search
main
0

Главное на границе – люди

Одно из приоритетных направлений деятельности ФСБ России – формирование качественно новой системы построения защиты и охраны государственной границы РФ. И многое здесь зависит от подготовки кадров. Что сегодня делается для решения этой важной государственной задачи? Об этом рассказывает заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Геннадий СИМУХИН.

– Какими приоритетами руководствуются в Пограничной службе при формировании кадрового потенциала?

– На современном этапе одним из главных приоритетов кадровой политики Пограничной службы является переход к комплектованию пограничных органов военнослужащими, проходящими службу на профессиональной основе. В осенний призыв пограничные органы в последний раз принимают в свои ряды военнослужащих по призыву. Это, естественно, повлечет за собой необходимость оперативного решения целого ряда проблем.

Известно, что абы кто на границе не нужен. Необходимы прежде всего люди, отвечающие целому ряду личностных требований: высокой нравственности, силе духа, мужеству, физической подготовленности. Для этого в короткие сроки необходимо создать ведомственную систему профессионально-психологического отбора кандидатов для службы в пограничных органах на профессиональной основе при поступлении их в пограничные учебные центры. Я не оговорился: именно в пограничные учебные центры – на границе сегодня нужны высококвалифицированные специалисты своего дела. Создаваемая в настоящее время система охраны государственной границы, внедряемые новые формы и методы оперативно-служебной деятельности, поступающее современное вооружение, военная и специальная техника охраны границы, новые информационные технологии в управлении силами и средствами требуют не «автоматического» перевода системы комплектования со «службы по призыву» на «службу по контракту», а предварительной серьезной профессиональной подготовки в пограничных учебных центрах. Тем более что практически через год-полтора этого «источника» – призывников – для набора по контракту не будет. И мы будем набирать кандидатов для службы на профессиональной основе из числа военнослужащих запаса, которые проходили службу в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Это означает, что уже сегодня мы должны создать принципиально новую систему организации непрерывной подготовки кадров.

Эта задача предваряет прежде всего большую работу по разработке соответствующих квалификационных требований к уровню профессиональной подготовки кандидатов. В последующем в интересах поступающих на службу в пограничные органы кандидатов мы планируем перейти (по мере получения пограничными учебными центрами соответствующих лицензий) к подготовке в них и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием. Это значит, что наряду с подготовкой по специальности младшего сотрудника пограничных органов ФСБ России курсанты пограничных учебных центров будут получать специальности, важные для социально-экономической сферы государства.

– Среди активно реализуемых сейчас в стране национальных проектов есть непосредственно связанный с образованием. В какой мере это влияет на совершенствование системы профессионального образования пограничников?

– В 90-е годы заметно проявился процесс снижения качества образования. Процесс этот носил плавный, «эволюционный» характер, что в конечном итоге привело к значительному падению образовательного уровня (особенно школьников). По результатам международных исследований 1997 года, ставивших своей целью сравнение грамотности выпускников средних школ в области математики и естествознания, Россия оказалась на третьем месте снизу среди стран мира. На более низком уровне оказались школьники Южной Африки и Кипра. И только учащиеся специализированных школ России вошли в первую тройку стран наряду со Швецией и Норвегией. К сожалению, такие школы составляют у нас всего лишь 4% от общего числа средних школ.

В 1992 году был принят Федеральный закон «Об образовании». Вы знаете, что в соответствии с ним обязательное общее среднее образование было заменено девятилетним. По моему глубокому убеждению, это отбросило нас назад на десятилетия, а последствия начинают сказываться уже сейчас. Я могу это оценивать как бывший руководитель института. Выпускники средних школ на вступительных экзаменах на трех-четырех страницах текста сочинения делали от 20 до 60 ошибок. А значительная часть приходящих в институт военнослужащих по призыву была практически полуграмотной, ничем не интересующейся, ничего не читающей и, что самое страшное, ни к чему в жизни не стремящейся.

Но если вузы еще все-таки продолжали готовить специалистов с высшим профессиональным образованием, то образовательные учреждения, призванные готовить высококвалифицированных рабочих (ПТУ), практически «приказали долго жить». И то, что сегодня в качестве приоритетов в России реализуется национальный проект повышения качества образования и эффективного управления им, говорит о серьезном (убежден, что бесповоротном) оздоровлении общества и государства, эффективном росте экономики, понимании и утверждении руководством страны геополитической и геостратегической роли России на мировой арене.

Адекватное понимание сложившейся ситуации в сфере образования позволяет нам дать ясную оценку проводимых государством в настоящее время преобразований. Мы работаем в этом направлении в едином правовом поле федерального уровня, однако, учитывая специфику и масштабность преобразований, проводимых в стране в сфере обеспечения пограничной безопасности, перед нами встала проблема создания системы непрерывного профессионального образования, которая гарантированно обеспечивала бы необходимый объем и уровень подготовки сотрудников.

Критериями этой системы, на наш взгляд, являются количество времени, необходимое выпускнику для адаптации при вступлении в должность в соответствии с избранной специальностью; способность реализовать профессиональное призвание и быстро адаптироваться как к решению неожиданных задач, так и к «врастанию» в смежные (родственные) специальности; устойчивость мотивации выпускника к дальнейшей службе в сложных условиях.

Мы считаем необходимым к сложившемуся традиционному подходу оценки качества подготовки специалиста пограничных органов ФСБ России выработать требования к выпускнику для решения новых профессиональных задач и к преподавателям в целях подготовки такого специалиста; разработать новую систему оценки уровня подготовки специалиста взамен старой, заведомо непригодной и ориентировать курсантов на объективную оценку своих профессиональных и нравственных качеств; разработать новую систему эффективных диагностических оценок уровня профессиональной культуры специалиста и его нравственных характеристик (мотивационных установок), возможной инвариантной коррекции его личностных характеристик (мотивационных установок); спроектировать образцовую модель профессиональной карьеры, чтобы выпускники вузов могли легко переходить от учебы к оперативно-служебной и оперативно-боевой деятельности и от них – к обучению на высшем уровне; пополнить Пограничную службу специалистами нового качественного состояния, прошедшими созданную в ФСБ России адаптационную систему профессионального отбора, которая бы позволяла постоянно совершенствовать профессиональные и нравственные качества выпускников; определить в качестве приоритетной систему действующей кадровой службы, специалисты которой могли бы объективно оценить профессиональные способности выпускников и использовать их там, где они способны наилучшим образом проявить себя; создать специальные «мозговые центры» при вузах пограничного профиля, которые бы на постоянной основе осуществляли поиск и разработку новых методик в области образования и воспитания, проверку учебных планов, программ, учебников на предмет устарелости и соответствия современным требованиям.

Для создания и реализации такой концептуальной модели профессионального образования ФСБ России требуется осуществить в первую очередь организационные мероприятия.

Какие? Установленным порядком внести изменения и дополнения в законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Вносимые изменения должны отразить: государственную политику и принципы ее реализации в области военного образования и профессионального образования спецслужб; государственный заказ на подготовку специалистов; специальный статус и отдельные регламентации деятельности образовательных учреждений спецслужб, которые позволили бы с опорой на государственный образовательный стандарт профилировать до 70% учебных дисциплин; четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и ведомственными органами управления образованием; виды, формы, сроки и порядок заключения контрактов с абитуриентами в вузах спецслужб и ответственность обучаемых за их нарушения.

Во-вторых, разработать государственные (специальные) образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования спецслужб с определением в них целого ряда дополнительных требований как регулятора системы управления качеством подготовки специалистов. Разработать государственные (специальные) образовательные стандарты дополнительного профессионального образования как требования к подготовительной ступени повышения в должности. Развивать заочную форму образования, дистанционное обучение и экстернат. Создать банк данных по наиболее перспективным офицерам. Пограничной службе следует переработать нормативно-правовую базу в сфере профессиональной подготовки и профессиональной учебы (особенно подготовки органов управления) пограничных кадров.

И наконец, разработать возможные модели оперативно-служебной деятельности профессиональной карьеры офицера, прапорщика и военнослужащего контрактной службы. Активизировать развертывание научных подразделений в составе вузов пограничного профиля в целях проведения научных исследований по вопросам пограничной деятельности. Придать опережающий характер профессиональной подготовке преподавателей и офицеров-воспитателей к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

– Национальные проекты предполагают и соответствующее увеличение федерального финансирования ключевых для жизни и безопасности государства направлений, в том числе образования. Насколько это затронуло структуры Пограничной службы?

– Решением Совета безопасности РФ от 30 сентября 2003 года «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» задача поэтапного строительства и развития Пограничной службы названа одной из приоритетных в обеспечении безопасности государства. В соответствии с решением Совета безопасности РФ принята Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)». Это важный документ, определяющий перспективы развития пограничных органов, обустройства государственной границы, создания необходимых условий для создания качественно нового облика всей системы обеспечения пограничной безопасности государства.

Программой вооружения Пограничной службы на период до 2015 года в рамках ежегодно формируемого государственного оборонного заказа предусмотрены приоритетные разработки и первоочередные закупки необходимых для высших учебных заведений и учебных центров современных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники. Выделение государством целевым назначением финансовых средств для развития учебных центров позволило ведомству сконцентрировать значительную часть средств и в интересах вузов ФСБ России пограничного профиля.

Конечно, если бы в рамках национального проекта увидела свет Федеральная целевая программа «Военные вузы и вузы специальных служб России», это был бы прорыв, это было бы основательное будущее перспективных силовых структур России.

– Какие главные задачи, на ваш взгляд, должны стоять перед теми, кто учит и стремится воспитать в молодых ребятах «дух пограничника»? Можно ли это в принципе воспитать или должны быть особые природные качества?

– Опыт сложных и смутных периодов отечественной истории показывает, что, когда в государстве утрачивалось общенациональное и личностное осознание национальных интересов и ценностей, оно попадало в полосу «социальных штормов», испытаний, а у многих людей (особенно молодого поколения) происходило разрушение личностных качеств. Сегодня опыт набора кандидатов в военно-учебные заведения показывает: уровень образования и нравственные качества абитуриентов в значительной степени не отвечают требованиям высшей военной школы. Кризисные явления наложили свою печать на нравственные ценности и мировоззрение абитуриентов.

Самое главное в рассматриваемой проблеме – в военном образовании и образовании спецслужб пришло время сместить приоритеты в парадигме воспитания личности, поставив на первый план воспитание «этики характера» (принципиальность, честность, мужество, воля и т.д.), а уже затем должно идти воспитание «этики личности» (развитие личности, обучение навыкам общения и т.д.). Это принципиально важно.

– Вы обладаете большим педагогическим опытом, возглавляли в течение ряда лет Московский пограничный институт ФСБ России… Поэтому интересно ваше мнение по такому вопросу: насколько активно идет сегодня современный молодой человек в вашу профессию?

– Наверное, удача России и успех ее возрождения, несмотря на тот кризис, что мы пережили, будут в том, что одной из национальных черт характера нашего народа (хочется верить, что большей его части) является внутренняя сила человека. А это стремление к ответственности и одновременно к риску, служению Отечеству, а также отсутствие страха перед трудностями. Поэтому, вы знаете, идут, идут молодые люди в пограничники – и юноши, и девушки. С огромной самоотдачей учатся и впоследствии служат. Не было ни одного года, чтобы отсутствовал конкурс в Московский пограничный институт.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте