Десятилетку я окончил в Москве (английскую спецшколу в районе метро «Аэропорт»). После нее поступил на факультет двигателей МАИ и в 1979-м получил диплом. Все годы был Ленинским стипендиатом. Еще будучи студентом, ездил по школам и рассказывал об институте, об авиационно-космической технике, выступать перед аудиторией начал довольно рано. В 1983-м защитил диссертацию по экономике. После этого преподавал и занимался научной работой в течение десяти лет. Я преподавал как непосредственно в МАИ, так и на московских авиационных предприятиях (в рамках специальной программы по подготовке линейных руководителей), а также в Арзамасе, где был тогда филиал МАИ. Читал лекции для потоков в 300-400 человек и вел семинарские занятия в группах, где 10-20 человек.
Это я все пишу для того, чтобы было понятно, что о преподавании некоторое представление имею. Сами знаете, преподаватели тогда получали очень хорошие деньги, все было замечательно, карьера моя шла стремительно вверх. Я выучил японский язык, занимался переводами. Затем – перестройка, обстановка изменилась, практически все молодые преподаватели и сотрудники, которые были на что-то способны, из стен института ушли. Ушел скрепя сердце и я. Организовал свой кооператив – группа ведущих программистов из ВЦ Академии наук разрабатывала программное обеспечение, которое мы пытались продавать. Очень больших денег не заработал, но ощущение свободы было. Затем… предательство, оказался почти на мели. В 1993 году уехал на ПМЖ в Германию, хотел окончить бизнес-школу и приехать работать в Москву. Не получилось. Не бедствую, но профессиональная карьера не состоялась. Моя единственная дочь родилась в 1995 году в Германии и в этом году окончила одну из лучших государственных гимназий Берлина. Она говорит по-немецки и по-русски (у нас строго: в семье – только по-русски). Кроме того, она многие годы посещает занятия по русскому языку, в школе учила английский, французский и немного латынь. Когда она была еще совсем ребенком, тесты показывали ее особую одаренность, в частности в области математики. Выпускного вечера я ждал с особым нетерпением, хотелось подойти к директору и выразить ему свое искреннее «восхищение». «Восхищение» системой образования в Германии, «восхищение» им лично и учителями гимназии, которые из способных детей всего за несколько лет сделали «маугли». Выпускники этой гимназии, может быть, кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии. Ничего! О литературе я вообще не говорю – как предмета ее в школе нет. Школа здесь не образовательное учреждение, а место работы чиновников-учителей, а с чиновников в Германии спроса нет. Учителя отчитываются не за тот материал, который они вложили в головы учеников, а за часы работы. Текучесть кадров высокая, каждый следующий учитель не принимает во внимание, какой материал был прочитан до него. Руководство школы не посещает занятия учителей. Системная работа с учебниками отсутствует – всё какие-то разрозненные листочки. Учителя большей частью не обладают педагогическими навыками, не любят детей, не знают свои дисциплины. Они знают только свои права – зарплата, отпуск, больничный, переработки исключены. В самом начале обучения детей не учат правильно сидеть, правильно писать, вставать, когда входит учитель, считать в уме, правильно разговаривать с взрослыми, нет списков рекомендованной литературы для каждого класса. Дети не пишут сочинения, изложения, не доказывают теоремы, не поощряется решение задач разными способами. Общепринято, что после 7-8 часов бесполезного пребывания в школе дети идут к репетиторам, которые помогают им разобраться в том, что же такое наговорил или недоговорил на уроке учитель. Это касается даже хорошо успевающих учеников. Почерк не отрабатывается, зато учителя натаскивают детей на письмо печатными буквами. Зачем? Чтобы в дальнейшем заполнять формуляры в различных учреждениях. В некоторых школах есть уроки, где учат, например, заполнять формуляры для биржи труда. Перспектива ясна? Поэтому, когда говорят, что общество не заинтересовано в хорошо образованных, амбициозных людях, это верно. Продуцируется быдло, ничего не знающее и ни к чему не стремящееся. Так для общества спокойнее, постольку для Европы стабильность стоит на первом месте. Покидая школу и не обладая никакими знаниями и интересами, дети не могут выбрать свой дальнейший путь, да и неизвестно, могут ли они потянуть дальнейшее обучение на более высокой ступени.Как на все это реагируют немецкие родители? А никак. Здесь вообще не принято выражать свое недовольство, в том числе на собраниях в школе. К тому же это может навредить ребенку – учителя будут относиться к нему более предвзято. Об отношении к детям эмигрантов я даже писать здесь не буду, но зато знаете, кто успевает в школе лучше других? Дети, которые учились в российских школах. Даже пусть всего несколько классов. Этой российской закваски им хватает на всю жизнь. В Германии насаждается и даже пропагандируется точка зрения на жизнь, которая как бы отражает (псевдо)свободу и (псевдо)демократичность западного общества, а на самом деле еще в большей степени делает из детей зомби – абсолютная правомерность гомосексуальных связей, ранний секс, доносительство, лень, отсутствие ответственности. Понимаете, если в эпоху моего детства и юности общество, школа, пионерская организация, средства массовой информации воспитывали детей в одном духе, то теперь нам с женой приходится в «утлой лодчонке» плыть против течения – против западного общества, против устоев местной школы, против здешних средств массовой информации, поскольку мы их не разделяем и считаем предельно вредными для детей. В приватных гимназиях дело обстоит не лучше. Есть, конечно, и привилегированные интернаты, куда местная элита направляет своих детей. Поэтому все, что говорят по поводу перспектив образования в России, в Западной Европе уже реализовано. Надеюсь, что России все же не удастся в обозримом будущем догнать в этом Европу. Во всяком случае, мои друзья в России очень довольны школами, в которых учатся их дети. Берлин
Комментарии