Одним из самых удачных опытов Виталий Клементьев считает свою газету “Понедельник”, которая издавалась в московской гимназии N1528. Сейчас Виталий Викторович работает в лицее N1557, где делает первые шаги газета “Будильник”. В детском саду-школе N1890 при участии Клементьева выходит журнал “Домовенок”. У Виталия Викторовича не было особенного опыта журналистской работы. В гимназии он был заместителем директора по воспитательной работе и преподавал русский с литературой и эту работу совмещал с редакторством. Работа в газете не оплачивалась и не причислялась к кружковой.
Виталий Клементьев – большой эрудит. Он участвовал в передаче “Своя игра” и остался в “Золотой дюжине”. Организовал при гимназии клуб “Что? Где? Когда?”, кстати, не без помощи газеты. Его команда в сезоне 1999 – 2000 года стала чемпионом Москвы среди высшей детской лиги Москвы. Среди самых больших успехов – победа на фестивале “Муромская дорожка” в Муроме, третье место в Зеленограде на Первом открытом чемпионате и третье место в Вологде. Мы встретились и поговорили с Виталием Клементьевым возле касс предварительного заказа билетов, он готовился везти три детские команды в Санкт-Петербург на фестиваль “Друзь приглашает друзей”.
Нужна ли школе газета? Если она доросла до газеты, значит, нужна. Сначала в гимназии у нас был создан журнал “Светоч”, который существует и до сих пор. А потом возникла необходимость в газете. Журнал более литературен, аналитичен, но “неповоротлив”, выходит реже. И все свежие новости устаревают. Газета оперативней. Мы отладили выпуск так, что она издавалась раз в две недели, и процесс шел непрерывным потоком. Не случалось ни заминок, ни проблем с материалами.
В газету приходили люди, которые были невостребованы, зажаты в своих комплексах, хотевшие что-то сказать. Сказать о себе, о других, свое слово миру. И фактически они становились лицом школы, создавали ее климат. Поэтому газета – вещь необходимая. Коллектив единомышленников, сплотившийся вокруг газеты и журнала, двигал всеми делами в школе. Это и проведение вечеров, экскурсий, походов и путешествий.
– Словом, школа созревает для газеты, когда там есть люди, которые хотят творить и созидать. А о чем они писали в “Понедельнике”?
– Во-первых, о жизни школы. О ее достижениях. И недостатках. О всех событиях, которые происходили у нас. А происходило многое. Выборы мистера гимназии – статья. Мисс гимназии – статья. Выставка омского микроминиатюриста Андрея Рыкованова, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, – интервью с ним, репортаж с выставки. Мы провели анкетирование, опубликовали высказывания ребят. А еще мальчик стихотворение написал. Это была одна из самых интересных полос.
– Действительно, где еще школьные поэты смогут высказаться, как не в своей газете…
– Конечно. Ведь газета создается прежде всего творческими людьми, которые сами рисуют, пишут, одним словом, творят. Вообще у нас все возникло стихийно. После одного из дней учителя у меня в кабинете собрался коллектив, который работал над ним, – попить чайку. И кто-то предложил: “Почему бы не издать свой журнал?” Я сказал: “Давайте”.
Дети отнеслись к этому серьезно. А у меня был небольшой опыт в предыдущей школе, когда я занимался детской прессой… Первый номер выпустили, назвали его нулевым. А потом стали писать о том, что нас окружает. Со временем вышли на новый уровень, начали изучать места, где расположена гимназия, где мы живем. Это Солнечногорский район Московской области. Хотя Зеленоград – составная часть Москвы, но находится он на территории Солнечногорского района. А история у этого края богатая. Тут Блок и Лермонтов, Пушкин и Фонвизин – только не драматург, а декабрист. У него имение находилось как раз в Крюково. Обо всем этом мы стали рассказывать. Втянулись, открыли при школе туристско-краеведческий клуб. Потом – интеллектуальный клуб.
– Редактор школьной газеты, кто он?
– Моя мечта, чтобы главный редактор был представителем детского коллектива. Поэтому ответственного за номер мы всегда выбираем из учеников. Но что бы ни говорили, роль взрослого человека, который руководит детьми, очень велика… Редактора надо выращивать. Нужен взрослый помощник.
– И на вашем примере видно, что ему совсем не обязательно иметь журналистское образование.
– Главное, чтобы он был одержим идеей.
– А если дети начинают резко критиковать учителей? Ведь это может привести к конфликтам.
– Да, может. Но прежде всего надо учить детей культуре общения. Чтобы они никогда не переходили на личности. Ведь пойти на откровенный разговор с учителем, на спор или разговор, можно в корректной, культурной, диалогичной форме. Но если все время обходить острые углы, у детей отпадет желание заниматься журналистикой. Это для них часть жизни, возможность выразить свое “Я”. Возможность понять, что такое хорошо и что такое плохо, и открыто сказать об этом другим.
– Школьная газета должна быть платной или бесплатной?
– Бесплатная газета, на мой взгляд, – идеальный вариант. Но здесь у каждой школы свой подход. Газету необходимо на что-то издавать. Было время, когда я покупал на свои деньги всю бумагу, и пачками. Конечно, когда издание спонсируется школой или родителями, это хорошо. Но я считаю, что дети и деньги – вещи несовместные. Впрочем, существует другой взгляд: нужно приучать детей к тому, что за все надо платить. То, что досталось бесплатно, обесценивается. И, может, есть в этом своя доля резона. Как и в том, что за работу в газете или журнале дети должны получать гонорары. Хотя бы чисто символические. Это не приучение к деньгам, а оплата труда. Чтобы дети чувствовали, что их труд кому-то нужен, его замечают. Что их труд – не просто баловство, а вещь необходимая.
– Газета оказывает влияние на профориентацию?
– Обязательно. Моя ученица Надя Перепелкина поступила в Институт печати, работала в “Коммерсанте”, Лена Мещерякова стала редактором. У нее вышли книги Стивенсона и Водсворта, сборники английских поэтов, сейчас она работает над шекспировской энциклопедией. Саша Архипцов был главным редактором газеты “Молодой бизнесмен”. Художница Диана Иванова хотя и не поступила в этом году на отделение журналистики и дизайна, но будет пытаться в следующем. Елена Максимченко поступила на театроведческий факультет РГГУ и мечтает стать театральным критиком. Многие связали жизнь с печатью и прессой.
– Может ли газета помочь учителям в их непосредственной преподавательской деятельности.
– Все зависит от того, для чего в отдельно взятом учебном учреждении создают газету. Допустим, это колледж с юридической ориентацией. Там можно давать в газете интересные статьи о знаменитых юристах, о казусах, которые произошли в судебной практике. Газета может и должна оказывать помощь. Все зависит от того, что мы от нее хотим. И все – наших руках.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии