search
main
0

Главное – это нравственный стержень

Сентябрь – своеобразная точка отсчета для каждого, чья жизнь связана со школой. Новый учебный год – это всегда новые ожидания, новые надежды и новые открытия, как для детей, так и для педагогов. Впрочем, несмотря на перемены, главная миссия школы остается неизменной – «сеять разумное, доброе, вечное», быть нравственным ориентиром для каждого из своих воспитанников. О том, какие воспитательные задачи стоят сегодня перед школой, наш разговор с генеральным директором издательства «Дрофа», доктором исторических наук, академиком РАО Александром Киселевым.

– Александр Федотович, период 90-х годов, когда школа жила в соответствии с тезисом «мы даем только знания, воспитывает семья», ушел в прошлое. Сегодня воспитательный момент становится приоритетным в работе любого образовательного учреждения. Об этом заявлено на самом высоком государственном уровне. Президентом Дмитрием Медведевым предложена для реализации «Концепция духовно-нравственного воспитания школьников». В апреле следующего года в школах России появится экспериментальный курс, направленный на духовно-нравственное воспитание школьников. Готовы ли вы к этому как одно из крупнейших учебных издательств страны? Есть ли уже какие-то учебники или их проекты по этому курсу?

– Мы готовы издать любой учебник, который будет служить добру, соответствовать государственным стандартам, а перо его автора будет принадлежать талантливому профессионалу. Издательство накопило определенный опыт. Примером тому книга «Родная земля» для начальной школы, курс мировой художественной культуры, элективный курс «География. Листая страницы семейного альбома», «Православный словарь», серии книг для семейного чтения о традициях и обычаях российских народов, их героизме и любви к Родине. Если говорить непосредственно об учебниках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», то как только будет утвержден стандарт, мы готовы приступить к работе над ними. У нас есть идеи, намечен круг авторов… Хотел бы подчеркнуть: замечательно, что в школу идет духовно-нравственная культура. Мы ее заждались, ибо она предполагает формирование личности на прочном фундаменте вековых отечественных традиций, где духовности принадлежит едва ли не первое место. Одна из проблем – кто будет преподавать новый курс? Следует внести соответствующие коррективы в систему повышения квалификации педагогов, в структуру высшего педагогического образования, в содержание образования на исторических факультетах, ведь скорее всего именно историкам и предстоит вести этот курс. Кроме того, нельзя забывать, что Россия – это многонациональная и многоконфессиональная страна. Я бы даже отказался от слова «россияне», вернувшись к тому определению, которое было издавна принято в России – «российский народ». При разработке учебного курса полиэтничность страны необходимо учитывать, постоянно помнить, что мы обязаны формировать у учеников уважение к представителям других наций и конфессий, воспитывать сознание, что мы единая семья с общей исторической судьбой.

Этот курс призван объединять людей, а не раскалывать. Здесь заключена одна из основных идей духовно-нравственного воспитания – учить добру, милосердию, любви. От педагогов потребуется особая тонкость, деликатность и духовная мудрость. И, конечно же, этот предмет должен быть интересен детям. Его задача привить ребенку вкус к культуре, интерес к познанию истории человеческого духа. Нельзя запаздывать с началом работы, но и настраиваться следует на длительный систематический труд, и результаты придут – люди станут добрее, отзывчивее, а главное – одухотвореннее, с богатым внутренним миром, наполненным светлыми помыслами и целями.

От учителя во многом зависит будущее страны. Его социальная роль по-настоящему велика. Все свершения ведут начало с порога школы. У каждого великого мыслителя, ученого, полководца, представителя творческой интеллигенции, высокопрофессионального рабочего был и оставался всю жизнь с ним свой учитель. Во все достижения, которые имеет страна, свою лепту внес учитель, и вклад его весом.

Я уже когда-то говорил в интервью и скажу еще раз: кто, по-вашему, победил в Великой Отечественной войне? Советский учитель, его ученики, для которых защита Отечества всегда была почетным долгом. Это наглядно видно в любом селе, поселке, городе, где стоят обелиски с написанными золотом именами его учеников, отдавших жизни за Отчизну.

Уверен, что и сегодняшняя молодежь, если будет нужно, защитит свою Родину. Но лучше пусть их минует чаша сия. А разве нет у нас героев России сейчас – молодых ребят, проявивших мужество в горячих точках? Наши дети должны знать их имена. Почему бы не создать пантеон национальных героев страны и не почитать как святыни? Мы забыли и о человеке труда, а ведь он соль земли – простой труженик, который каждый день ходит на работу, сеет хлеб или стоит у станка, живет ради своих детей. Ему следует отдавать должное и в средствах массовой информации.

– Александр Федотович, думаю, задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это не только экскурс в мировые религии, в культурные традиции разных народов, но еще и попытка дать маленькому человеку нравственный фундамент, ту опору, которая бы помогала ему в жизни.

– У ребенка должен появиться нравственный стержень, который оберегал бы человека от надломов при любых жизненных обстоятельствах. Формирование внутреннего духовного мира ребенка – одна из сложнейших воспитательных задач. В ее решении должны участвовать и семья, и школа. Правильный духовно-нравственный выбор непростая проблема для каждого человека. Нужно научить детей его делать. Ведь юноша или девушка зачастую оказываются в ситуации витязя на распутье.

Они должны научиться понимать не только себя, но и других людей, жить с ними в гармонии человеческих отношений. Великий классик, знаток человеческой души Федор Михайлович Достоевский, написал: «Самое трудное – жить среди людей и остаться человеком». Это, по сути, своеобразный приговор человеческому обществу. Следует добиваться любви и уважения к ближнему, к человеку. Серафим Саровский всех встречал светлыми словами «радость моя». И мы друг другу должны стать не в тягость, а в радость.

– И все же, я думаю, основам человеческой морали, взаимоотношениям между людьми прежде всего учит семья.

– Безусловно. Ответственность за воспитание детей в первую очередь несет семья. Морали чаще всего учат примером. А главными и любимыми примерами для ребят всегда были и останутся отец и мать, бабушки и дедушки. Добрым, чистым, светлым взаимоотношениям между мужчиной и женщиной ребенок учится, глядя на своих родителей. При этом значение имеет все – то, как отец с матерью разговаривают, их жесты, мимика, интонации. У ребенка должна быть особая сфера обитания, где его самозабвенно любят. Он должен чувствовать, осязать любовь к нему родных и близких, всегда рассчитывать на их поддержку, помощь, понимание. Это вселяет уверенность в свои силы, помогает обрести устойчивость и цельность внутреннего мира с покоем на душе. В семье ребенок постигает многое, и хорошо, если он впитывает чистоту отношений, помыслов, добрых дел, верность и многое другое, что формирует благородство – качество, о котором сегодня говорят, к сожалению, редко.

– Согласитесь, и семье, и школе очень сложно бороться с тлетворным влиянием некоторых СМИ, телепередач, где много негатива, насилия и зла, да и откровенной пошлости…

– Да, к сожалению, окружающий ребенка мир, мягко говоря, антипедагогичен. Ряд телепередач стали уже притчей во языцех. Как бороться? Вводить цензуру? Да, но цензуру особую, которая проходила б через сердце и душу авторов подобных передач, если, разумеется, у них есть душа и сердце. Пусть спросят себя, хотят ли они, чтобы на этих передачах воспитывались их дети, и помнят ли, что сказано в Библии: «А кто приносит искушение, тому лучше на свет не родиться…» Это не значит, что все телевидение, все газеты и журналы безнравственны и опасны для духовного здоровья наших детей. Есть светлые, наполненные добром человеческого творчества телепрограммы. На них и будем ориентироваться.

– Привить чувства любви к Родине и патриотизма – часть духовно-нравственного воспитания…С чего, по-вашему, начинается Родина? Как вы ответите на этот вопрос, Александр Федотович?

– Родина начинается с каждого из нас, мы ее часть. И то, что мы собой представляем, наши поступки, наши деяния, и есть наша Родина. Патриотизм же – это чувство ответственности вначале за себя, потом за семью, за товарищей, за город и в конечном итоге за свою страну. У всех своя ответственность. И каждый вне зависимости от профессии, должности, места работы заслуживает уважения. Ведь патриотизм – это и уважение к согражданам, к общей истории, к судьбе страны. Люди не должны быть равнодушны друг к другу.

– Вернемся к учебному книгоизданию. Я знаю, что помимо учебников у вас выходят различные познавательные серии: «Библиотека путешествий», библиотеки отечественной и зарубежной классики, «Перекрестки истории», которые, несомненно, несут мощный воспитательный заряд…

– Да, эти книги стоят многих часов воспитательных бесед. К примеру, «Библиотека путешествий» – по сути, летопись героизма и самоотверженности человека во имя науки, во имя Отечества. В великие географические открытия огромный вклад внесли наши соотечественники Хабаров, Ермак, Пржевальский и др. Они совершили великие подвиги ради познания планеты Земля. Прочтите письма Скотта жене, написанные им, когда смерть стояла у порога его палатки. Сколько в них любви… Для меня читать – значит беседовать с мудрым человеком, постигать вечность… И духовная культура, о которой мы сегодня говорим, идет рука об руку с культурой чтения и речи. Об этом тоже следует помнить, обращаясь к детям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте