Как находить, мотивировать и вдохновлять кадры в школе? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола, проведенного на образовательной платформе Яндекс.Учебник. Спикерами выступили представители управленческого звена из трех регионов России.
По мнению директора кемеровской гимназии №1 Натальи Поварич, кадровая тема в Кузбассе одна из животрепещущих. По данным на 2019 год, в регионе трудились более 17 тысяч педагогов, при этом более 50% из них люди предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь, конечно, приходит в школу, но часто для молодых специалистов в реальности все оказывается иначе, чем в теории, поэтому удержать новоявленных педагогов в школе трудно. В то же время, как заметила Наталья Поварич, если образовательная организация активно сотрудничает с педагогическим вузом, приглашая и сопровождая на практике студентов, то некоторые из них потом охотно приходят на работу. Например, в прошлом году в гимназию пришли двое молодых специалистов – выпускников университета.
Но пригласить работать людей в школу – это одно дело. Другое дело – заинтересовать их, чтобы остались. Здесь, конечно, большую роль играет финансовая мотивация. Каждому учителю должна быть понятна и доступна система начисления баллов, на основе которой выплачиваются дополнительные средства. Как подчеркнула Наталья Поварич, любой сверхурочный и дополнительный труд должен быть поощрен. Кроме того, педагогам оказывается материальная помощь при прохождении курсов повышения квалификации, для участия в семинарах, при покупке учебно-методической литературы, предоставляется возможность оказывать платные образовательные услуги. К примеру, сегодня в гимназии №1 предлагается 18 дополнительных образовательных программ, которые посещают более 2 тысяч детей.
Не менее важна, по словам директора, и нефинансовая мотивация, в том числе организация рабочего места учителя и места его отдыха, оказание методической помощи, содействие в прохождении аттестации. В гимназии обязательно учитывается мнение учителей при распределении учебной нагрузки и составлении графика работы. И конечно же, уверена Наталья Поварич, учителей нужно почаще хвалить. В образовательной организации даже возродили практику Доски почета, куда помещают портреты лучших учителей.
Кадровое благополучие школы зависит от грамотной кадровой политики, уверены в школе №619 Санкт-Петербурга. По словам заместителя директора по научно-методической работе Риммы Канчуриной, кадровая политика школы строится на трех ключевых позициях: формирование педагогической команды, создание методической школы для профессионального развития педагогов, предложение инвестиций для дополнительного образования педагогов. Формировать команду помогает целый ряд факторов, в том числе проектно-групповая организация деятельности, поддержка инициатив и реализация проектов и т. д. В качестве инвестиций для дополнительного образования предлагаются научное сопровождение, участие в профессиональных конкурсах, деловые и образовательные путешествия, выполнение управленческих функций и многое другое. Что касается методической поддержки, то в школе осуществляется проект методической службы «Студия педагогического дизайна – 6.1.9.», в рамках которого учителя имеют уникальную возможность ознакомиться с шестью высокими педагогическими технологиями и в течение учебного года принять участие в девяти открытых педагогических событиях. А события действительно очень интересные. Например, в школе №619 проходят масштабный форум «Молодые молодым», ученический пленум «Будущее в настоящем», научно-практическая конференция «Многогранная Россия». Как считают в данной образовательной организации, учитель является субъектом своего профессионального развития, а задача руководства – создать условия для этого развития.
С 2018 года в школе также разработана и внедрена автоматизированная система «ЦифрУ», которая помогает собрать, сформировать и сохранить все сведения, необходимые как самому педагогу, так и административной команде. Здесь представлены такие разделы, как портфолио, карта эффективности, самооценка, статистические данные. Уже проверено, что «ЦифрУ» существенно экономит учительское время.
Несмотря на то что в 619‑й школе созданы условия для всестороннего развития педагога, тема кадрового дефицита периодически возникает. Как пояснила Римма Канчурина, кадровое движение – это нормальное явление. Здесь выстроены тесные и дружеские отношения с педагогическими колледжами и вузами города. Действующие учителя регулярно проводят для студентов открытые уроки и мастер-классы, приглашают студентов на практику. Таким образом, даже если открываются вакантные «окошки», то к новому учебному году они закрываются.
Затрагивая кадровый вопрос, нельзя забывать о таком явлении, как профессиональное выгорание, уверена Нина Янковская, директор школы №115 имени А.Ю.Жданова Ростова-на-Дону. В школах, особенно больших, колоссальный поток информации и огромное поле общения. Это не может не отражаться на здоровье педагогов. Поэтому важны ранняя диагностика профвыгорания и его профилактика. Конечно, в каждой школе существует своя система помощи педагогам, но главное, чтобы это было именно системной работой, а не разовыми мероприятиями. Руководителю, считает Нина Янковская, необходимы умение видеть ценность каждого работника и желание эту ценность транслировать на весь коллектив. И обязательно нужно не уставать отмечать своих работников за их профессиональные и личностные достижения.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии