search
main
0

Главное: переход от специального к инклюзивному

Валерий ЯРЫГИН, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека», заведующий лабораторией Московского городского психолого-педагогического университета:

– Итоговая цель реализации десятилетней программы развития специального дошкольного образования в Москве – переход от специального к инклюзивному образованию, когда каждый ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, будет иметь возможность получать весь комплекс образовательных услуг и психолого-педагогической помощи в образовательном учреждении по месту жительства. Однако сегодня отсутствует база данных Департамента образования о детях с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, все ссылки делаются в основном на данные о количестве детей-инвалидов Департамента социальной защиты населения.

Речь идет в первую очередь о создании современной городской системы раннего выявления и учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, для планирования на ее основе развития системы специального и инклюзивного дошкольного образования.

Другая проблема специального дошкольного образования – неравномерность расположения профильных учреждений по округам и районам столицы. Это создает непреодолимые транспортные препятствия для многих семей, вынуждает родителей отдавать детей на пятидневку и существенно ухудшает условия для гармоничного развития личности ребенка.

Третья проблема заключается в отсутствии научно обоснованной системы инклюзивного дошкольного образования, обеспечивающей одновременно качественное специальное образование и планомерную интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Планируя существенные изменения в системе специального дошкольного образования, мы должны опираться на достаточное количество дошкольных учреждений всех видов в каждом округе.

Для эффективного решения вопроса о территориальной доступности регулярного специального образования для детей с выраженными и сложными по структуре вариантами нарушения развития представляется оптимальным создание на базе специализированных детских садов компенсирующего вида центров, включающих как группы для детей с разными видами простого дефекта, так и группы для детей со сложной структурой дефекта. Соответствующее расширение спектра специалистов, подкрепленное планомерной системой повышения их квалификации, будет способствовать повышению профессионального статуса этих учреждений и их готовности к удовлетворению потребности различных категорий детей в качественном специальном образовании.

В случаях легкой и средней выраженности нарушения развития ребенка наиболее прогрессивным представляется развитие инклюзивного образования на базе детских садов комбинированного вида, основным направлением реорганизации которых должно стать обеспечение научно обоснованных соотношений в интегративных группах детей с нормальным и нарушенным развитием, и соответствующее образовательным и психологическим потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья материально-техническое и кадровое обеспечение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте