна из самых престижных и востребованных профессий. И не случайно огромное внимание здесь уделяется повышению квалификации педагога, ведь в каждой школе должны работать учителя, которые могут учить детей, применяя самые современные педагогические технологии и методики.
По приглашению Министерства образования Чеченской Республики и Чеченского института повышения квалификации педагогических работников с 7 по 10 июня в Грозном специалисты Городского методического центра Департамента образования Москвы провели обучающие семинары для педагогов Чечни в рамках курсов повышения квалификации.Радушно, гостеприимно, тепло встретил яркий и живой Грозный московских методистов. Приятно было увидеть доброжелательный и деловой настрой слушателей семинаров: заместителей директоров школ Чечни и учителей республики. Осознавая важность и актуальность перехода к обучению по ФГОС, педагоги проявили высокую активность, большую заинтересованность в работе семинаров.Среди вопросов, которые обсуждались на семинарах, – внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, разработка основных образовательных программ, создание учебных планов, разработка программ учебных предметов и программ курсов по выбору, общественное обсуждение примерных программ, формирование читательской компетенции детей, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся, проведение эффективного урока, создание технологической карты урока.Работу семинаров открыла заместитель директора Городского методического центра Елена Кузнецова. Она отметила актуальность и значимость заявленных тем, пожелала участникам семинаров плодотворной, творческой работы. Елена Валерьевна ознакомила педагогов с технологией разработки основной образовательной программы школы на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов, отметила, что стандарт расширяет самостоятельность образовательной организации и предполагает активное участие педагогов, родителей и учащихся в жизни школы, в том числе в определении основных параметров учебного плана, содержания и форм внеурочной деятельности, направлений социального партнерства, в создании условий реализации образовательных программ. Неотъемлемой частью образовательной программы является учебный план, поэтому вопросам, связанным с сопровождением деятельности образовательной организации по разработке и реализации эффективного учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС, Кузнецова уделила особое внимание.Слушатели работали в интерактивном режиме: заместители директоров сами составляли учебные планы разных уровней образования, конструировали эффективные учебные планы профилей на уровне среднего общего образования.Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе, поэтому процесс формирования грамотного читателя, включающий в себя не только повышение качества чтения, но и уровня понимания прочитанного, обеспечивает предметную подготовку детей, создает дидактические условия для овладения нашими школьниками универсальными учебными действиями. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. О работе по формированию читательской компетентности в системе планируемых результатов рассказала специалистам начальной школы старший методист Городского методического центра Любовь Ульяхина.Как не заблудиться в огромном количестве существующих программ, научиться использовать в работе авторские программы, каковы принципы построения программ – ответы на эти вопросы прозвучали в выступлении старшего методиста Городского методического центра Николая Антонова. Николай Викторович ознакомил участников семинаров с особенностями различных программ, нормативно-правовым сопровождением образовательного процесса, принципами построения планируемых результатов и отбора содержания образования.Что же такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования? Вопросы эти непростые, ведь педагог должен создать индивидуальную педагогическую модель образования с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей. О том, как разработать программы учебного предмета и программы курсов по выбору, рассказала педагогам методист Городского методического центра Светлана Гончарук. Практическая часть выступления включала возможность для педагогов самостоятельно разработать фрагмент программы учебного предмета, который они преподают, а также попробовать себя в качестве экспертов – слушатели семинаров проводили экспертизу программ курсов по выбору, предложенных методистом.Большой интерес слушателей вызвало выступление старшего методиста Городского методического центра Валерия Маркова о современном уроке. Валерий Леонидович рассказал педагогам о проекте «Урок в Москве», показал фрагменты уроков географии, которые проводятся в Третьяковской галерее, в музее-заповеднике «Коломенское», ответил на возникшие у участников семинара вопросы. Образовательная среда любого города обладает неограниченными возможностями для развития предметных и метапредметных навыков, направленных на то, чтобы помочь раскрыть потенциал каждого ученика, проявиться его индивидуальности. Современные эффективные уроки позволяют расширить предметное содержание изучаемого курса, способствуют формированию не только предметных, но и метапредметных умений, помогают учащимся освоить навыки исследовательской деятельности.Современные условия развития общества требуют переориентации обучения: не готовые знания и набор информации должен давать учитель, а развивать личность ребенка, его творческие способности, самостоятельность и критичность мышления, умение работать с информацией, поэтому такие формы работы, как проектная деятельность, самостоятельное исследование, становятся сегодня важнейшей составляющей системы средств, сложившихся в педагогическом опыте. Вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью учащихся, организацией работы над проектом и исследованием, нашли свое отражение в выступлении методиста Городского методического центра Дмитрия Сковородкина. Работая в фокус-группах, индивидуально и в парах, педагоги получили возможность расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.Три дня работы на семинарах прошли в дружеской обстановке и с очень активной аудиторией, плодотворно и в живом общении, занятия оказались насыщенными, информативными, а педагоги получили много практических советов и рекомендаций.Участники семинаров отметили, что занятия предоставили педагогам Чеченской Республики широкие возможности для повышения квалификации, раскрытия творческого потенциала, приобретения необходимых знаний и навыков, которые помогут им организовать учебную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.Заканчивая работу семинаров, методисты Городского методического центра поблагодарили слушателей за активную и неформальную работу, желание заниматься любимым делом и учиться чему-то новому и, конечно, за радушную, дружескую атмосферу, царившую на протяжении всего пребывания московских специалистов в столице Чеченской Республики.Надеемся, что наше сотрудничество не закончено и самое интересное еще впереди. До новых встреч, Грозный!Светлана ГОНЧАРУК, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы
Комментарии