search
main
0

Главное – не утратить завоеванные позиции

​Московские педагоги и ученые приняли участие и выступили на заседании Совета по науке при Президенте РФ.

Евгений ВЕЛИХОВ, президент Российского научного центра «Курчатовский институт»: Создается впечатление, что научно-технический прогресс осуществляется двумя фигурами – ученым и менеджером. На самом деле это неправильно, потому что между ними находится инженер, который создает новую реальность. Инженерная профессия становится непопулярной, если они видят, что все решают наука и менеджмент. Но на самом деле новую реальность создает инженер, поэтому мне кажется, что нам нужно тщательно продумать этот непростой вопрос, иначе мы можем так идеологически, как в религиозных вопросах, затолкать общество совсем не туда.Михаил КОВАЛЬЧУК, директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»: У нас есть сегодня увлечение наукометрическими показателями, индексом цитирования, индексом Хирша и многими другими наукометрическими вещами. Но сегодня можно выделить гуманитарную деятельность – экспертно-прогнозную, социоэкономическую и преподавательскую – как отдельный блок деятельности. Например, нынче есть тенденция существенно оценивать вузы, например, с точки зрения их научного вклада, но при этом надо помнить, что главная задача университета – это все-таки ведение педагогической деятельности. Если мы в широком смысле говорим о русском мире, то существенная часть русского мира – это наши научные достижения, они всегда составляли часть научного мира, который знали и уважали во всем мире, нам надо не утратить эти еще не потерянные позиции.Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова:Применительно к широкому понятию «русский мир» надо сказать, что тут борьба идет по линии образования. Мы должны собраться и понять, что мы очень сильны, у нас есть сильная фундаментальная наука, у нас есть хорошее образование. Конечно, надо конкурировать, но учитывая, что мы должны работать для нашей страны и делать нашу страну богатой. Согласно новому Закону «Об образовании в РФ», который действует с 1 сентября, аспирантура стала третьим уровнем образования. Исторически аспирантура в нашей стране, в Советском Союзе, была уровнем подготовки научных исследователей, вообще аспирант во всем мире – главная движущая сила в науке. Конечно, в американских университетах аспиранты и преподают, но они преподают, исключительно сочетая научную работу на кафедре с преподаванием в своем университете. Теперь наша аспирантура относится к третьему уровню образования. В госстандарте записано, что необязательно оканчивать аспирантуру, представляя диссертацию, можно окончить аспирантуру, представив так называемую аттестационную работу, фактически получить справку, что окончил аспирантуру, а диссертацию, если получится, можно представить. Меня волнует, что, как всегда у нас бывает, это может быть принято как сигнал, что теперь аспирантура – еще три года пребывания в общежитии, поскольку не входит уже ни в какие требования и показатели представление кандидатской диссертации, то можно и расслабиться. Мои учителя-академики – Тихонов, Самарский – говорили, что аспирант должен быть нагружен, это единственное время, когда он может из себя сделать ученого, он должен иметь цель – стать ученым.Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:Аспирантура крайне важна для выстраивания системы воспроизводства научных кадров в России, она теперь стала уровнем высшего образования, но это никак не отменяет тот факт, что аспирантура всегда была первым этапом становления молодого ученого. Сейчас у нас действует переходный период, в течение которого никаких изменений в работу аспирантур не внесено, разрабатываются новые федеральные государственные стандарты аспирантуры, в этих стандартах, безусловно, диссертация будет рассматриваться как основной результат работы аспиранта, учеба в аспирантуре будет считаться выполненной, законченной только по представлению диссертации и принятию ее диссертационным советом в соответствующей организации. Поэтому, с одной стороны, мы полностью сохраним преемственность с теми традициями аспирантуры, которые были у нас всегда в Советском Союзе, с другой стороны, сделаем нашу систему сопоставимой с тем, что существует на европейском научно-образовательном пространстве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте