В этом году школе №1543 исполнилось 45 лет. В течение 10 лет ученики 1543‑й ведут работу над проектом «Учитель – это судьба». В папке проекта собраны статьи практически о каждом учителе.
Педагог нашей школы Лариса Давидовна Гуткина, по ее словам, с 6 лет мечтала стать учителем. И действительно, учительство стало ее судьбой.
Свой педагогический путь Лариса Давидовна начала в 1958 году в 17 лет в своей родной школе №34 в должности старшей пионервожатой. Затем учеба на филфаке МГУ имени М.В.Ломоносова параллельно с работой в школе, преподавание русского языка и литературы, работа заместителем директора по воспитательной работе.
В 1975 году по приглашению Юрия Владимировича Завельского Гуткина переходит на работу в школу-новостройку №43 на юго-западе Москвы, где под ее руководством и при непосредственном участии создается воспитательная система, основой которой являются содружество, сотворчество и соучастие педагогического, ученического и родительского коллективов, а целью – формирование целостной личности с высоким уровнем духовности и сформированным творческим началом. Лариса Давидовна всегда стремилась и стремится к тому, чтобы каждому в школе – и учителю, и ученику, и выпускнику, и родителю – было комфортно и интересно.
В этом году Лариса Давидовна отметила свое 80‑летие, 63 года работы в школе и 55 лет работы в должности заместителя директора по воспитательной работе (со дня основания этой должности).
Корреспонденты ГОНГа (газеты о нашей гимназии) обратились к выпускнице школы, а ныне учителю английского языка и классному руководителю Татьяне Антоновне Шустиловой с просьбой рассказать о педагогической деятельности Ларисы Давидовны.
– Если бы я не была знакома с Ларисой Давидовной, то, наверное, представляла бы себе заместителя директора по воспитательной работе как человека, делящего все на «надо» и «нельзя», – говорит она. – Но за все годы, проведенные в стенах 1543‑й, я не помню, чтобы меня хоть раз кто-то воспитывал. И вместе с тем во всей жизни школы была растворена воспитательная работа Ларисы Давидовны.
– С момента создания школы, – вспоминает Татьяна Антоновна, – Лариса Давидовна всегда оставалась в ней хранительницей домашнего очага. Все эти годы ей удавалось поддерживать не только любимые всеми традиции (а это кропотливый ежедневный труд), но и то, что эти традиции питает, то, что Юрий Владимирович Завельский считает главным в отношениях между людьми: интерес друг к другу и любовь.
Интерес к людям и любовь – главное содержание воспитательной работы, которую проводит Лариса Давидовна в 1543‑й. Ей интересен каждый класс, и во время школьных праздников она находится в зале с раннего утра до позднего вечера, стараясь не пропустить ни одного выступления.
Ей интересен каждый учитель, и даже во время летнего отпуска она читает отчеты классных руководителей и ни один из них не оставляет без комментария. Ей интересен каждый ученик, и, если ты побывал у нее в кабинете в качестве старшего дежурного или ответственного за какое-либо мероприятие, если принял участие в творческом конкурсе или порадовал ее своим выступлением на школьной сцене, она запомнит тебя и будет всегда интересоваться твоей судьбой.
– Наверное, нет в 1543‑й ни одного ученика, который хотя бы раз не поработал ее почтальоном, – улыбается Шустилова. – Тонкие полоски бумаги с напоминанием об очередном совещании, куда от руки вписаны номер кабинета и фамилия учителя или ученика, – своеобразная визитная карточка Ларисы Давидовны. Время летит, средства связи совершенствуются, но послания Ларисы Давидовны и способ их доставки остаются неизменными последние несколько десятилетий.
Кажется, можно было бы сказать всем заранее: «Поставьте себе напоминание на телефоне». Можно пару раз хорошенько отчитать тех, кто не явился. Можно отправлять всем сообщения по школьной почте. Но Лариса Давидовна снова и снова пишет свои напоминания и направляет во все концы школы своих гонцов, потому что ей важно, чтобы на совещание пришел каждый, потому что она понимает, что каждый может закрутиться и забыть.
Потому что она не была бы Ларисой Давидовной, если бы добивалась дисциплины при помощи выговоров и наказаний. И если, получив ее напоминание, ты так и не явишься на встречу, даже тогда она не позволит себе повысить на тебя голос. Ты извинишься – она простит, и ты почувствуешь в этот момент, как сильно ее расстроил, и в следующий раз будешь изо всех сил стараться не подвести ее.
– Ты ходишь в школу, принимаешь участие в дне гимназии, отвечаешь за подготовку класса к Дню учителя, дежуришь в раздевалке и выносишь мусор, устраиваешь в классе кафе во время школьной ярмарки, – размышляет учитель английского. – А спустя несколько лет понимаешь: так из тебя растили человека, умеющего дружить и сотрудничать, готового брать на себя ответственность, привыкшего жить ярко и интересно. Такое вот незаметное воспитание…
Ну а потом приходишь в школу уже в роли учителя и осознаешь, что во всех самых разнообразных формах школьной жизни всегда присутствует незримая (для большинства школьников) рука Ларисы Давидовны. В своей новой роли, но по-прежнему оставаясь «деточкой», ты получаешь от нее новые и новые поручения – то важные, то срочные: выступить в качестве ведущей на школьном празднике, отчитаться перед (то есть побеседовать) ней по поводу проведенных мероприятий, сдать ей в конце года отчет (то есть письменное рассуждение в свободной форме) о своей работе с классом…
И только спустя несколько лет понимаешь, что так из тебя растили учителя.
Такое вот незаметное воспитание…
Школьные корреспонденты школы №1543
Комментарии