\”Евгений Онегин XXI века\” – весьма необычный проект по литературе. Его паспорт представлен в стихотворной форме, онегинской строфой, с большим чувством юмора. Проект предполагает исследование того, какие изменения с героем романа Александра Сергеевича Пушкина происходят в XXI веке. Учитель подробно рассказывает своим коллегам, как организовать своих учеников для подобного стихотворного \”подвига\”, и какую пользу это принесет учебному процессу.
Нас вскоре ждет второй. XX XX XX Сначала – . Вопрос – ответ. В теченье – ваять! Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты) XX X
Краткое содержание проекта
Не мысля этот свет забавить,
Как все, устав от суеты,
Хотела б я тебе представить
Проект, достойный простоты.
Учиться мы не перестанем,
Век девятнадцатый помянем.
Хороший извлечем урок
И перекинем к нам мосток.
И «Наше Солнце» А.С. Пушкин
Опять сердца расшевелит,
Научит нас, и просветит.
Лишь ставьте ушки на макушки
И в знанья сложатся слова:
«Онегин: I глава\”.
Теперь в подробности вникаем:
Чтоб быть тотчас же не плаву,
Сначала все мы прочитаем
Подробно первую главу.
Учебной практике послушны,
Мы класс распределим по душам.
И распадается наш класс:
Четыре группы – в самый раз.
И группа первая отныне
Все – воспитанью посвятит.
Вторая группа подтвердит:
Образование – святыня.
А третьей выучить не лень
Онегинский занятный День.
Четвертая без предисловий,
Имея к Пушкину любовь,
Всегда должна быть наготове
Нам подсказать, что будит кровь
В герое, в авторе. Порою
Столь разные они, не скрою.
Но что такое может быть,
Что их могло объединить?
Итак, вот группы все готовы –
Что для учебы – первый знак.
И первый завершен этап
Работы нашей, столь толковой.
Но не тревожьтесь, боже мой,
Нас вскоре ждет этап второй.
Теперь задания другие
Всем нашим группам предстоят.
В учебно-творческой стихии
Опять же важен результат.
Теперь на кон поставлен с вами
Образованье, воспитанье
И день, что прожил человек, –
И дата: XXI век.
Четвертой группе мы покажем
Заданье – сложности иной.
Уже онегинской строфой
Ребята нам про все расскажут.
Итог получим без сомненья:
Готовое произведенье.
Предметы
Замечу вкратце и про это
И оговорка здесь нужна.
Проект направлен на предметы:
Литература, МХК.
Несет он (очень важно это)
И кое-что из этикета.
А также (это в наше дни)
Ему история сродни.
Строкою первой величаво
Про дядю, честного вполне,
Чья собственность всегда в цене,
Проект еще восходит к праву.
Да хоть какой возьми предмет, –
А Пушкина где только нет!
Класс
Программа выбрана богата.
Но, думаю, что в самый раз
Сюда подходит класс девятый
(Он интересный есть у нас).
Продолжительность проекта
А времени? Считайте сами,
Согласно этакой программе,
Да как пойдут у нас дела, –
То месяца, примерно, два.
А коль в подробности вдаваться,
Да дел, конечно, здесь не счесть.
Вечернее же время есть
Для подготовки презентации.
Увы, и это не предел.
Ворует время тот, кто смел!
Основа проекта
Дидактические цели. Ожидаемые результаты обучения
Не перечислить б, самом деле
(И это – снова результат),
Здесь дидактические цели?
И мы их расположим в ряд.
Во-первых: к классике вниманье,
(А это есть образованье).
Работа в группах, как пример
Педагогических манер.
Еще свободное мышленье,
В век девятнадцатый ходьба.
И, примеряя не себе
Его, всех пригласить к общенью.
И творчески создать главу:
«Как в XXI я живу?».
Образовательных стандартов
Теперь коснемся мы слегка.
В девятом классе очень жарко,
Литература – тяжела.
Но если путь не бесконечен,
То Пушкин, как «Онегин» вечен.
И выберет его главой
Да хоть когда, стандарт – любой!
Верна учебная программ
«Онегин» всем необходим.
Мы пошагаем вместе с ним,
А если группы и устанут,
То Пушкин снова тут как тут:
«Благословен наш тяжкий труд!».
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Составить, в общем-то, непросто
(Ну а кому сейчас легко?)
Сеть направляющих вопросов,
Да так, чтоб было глубоко!
Но этот путь для нас привычен:
Итак, в чем сходство и различье
Между Онегиным и мной?
Вот вам один вопрос простой.
Другой вопрос сердца тревожит,
И это все хотели б знать.
«А мы вот с вами так не можем,
Гулять, знать языки, читать?»
Но разность есть, само собой,
«Между Онегиным и мной».
Вопрос, он главный, право слово,
И он проекта естество.
И составляет он основу
Ума и дела моего.
А это все хотели б знать:
«Зачем «Онегина» читать?
Проблемные вопросы учебной темы
И вот еще на эту тему
Вопросы в статусе проблемных.
Что изменилось в человеке,
И сколь на нас влияет век,
Как изменился человек
Сегодня, в XXI веке?
Насколько, более того,
Подвижна нравственность его?
Учебные вопросы
А дальше задаем мы просто
Чтоб нам в учебе повезло,
Одни учебные вопросы:
К примеру: «Кто такой Дидло?».
Или Истомина на сцене
Звезда? И кто ее заметит?
Ужель театр всегда в чести?
И стоит ли туда идти?
Потом вне всяческих открытий
Мы от души поговорим
Об экономике и Смите,
О кризисе. Что делать с ним?
И кто про что, а я – про это:
Что главное во всем – ответы…
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
1) Приятно – вам, приятно – мне: тестирование по главе.
2) – А это даже слаще хлеба: ах, обоюдная беседа!
Теперь – из сферы инноваций: поток учебных презентаций по ключевым местам главы. И это можем сделать мы.
И пусть с небес посмотрят боги, что получает в итоге: про век наш, про свою страну напишем сами мы главу. И в ней (нельзя же нам иначе) путь нравственный наш обозначим. И наш настрой, и наш накал… А все «Онегин» подсказал!
Описание методов оценивания
Оценки? Нет, не канут в Лету…
Лет через триста, может быть.
Каков оценивания метод?
Как нам работы оценить?
Так результаты обозначим:
Как группа справилась с задачей?
Кто и насколько что постиг?
Возможен лидерский дневник
Еще напомнит нам про это
В процессе, может и не раз,
(К чему готов уже весь класс)
Неповторимая анкета
А в ней вопросов «целы Томы»
Все по «Онегину». Увы.
Еще, кого бы не спросили
Везде она всегда нужна,
Ах, дорогая рефлексия,
Умна, доходчива, важна.
Раздаст учитель по уму…
Да вместе знаем, – почему.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Так что необходимо знать нам
Чтобы к проекту перейти?
Какие нам нужны занятья,
Чтобы не сбиться на пути?
Во-первых, текст – ведь он основа.
Его читаем снова, снова.
И постигаем его суть
Не просто так, не как-нибудь.
Составить пару презентаций,
Используя аж Интернет
(А без него – и смысла нет)
Конечно, надо попытаться.
А как приятно, Боже мой,
Владеть «Онегинской строфой!».
Учебные мероприятия
Нам пригодятся очень кстати –
Без плана и работы нет –
Учебные мероприятья:
Сначала – текст. Вопрос – ответ.
На это с вами, в самом деле,
Мы отведем одну неделю.
И знаниям своим подстать, –
две целых их презентовать
Потом мы точно будем с вами.
В порядок мысли приводить.
Их оформлять. И, так и быть,
Согласно этой вот программе,
Читать, писать и сочинять
В теченье месяца – ваять!
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (проблемный ученик):
Теперь в подробности вдаваться
Придется. И весьма хотим.
Ведь метод дифференциаций –
Он в группах так необходим.
Но коли интерес велик,
Держись, проблемный ученик.
К тебе я прикую вниманье,
Ты тоже справишься с заданьем.
Одаренный ученик:
А вот и очень увлеченный
Глаза горят и сердца стук!
Он – бесконечно одаренный,
А значит – лидер. И мой друг.
И вот удел хитросплетений
Группу сложить – для вдохновений.
Сие – и это знаю я,
Зависит только от меня.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты):
Сейчас рассмотрим разный спектр
Материалов, так сказать.
Так что нам нужно для проекта,
Чтобы его реализовать?
Компьютер, принтер, цифровик
Набор-то, в общем, невелик.
Здесь, в общем, главное, ребята,
Сам Пушкин да ума палата.
И пусть нас небо не оставит,
Пусть солнышко нам дарит свет.
И Лотмановский комментарий.
Вот это все нам надо взять
И вместе с Пушкиным – гулять!
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты):
В конце, пожалуй, этой темы
Хотелось бы у нас имееть
Комплект издательской системы.
Но если что, – все сбросить в Сеть!
Пусть посетит нас и директор
На презентации Проекта.
Пусть почитает, что мы пишем,
Как в XXI веке дышим.
И пап, и мам сюда добавим,
Проекту каждый будет рад.
А это – тоже результат.
(Хоть средь родни себя прославим).
… На небе солнышко сидит.
И с Пушкиным на нас глядит.
Материалы на печатной основе
Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
Другие принадлежности
Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе
Интернет-ресурсы
Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта
Другие ресурсы
Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта в процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.).
Ирина Львова, учитель русского языка и литературы гимназии №6 им. академика А.Н. Крылова города Алатыря Республики Чувашия, победитель XII конкурса «Сто друзей»
Комментарии