Разговоры о переходе к платному среднему образованию абсолютно беспочвенны. Конституция гарантирует бесплатное доступное общее среднее образование, оно реализуется в полном объеме. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который определяет новые формы образовательных учреждений, не повод говорить о том, что мы переходим на новые законы в системе образования. Федеральный государственный стандарт общего образования будет финансироваться в полном объеме, а он гарантирует доступность бесплатного образования школьникам. Ни родители, ни дети не должны беспокоиться о последствиях принятия этого закона.
Досье «УГ»ГипотезаЗакон приведет к росту коррупции в рядах чиновников, которые будут распределять госзадания и бюджеты.ФактВ случае с образовательными учреждениями (школами, например) государственное (муниципальное) задание определяется и корректируется с учетом количества учеников в образовательном учреждении. При этом важно отметить, что максимально возможное количество учеников в одном классе составляет 25 в соответствии с санитарными нормами. Принцип «деньги следуют за учеником» способствует повышению качества образования и исключает произвол чиновников. Школам становится выгодно работать качественно, обеспечивая лучшее образование, так как от этого зависит, сколько придет учеников в будущем, а значит, какое финансирование получит школа.
Главная цель закона – повысить качество услуг образовательных учреждений страны за счет перехода от сметного финансирования к субсидиям по госзаказу. Принцип сметного финансирования сегодня, к сожалению, не позволяет эффективно использовать те средства, которые выделяются на бюджетные учреждения, и образовательную систему в том числе. Поэтому мы сами ощущаем необходимость большей автономии и возможности использования этих средств так, как этого требуют сегодня заказчики (родители, ученики) в соответствии с их реальными потребностями. В этих условиях нам всем нужно иметь больший маневр в финансах, которые направляет государство. К тому же при всех сложностях сегодняшней социально-экономической ситуации нельзя не сказать о том, что расходы на образование в последние годы значительно выросли и продолжают расти. В связи с демографической ситуацией количество учеников год от года, к сожалению, уменьшается, но расходы на одного ученика в этой ситуации существенно увеличиваются. В 2006 году они составляли чуть больше 6 тысяч рублей, в нынешнем году – почти 22 тысячи рублей. Поэтому на самом деле в сегодняшних финансовых условиях мы можем улучшать качество образовательных услуг. Что это такое? Прежде всего – качество школьного здания, проведение его качественного ремонта, улучшение его материально-технического оснащения, поставка современного учебного оборудования, повышение зарплаты учителей. По всем этим параметрам мы уже можем сегодня говорить о том, что налицо существенное продвижение вперед.
Думаю, сегодня очень важно быть настоящими хозяйственниками, менеджерами, которые грамотно распоряжаются средствами. Например, для нас был наиболее актуален, особенно в условиях кризиса, проект, который мы реализовали вместе с учеными-экономистами АНХ при Правительстве РФ во главе с Татьяной Клячко. В результате мы не просто получили возможность теоретически проверить способы прогнозирования, а соответственно и планирования, развития системы образования на ближайшую перспективу, но даже умудрились в течение 2009-2010 года использовать эту методологию при планировании бюджета 2010 года. Методика очень проста в употреблении и очень технологична в реализации. Мы уже почувствовали, как она помогла нам соотнести возможности нашего бюджета Псковской области, его ресурсы, с нашими потребностями при 40 процентах дотаций областного бюджета из федерального бюджета. Зная ситуацию по демографии, совершенно конкретный прогноз регионального валового внутреннего продукта, мы заложили такой бюджет 2010 года, который в условиях кризиса на нас работает. Этот бюджет помог сегодня не просто удержать норматив финансирования ученика, заработную плату педагогических работников, а даже сделать несколько шагов вперед, реализовывать социальные программы и проекты, которые в рамках стратегии развития образования просто необходимы, так как направлены на модернизацию содержания образования, переход на новые стандарты.
Введение нового закона в действие предусмотрено с 1 января 2012 года, поэтому, думаю, мы успеем подготовить всю необходимую документацию, всю необходимую нормативно-правовую базу, которая поможет нам обеспечить стабильное и качественное образование в Псковской области. Закон не только дает нам право, но и обязывает разрабатывать финансово-хозяйственный механизм, который обеспечит необходимое субсидирование, то есть подготовить те условия, которые сегодня должны получить для самостоятельной деятельности наши образовательные учреждения.
Мне сегодня задают вопрос: как будет формироваться государственное задание для образовательных учреждений. Могу сказать, что сейчас сложилась уникальная ситуация: мы на пороге разработки тех документов, которые обеспечат нормальную деятельность всех образовательных учреждений, которые появляются в рамках нового закона. Не секрет, что уже есть некоторая нормативная база, которая позволяет нам определиться с автономными учреждениями, – это Закон «Об автономных учреждениях», принятый несколько лет назад. Для тех учреждений, которые решают получить такой статус, принимаются решения областного законодательного собрания, им оформляются задания, которые принимаются соответствующими ведомствами. Например, у нас недавно был открыт Центр дополнительного образования, мы провели всю необходимую организационную, юридическую и финансовую работу, для того чтобы сформулировать задание, просчитать все те расходы, которые необходимы. Для нас ясно, что обретение такого статуса улучшит положение и работу центра.
Еще один весьма популярный вопрос: не ухудшит ли изменение статуса образовательных учреждений их финансирование, не станет ли оно меньше? На самом деле проблемы финансирования были всегда, есть они в определенных случаях и нынче. Поэтому тут нужно учитывать многие факторы, многие обстоятельства при решении задач финансирования ОУ. Конституция РФ гарантирует детям бесплатное образование, в этом отношении мы будем ориентироваться на федеральный образовательный стандарт, который должен быть полностью обеспечен достаточными для этого финансовыми средствами. Поэтому все расчеты финансирования будут научно обоснованы; конечно, к этой работе привлечем специалистов, мы прекрасно понимаем, что ответственны за то, чтобы дети получили качественное образование в полном объеме. Безусловно, многие образовательные учреждения еще не научились грамотно, профессионально и целесообразно использовать выделяемые им средства. Новый закон позволяет тратить их прозрачно, открыто, используя эффективно для повышения качества образования. Что касается зарабатывания средств, то как главная задача для образовательных учреждений это сейчас не формулируется.
Еще одна проблема – в условиях уменьшения количества учеников ОУ будут конкурентами. Конкуренция, думаю, должна идти именно в рамках качества образовательных услуг: кто работает лучше, тот и будет привлекать больше учеников. Контролировать качество услуг будут, как и теперь, с помощью экспертизы, которая определяет качество работы образовательного учреждения. Система контроля – это плановая аккредитация, оперативный контроль органов по надзору и контролю в сфере образования. Все проверяющие органы четко и строго, жестко отслеживают все показатели.
Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Государственного управления образования, Псковской области
Комментарии