search
main
0

Главное – не только содержание, но и обучение действиям

​Деятельность Института гуманитарных наук по профессиональной подготовке учителя определена государственной стратегией в области образования, где основными документами стали Закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), а также профессиональный стандарт педагога.

Известно, что федеральный государственный образовательный стандарт построен на системно-деятельностной модели обучения, поэтому главное не только содержание, как было ранее, а обучение действиям, то есть через опыт. Здесь необходимо сделать акцент на практическую деятельность в подготовке будущего учителя.К этапам становления будущего учителя в педагогическом вузе относятся:    вхождение в будущую профессиональную деятельность, то есть выбор и достаточно кропотливая работа с абитуриентами, студентами;    овладение теоретическими основами профессиональной деятельности;    накопление опыта практического решения профессиональной деятельности.Система профессиональной подготовки учителя состоит из теоретического обучения, практики и технологий, научно-исследовательской работы, самостоятельной работы, подготовки к государственной итоговой аттестации.  В базовой части профессионального цикла в содержание предметов были введены необходимые изменения с учетом нового образовательного школьного стандарта и новых нормативных документов, появились такие новые вариативные курсы, как «Проектная деятельность учителя», «Основы оценочной деятельности учителя», в соответствии с требованиями нового ФГОС ООО. Мы ориентируем преподавателей и методические кафедры активно использовать современные методы и технологии: метод проектов, задачно-презентативный и коммуникативно-групповой методы, технологию портфолио, метод кейсов, информационно-коммуникационные технологии.В настоящее время важнейшим уровнем профессиональной подготовки стали магистерские программы, ориентированные на подготовку работающих и будущих учителей, которые приходят в магистратуру из бакалавриата, в условиях перехода к новым ФГОС ООО. Эти программы ориентированы на технологическую, методическую подготовку учителя. К ним относятся «Методы и технологии обучения русскому языку и литературе в полиэтнической среде», «Информационно-коммуникационные технологии в филологическом образовании», «Новейшая литература и социальные практики чтения», «Русский язык как неродной: теория и методика», «Теория и методика преподавания обществознания и истории», «Информационно-коммуникационные технологии в историческом образовании».Определяющую роль во всех компонентах деятельности играет профессорско-преподавательский состав. В 2012 году все преподаватели методических кафедр по программе «Повышение квалификации» прошли переподготовку с учетом новых инновационных технологий обучения, а также по ИКТ (информационные и коммуникационные технологии). Сразу хочу сказать, что материально-техническая база Института гуманитарных наук позволяет широко применять информационные технологии. У нас достаточное количество компьютерных классов, мультимедийных аудиторий, и мы готовы к работе в телевизионной студии, которая будет использована в учебном процессе для записи открытых лекций с учетом существующих предложений. Это программа «Универсариум».Решающее значение в профессиональной подготовке учителя имеет практика. Завершается специалитет, где присутствует непрерывная педагогическая практика, и это действительно большое подспорье для профессиональной подготовки будущего учителя, бакалавры и магистры также проходят практику, хотя и в меньшем объеме.Базы практик – образовательные организации Москвы: школы №450, 293 и 1043, гимназии №1048 и №1565. Сейчас решается вопрос о создании стажировочных площадок для отработки технологий новых стандартов в школах, где выпускники-историки нашего института стали молодыми директорами. Это школа №1371 – учебный комплекс в Кунцеве, где директор Илья Бронштейн, и школа Восточного округа №444, где наш аспирант, выпускник Павел Северинец стал молодым директором, причем школа достаточно известная, ей шестьдесят лет. Интересен и совместный проект с Институтом психологии, социологии и социальных отношений по теме «Психолого-педагогическое сопровождение преподавания истории в условиях перехода к ФГОС ООО», который мы начали в этом году на базе двух базовых школ.Что касается участия наших преподавателей в научных и методических разработках с учетом новых стандартов, то преподаватель кафедры методики преподавания истории И.Уколова в рамках новых стандартов выпустила в издательстве «Просвещение» методические работы «Всеобщая история», «История Древнего мира». Она старший преподаватель кафедры методики преподавания истории Института гуманитарных наук, причем пока не имеет ученой степени, но очень сильный методист, имеющий много работ по новым стандартам. Кафедра методики преподавания филологических дисциплин создала учебное пособие, где представлены теоретические основы практической деятельности учителей «Русский язык и литература в полиэтнических классах». В пособии представлены теоретические основы и практические результаты работы учителей школ №450 и №1043, магистрантов, описывающих опыт преподавания русского языка и литературы в полиэтнических классах. Также в этой работе приняли участие студенты, которые совместно с преподавателями сделали электронное приложение.Итог всей профессиональной подготовки учителя – итоговая государственная аттестация, где мы обязаны проверить педагогические, методические, научные компетенции выпускника. Абсолютная аксиома для защиты выпускных квалификационных работ – квалификационная работа с презентацией, с учетом ИКТ-компетенций, что мы и реализуем.В.КИРИЛЛОВ, директор Института гуманитарных наук, кандидат исторических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте