В рамках 10‑го, юбилейного, Московского международного салона образования ММСО.EXPO-2023 в 57‑м павильоне ВДНХ состоялась панельная дискуссия на тему «Медиаграмотность школьника и медиакомпетенции педагога: ресурсы и возможности».
Модератором и одним из организаторов круглого стола выступил главный редактор «Учительской газеты», директор АНО «Школьный пресс-центр» Арслан Хасавов. Спикерами сессии стали сопредседатель Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения РФ, директор московской школы №1164 Михаил Клочихин, заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки города Москвы, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус, руководитель группы креативных средств обучения ГК DIGIS, методист московской школы №57 Елена Давыдова-Мартынова и руководитель проектов компании EdCase, амбассадор бренда VSDC Мария Зяблицкая.
Экспертами были подняты несколько актуальных вопросов, касающихся медиасферы. Пожалуй, начнем по порядку.
Как сегодня развиваются медиаобразование и медиаграмотность?
«Для начала хочу сказать, что медиаобразование в России переживает заметный подъем. В эту сферу приходят новые энергичные люди как из числа преподавателей русского языка и литературы, так и из числа профессионалов медиаотрасли. Причем профессионалов самого высокого ранга: генеральные директора медиакомпаний, главные редакторы ведущих изданий и другие специалисты», – открыл встречу Арслан Хасавов.
Модератор отметил, что основным двигателем развития этого направления является Департамент образования и науки города Москвы, запустивший пилотный проект «Медиакласс в московской школе». На данный момент участие в столичной инициативе принимают 155 образовательных организаций.
Директор московской школы №1164 Михаил Клочихин подробнее рассказал слушателям о векторе развития медиаобразования и поделился своим опытом: «Все московские предпрофессиональные проекты, как и «Медиакласс в московской школе», прошли большую трансформацию. И не только в плане понимания их департаментом, родителями, детьми и педагогами. То, как это начиналось и выглядело несколько лет назад, и то, что мы видим сейчас, – это небо и земля. Сейчас в школах работают действительно хорошие специалисты: учителя, руководители СМИ, известные медиаперсоны. Думаю, Арину Шарапову вы все прекрасно знаете, как и нашего друга Арслана Хасавова, занимающегося с ребятами».
Дополнительно Михаил Клочихин упомянул, что медиакласс – это 10-11‑е классы, то есть в большинстве своем уже определившиеся с факультетами и вузами ребята. А вот медиавертикаль – первая профессиональная проба пера для 7-9‑х классов.
Более того, чтобы весь «организм» функционировал, в школы привлекают новые опытные кадры и завозят необходимое оборудование. «Целые залы с техникой, за которой, самое главное, сидят не наши работники, а дети», – подытожил спикер.
В текущем учебном году завершается пилотная часть проекта «Медиакласс в московской школе». Первые ласточки вот-вот сдадут экзамены и отправятся поступать в вузы мечты. «А с какими ожиданиями встретит их ваша приемная кампания?» – поинтересовался модератор у Александра Милкуса.
К всеобщему удивлению, эксперт с улыбкой ответил, что они не так уж сильно кого-то ждут: «В идеале я бы хотел, чтобы выпускники медиаклассов поступали не только на журналистику». С учетом приобретенных умений можно и даже нужно идти в инженерные, педагогические и медицинские университеты. Обучение в предпрофессиональном медиаклассе не является исключительно линейной системой подготовки к поступлению на журфак. В данное направление заложены более широкие компетенции.
«Это предмет, который, как цветок, пробивается через асфальт. Спустя какое-то время медиаграмотность станет одним из ключевых предметов современной школы. Удивительная история, отражающая наш сегодняшний цифровой мир и новый жизненный этап, когда компетенции в работе с информацией нужны любому современному человеку. Предмет «Медиаграмотность» – это и про информатику, и про ОБЖ, и про историю и т. д. Потому что, например, без физики вы не сможете объяснить, как правильно выстраивать кадр или что такое диафрагма», – пояснил спикер.
Где педагогам повышать медиаквалификацию и черпать новые знания?
Затем Александр Милкус акцентировал внимание аудитории на том, что сейчас необходимо активно развиваться на федеральном уровне: составлять курсы, учебники по медиаграмотности и информационной безопасности. «Мы уже говорили с представителями Министерства просвещения РФ, что такая работа должна быть проведена. В июне мы хотим организовать Всероссийскую конференцию «Проблемы в преподавании медиаграмотности в средней и старшей школе». Думаю, в свою очередь запустим и курсы по повышению квалификации. России нужно выстраивать собственную политику по медиаграмотности как ключевому предмету в школьном образовании. Я в этом убежден», – подытожил эксперт.
Какое оборудование требуется иметь в школе, чтобы освоить навыки профессий в сфере медиаиндустрии?
Микрофон взяла Елена Давыдова-Мартынова: «Я давно работаю в сфере школьных медиапроектов. И подобными вопросами мы стали задаваться еще до появления официального проекта «Медиакласс в московской школе». Конечно же, оборудование должно быть простым в использовании. Ведь не каждая школа может позволить себе специалистов, допустим, с телевизионным бэкграундом. Приведу пример: когда мы начали работать над проектом «Медиакласс DIGIS», то в процессе изучили несколько школьных смет. Нас поразило, что туда включили метровые звуковые и видеомикшеры. Такое дорогостоящее оборудование никогда не будет использовано в школе на 100%. Вместе со специалистами группы ГК DIGIS мы собрали универсальный пакет оборудования, который подойдет любой школе и любому педагогу».
Получается, чтобы выстроить работу на должном современном уровне, требуется легко собираемое оборудование, которое не страшно уронить или доверить ребенку. И цена разработанного специалистами оптимального пакета, по словам Елены Давыдовой-Мартыновой, составляет примерно 2 миллиона рублей.
В конце дискуссии Михаил Клочихин заключил, что на самом деле это не просто расходы, а прямые инвестиции.
Какие программы и инструменты могут предложить отечественные производители медиапедагогам?
«Сегодня я расскажу о российской компании «Мультилаб» и не так давно разработанном видеоредакторе VSDC. Коллеги из Нижнего Новгорода за несколько лет сумели создать профессиональный видеоредактор, позволяющий работать на высоком уровне. В настоящее время VSDC внесен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и рекомендован к импортозамещению. А в 2023 году выпущена новая лицензионная версия, которой можно оснащать образовательные организации», – поделилась новостями Мария Зяблицкая.
…Так мы плавно и дошли до секции вопросов. Слушатели делились насущными проблемами, советовались с экспертами и отмечали моменты, требующие доработки.
Интересен тот факт, что встреча прошла в зале с говорящим названием «Доверие». И случайностью это никак не назовешь. Ведь все, что касается наших детей и их образования, напрямую связано с доверием к государству, руководству учебных заведений и, конечно же, педагогам.
Справка
С 1 апреля все записи мероприятий ММСО.EXPO-2023, включая панельную дискуссию «Медиаграмотность школьника и медиакомпетенции педагога: ресурсы и возможности», будут доступны на платформе «ММСО.Коннект».
«Учительская газета» вошла в список информационных партнеров мероприятия.
Дарья Южик, фото автора
Комментарии