С нынешнего года образовательных конкурсов станет больше. Среди них появится и “Директор года СПО”.
Главный инициатор и организатор конкурса – Союз директоров средних специальных учебных заведений России, поэтому подробностями мы попросили поделиться президента союза Виктора Демина.
– Сейчас, к сожалению, у нас не все гладко в директорском корпусе. Он год от года стареет. Напрямую никто не занимается проблемой повышения квалификации директоров, хотя вроде бы существует специальная структура – Институт развития СПО. А ведь от того, кто возглавляет техникум или колледж, зависит успешность учебного заведения. С помощью конкурса мы надеемся поднять статус директора СПО, выявить талантливых руководителей, представить стиль их работы.
– Виктор Михайлович, кто сможет участвовать в конкурсе?
– Разумеется, участие в конкурсе будет абсолютно добровольным. Интерес к нему должны, по нашему мнению, разбудить региональные советы директоров.
Конкурс пройдет в три этапа, первый состоится в мае-июне на муниципальном уровне – от района до области. Мы даем полную свободу творчества – это могут быть информационные презентации об успехах директора, публичные защиты собственных проектов. Следующий этап – в сентябре-октябре – пройдет в семи федеральных округах: от каждого субъекта Федерации будут приглашены лучшие 10 директоров. Заключительный – всероссийский этап мы планируем на ноябрь-декабрь. От каждого федерального округа приедут по два человека, значит, здесь, в Москве, соберутся лишь 14 лучших директоров СПО.
– А каков приблизительный сценарий конкурса?
– Думаю, мы включим несколько обязательных этапов – защита авторских проектов по развитию учебного заведения, а также проектов в рамках концепции модернизации образования. В своей работе директор должен показать пути взаимодействия с потребителями, связь с рынком труда, с работодателями, возможность выпускников техникумов или колледжей свободно реализовать себя на рынке труда. Обязательно будет учитываться и оригинальность формы – работы могут быть в электронном виде, в виде веб-страничек. Кстати, на конкурс директор имеет право приехать не один, а со всем своим педколлективом. И еще. Каждый проект будет оппонироваться работодателем. Директору будет дана возможность привезти с собой его на конкурс. Один из этапов – творческий конкурс. Он поможет показать директора как личность, выявить его кругозор, нравственные и эстетические приоритеты. Согласитесь, личность директора во многом определяет успешность работы его заведения. Директор сможет рассказать о своем хобби: кто-то заядлый автолюбитель, кто-то нумизмат или бард, поэт или художник.
Многих директоров ссузов можно заслуженно назвать исследователями, поэтому заочно на конкурс могут быть представлены монографии, рефераты, научно-исследовательские работы. Современному директору не обойтись без знаний по пиару. Так что будет учитываться, есть ли в данном учебном заведении буклеты, брошюры, все то, что может поднять имидж учебного заведения.
Сегодня много говорится об укреплении здоровья, поэтому на заключительном этапе мы планируем провести мини-олимпиаду. И, конечно же, будут конкурсы, оценивающие директора как педагога. У нас есть несколько точек зрения на проведение открытых уроков. Ни для кого не секрет, что многие директора все дальше и дальше уходят от конкретной педагогической работы. Поэтому мы предлагаем разные формы – открытый урок или метод анализа открытого урока. Думаем, интерес к конкурсу будет определяться составом жюри – поэтому мы пригласим туда всех его учредителей, среди них – “УГ”, Министерство образования и Министерство труда, Союз промышленников и предпринимателей, Союз работодателей и товаропроизводителей. Мы также приглашаем к учредительству Союз ректоров, союз руководителей НПО – в общем, все педагогические сообщества, так или иначе с нами взаимодействующие. А на заключительный концерт для директоров мы хотели бы пригласить не только звезд эстрады, но и наши студенческие творческие коллективы.
Для нас главное – не итоговое зрелищное событие, а кропотливая повседневная работа. Мы надеемся, что этапы конкурса сблизят людей, объединят их, дадут возможность общаться, обмениваться интересными методами работы, стилями преподавания. Мы придаем конкурсу дух соревновательности, это, на наш взгляд, должно повысить гордость за свой регион. Ну а в основу оценки директора мы, конечно же, закладываем высокий профессионализм, концептуальный системный подход к управлению образованием.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии