search
main
0

Главное. Принять тех, кто не похож на тебя

​В далеком 2008 году четыре семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, обратились к заведующей детским садом, расположенным на территории района Покровское-Стрешнево, с просьбой зачислить их малышей в группу. Оказалось, что ни одно из дошкольных учреждений района не занимается с детьми-колясочниками. Тогда коллективом детского сада «Незабудка» было принято решение принять четырех ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата в свое структурное подразделение «Лекотека».

С тех пор прошло восемь лет. Сейчас в дошкольном отделении образовательного комплекса №830 на психолого-педагогическом сопровождении находятся 75 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 25 детей имеют статус «ребенок-инвалид». Большая часть детей с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности (инклюзивные). Такая модель «встраивания» ребенка с особыми образовательными потребностями позволяет им получить опыт адаптации в коллективе сверстников, приобрести друзей, развить навыки коммуникации. При этом у здоровых детей формируется уважение к особенностям другого человека, чувство эмпатии.Дети, которые по состоянию своего здоровья не готовы к включению в коллектив сверстников в режиме полного дня, могут ходить в группы кратковременного пребывания. В дошкольном отделении таких групп две. Их посещает вместе с родителями 21 ребенок, имеющий нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, умеренную и выраженную умственную отсталость, синдром Дауна, эпилепсию. С детьми постоянно работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи. Задача педколлектива детского сада – выстраивание оптимального образовательного маршрута для любого воспитанника. И вот результат: большая часть выпускников лекотеки продолжают свое обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам в нашей образовательной организации на уровне школьного образования. В прошлом учебном году девять выпускников дошкольного отделения с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), два ребенка с ЗПР и один с расстройством аутистического спектра поступили в первый класс и занимаются по адаптированной основной общеобразовательной программе в классах малой наполняемости. Нынешний учебный год богат на новые проекты. 1 сентября впервые на базе дошкольного отделения открылся первый класс для выпускников дошкольного отделения с ОВЗ, рекомендованных к обучению по АООП для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2. На территории начальной школы, в отделении, реализующем основную общеобразовательную программу, запущен проект «Ресурсный класс» для обучающихся с расстройством аутистического спектра. За восемь лет у нас сформировались общешкольные традиции. Так 3 декабря проводится мероприятие, приуроченное к Международному дню инвалидов, «Этот мир и твой, и мой» – воспитанники дошкольного отделения готовят подарки и концерт для своих сверстников из групп компенсирующей направленности. Новый год также отмечаем вместе: воспитанников ДО на просмотр ежегодной зимней сказки приглашают школьники из коррекционного отделения нашей школы. Ежегодные дни открытых дверей в структурном отделении, в котором реализуются программы для обучающихся с умственной отсталостью на школьном уровне образования, позволяют родителям воспитанников ДО познакомиться с будущими педагогами детей, узнать о возможностях профориентации. Нам кажется, что настало то время, когда опыт обучения и психолого-педагогического сопровождения специалистами нашей школы семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, может быть актуален для коллег и применим на практике. В 2015-2016 учебном году специалисты нашего образовательного комплекса в рамках проекта «Ресурсная школа» провели серию обучающих практико-ориентированных мастер-классов для специалистов и педагогов образовательных организаций СЗАО. Целью данных мероприятий было подготовить участников образовательного процесса к вступлению в полную силу ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), помочь в создании специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ. Мы не будем говорить о том, что инклюзия – это легко и просто, и мы не будем говорить о том, что формат инклюзии подходит всем детям. Но мы уверены, что все ребята могут обучаться в своем темпе, в своем режиме, в комфортных для себя условиях. А самое главное – достигать результатов! И пусть для одного ребенка это будет умение прослеживать взглядом за предметом в шесть лет; для другого – первое слово, сказанное в семь лет, для третьего – первый шаг в десять, а для четвертого – 220 баллов на ЕГЭ. Конечно же, сформированные академические навыки и высокие результаты ЕГЭ – это здорово, но есть и иные качества: умение уважать потребности другого, искренне принимать того, кто не похож на тебя; оказать помощь тому, кто в ней нуждается, – нам кажется, что формирование данных качеств в сто крат важнее.Ольга ГОЛОВАНОВА, учитель-дефектолог школы №830

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте