Отношения строятся в первую очередь на доверии. Учитель должен понимать, чем живут современные дети, потому что чем больше непонимания между педагогом и ребенком, тем сложнее завоевать доверие. Если ученики доверяют учителю, они легко идут за ним в его мир знаний.
Сегодня, когда Евгению Павловну спрашивают, легко ли работать в школе, которую оканчивала сама, она отвечает, что это здорово. А главное – есть дополнительный бонус: ты уже знаешь, к кому из коллег с каким вопросом обратиться! Это Евгения Змеу поняла на собственном опыте, потому что уже 11 лет работает учителем английского языка в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей экономический №14» города Ростова-на-Дону – в школе, которую сама оканчивала и которой в 2019 году принесла большую известность, став победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России».
Обучение как образ жизни
Ее педагогическая судьба сложилась очень интересно. В семье учителей нет, сама Евгения поначалу в эту профессию тоже не собиралась. Точнее, учитывала этот вариант как один из возможных на случай, если ничего более интересного для себя не найдет. Поступила в Ростовский-на-Дону педагогический университет (теперь это Южный федеральный университет) на факультет славянской и западноевропейской филологии. Одноклассники тоже поступили кто куда, созвонились и все вместе решили заглянуть в родную школу, поделиться успехами и планами с любимыми учителями. Вот тут-то во время радостной встречи Евгению пригласила к себе в кабинет тогдашний директор школы Светлана Григорьевна Гринько и предложила поработать вожатой.
От неожиданности Евгения согласилась, даже не зная расписания и того, как будет совмещать работу с учебой, поступила-то на дневное. День у начинающей вожатой был насыщенным: с утра в университет на пары, затем также бегом в школу, тут активные мероприятия, праздники, подготовка к новым, а вечером прибегала домой и начинала готовиться к завтрашним парам. Заданий было много, ведь параллельно получала филологическое образование – как учитель русского языка и литературы и английского языка.
– Но как-то силы находились, – рассказывает Евгения, – и было вдохновение, и хотелось стремиться, развиваться, чтобы быть востребованной в своей профессии. Так что одно другому не мешало. Было бы желание, ведь, когда оно есть, даже такие ресурсы, как время, находятся. Когда человек занимается любимым делом, он становится очень мобильным, он загоняет себя в тайминг и старается правильно распределить время, чтобы все успеть.
Работа в школе захватила настолько, что Евгения поняла: в этом ее предназначение, именно в профессии педагога она сможет быть полезной, нужной, для этого у нее есть силы, желание, а главное – с детьми так интересно! К окончанию университета у нее уже был большой опыт вожатской работы, а также преподавания русского языка и литературы, позже она начала вести и английский.
Только учеба на этом не закончилась. После пяти лет специалитета девушка хорошо написала олимпиадную работу, и ее пригласили в магистратуру. Решила не упускать возможность, ведь «любое обучение – это развитие, особенно когда тебе самой это очень интересно». В итоге в ее активе семь лет учебы и параллельно работы. Сейчас тоже учится – в Московском педагогическом государственном университете по направлению «Менеджмент в образовании».
– Евгения Павловна, уж не готовитесь ли вы в директора?
– Нет! Я просто ищу для себя пути развития. И это та сфера, которая мне пока еще незнакома. Но даже сейчас, когда я еще в процессе обучения, я уже применяю новые знания менеджмента в работе классного руководителя. Ведь классный руководитель – это тоже своего рода руководитель коллектива, и некоторые управленческие навыки необходимы современному классному руководителю. Я считаю, что учитель – это человек, который все время должен развиваться. Если остановиться, то есть опасность, что учитель станет неинтересен своим ученикам. Таким образом, я еще и стараюсь подавать им пример. Человек не может знать все, надо стремиться узнавать больше.
Совет – дело ответственное
Сейчас она классный руководитель в шестом классе, а английский язык преподает в начальном звене, среднем и старшем, – 28 часов в неделю. Считает, что с предметом ей очень повезло: английский язык можно изучать на разном материале, поэтому старается подбирать материал для каждого класса индивидуально в соответствии с проблемами детей. Они делятся своими заботами с учителем, а она как бы в ответ на высказанные сомнения и вопросы предлагает к обсуждению какую-нибудь непростую тему с подтекстом из возможных ответов.
Обсуждают на английском, а заодно разбирают проблему. Бывает, что такие сложные ситуации носят «прикладной» характер – можно даже к стене приложить или по столу размазать. Так было, когда начался бум на слаймы, эту вязкую и непонятную субстанцию ребята с удовольствием тащили в школу, а домой возвращались с неудами по поведению. Евгения Павловна решила найти плюсы в новом увлечении: зная, что дети снимают видеоролики, как они эти слаймы делают, и что можно сделать с ними, учительница попросила озвучить ролики на английском языке. Ребятам такое задание очень понравилось!
– Я хочу быть интересной своим ученикам, – говорит Евгения Павловна. – Постоянно слежу за тенденциями в мире подростков, чтобы ориентироваться и понимать, чем живут современные дети. Ведь чем больше будет непонимания между педагогом и ребенком, тем сложнее завоевать доверие. А отношения строятся в первую очередь на доверии. Мне важно, чтобы и я могла доверять своим ученикам, и они мне доверяли. Тогда они легко идут за мной, в мой мир знаний. Нет, это не о том, что всем учителям надо погрузиться в социальные сети и жить той жизнью, которой живут подростки, нет. Но знать об этой жизни мы обязаны, так же как и учитывать глобальные веяния в системе образования. Поэтому основная миссия учителя, на мой взгляд, – научить детей ориентироваться в большом потоке информации, которая нас окружает. Учитель должен выполнять роль маяка. И даже если появляются увлечения, которые нам кажутся бесполезными, именно мы – взрослые, педагоги – должны научить детей извлекать из этого пользу. И показать, чем увлечение полезно, а насколько бесполезно, при этом все должно быть аргументированно. Если дети понимают, что ты разбираешься в том, что им интересно, они начинают тебе доверять.
А еще начинают задавать вопросы. Евгения Змеу говорит, что самые частые вопросы, которые дети задают учителю иностранного языка, обычно самые простые: «А как вы смогли так хорошо выучить английский (немецкий, французский и т. д.) язык?», «Как мне выучить английский, чтобы уметь на нем разговаривать?». Несмотря на всю простоту, ответить на эти вопросы бывает сложно. Ведь волшебного рецепта нет. Хорошо бы сказать: берем этот учебник, читаем 100 раз – и все готово! Но почему-то так ни у кого не получается.
Ставят в тупик и вопросы о различных жизненных ситуациях, дети часто просят совета, как поступить в отношениях с родителями или одноклассниками. И тут учитель чувствует большую ответственность, ведь его совету будут следовать, ребенок именно так и поступит. Поэтому, как говорит Евгения Павловна, нужно иметь смелость нести ответственность за свои советы.
– А если честно, я не могу выделить какие-то вопросы, – говорит Евгения, – потому что вся моя работа состоит из этих вопросов. В день приходится отвечать на тысячи «зачем?» и «почему?». Недавно была ситуация: девочка советовалась, какую фотографию поставить в качестве аватара на WhatsApp, потому что в классе не могли определиться – одним нравилось ее фото, другим нет. Сказали, мой голос будет решающим.
Английский с пяти лет
Свои секреты о том, как пробудить мотивацию к изучению английского, у Евгении, конечно, есть. Ее собственная история тоже довольно неожиданная и может поспособствовать. Помнит, как в детстве, идя по улице, любила читать вывески и разные плакаты. Однажды увидела какую-то ну очень красивую вывеску и попыталась ее прочесть, но поняла, что не может – не получается! Спросила маму, что написано, а мама ответила, что это на английском. Пятилетнюю девочку это очень задело: подумаешь, ну на английском, а почему ей-то непонятно?
Раз она умеет читать, то и это тоже должна прочесть! Но мама сказала, что английский надо сначала выучить, а раз так, Женя попросила маму отвести ее учиться, чтобы могла прочитать и эту вывеску, и все другие. Потом были путешествия и знакомства с разными детьми, которые говорили на разных языках, но многие – на английском. Захотелось с ними разговаривать. Когда стала старше, поняла, что владение иностранным языком – необходимость сегодня.
– Так, на каждом этапе срабатывала разная мотивация. И я сейчас стараюсь для своих учеников подбирать эту мотивацию соответственно их возрасту. И всегда с благодарностью вспоминаю, как со мной работали мои учителя! Им удалось вдохновить меня на работу в школе. В первую очередь это мой классный руководитель в старших классах Ирина Александровна Радченко. Еще учитель математики Наталья Леонидовна Георгиева и учитель экономики Галина Анатольевна Чернышова, сейчас она директор нашего лицея, а когда я училась, она курировала всю нашу общественную жизнь, и многие человеческие качества, или, как сейчас принято называть, гибкие навыки, воспитала во мне. Я очень рада, что выбрала профессию учителя и что работаю именно в Ростове-на-Дону. Всю полноту поддержки коллег я ощутила, когда участвовала в конкурсе «Учитель года». Меня очень поддерживали мой Железнодорожный район, в котором я работаю, и методический центр поддерживал, и Управление образования города Ростова-на-Дону. При каждой возможности я выражаю свою благодарность за то, что в меня поверили, и за то, что мы можем так себя проявить. Для учителя это важно, это дает возможность поверить в себя и в то, что наша профессия востребована и нужна обществу, – считает учительница.
По словам Евгении Змеу, конкурс «Учитель года» имеет особую атмосферу, чувствуются командность, сплоченность, творчество, заинтересованность одним делом, общие цели. Участие в конкурсе вдохновило ее на создание Межпредметной ассоциации учителей города Ростова-на-Дону. Евгения Павловна решила, что такая профессиональная общественная организация городу необходима. Сейчас они уже работают по различным направлениям и запустили свой онлайн-проект «Учительская».
Есть у педагога и свои увлечения. Она много лет занималась танцами, очень любит балет и при каждом удобном случае посещает спектакли. А когда удается побывать в Москве, старается попасть в Большой театр: «Я очень люблю балет Большого театра. Это мое самое увлечение-увлечение!» На втором месте интеллектуальные игры и квизы, в которые Евгения играет с друзьями как онлайн, так и при встрече. Это не только тренирует мозг, но и сочетает в себе приятное с полезным: встреча с друзьями, общение и новые знания. Однако есть в ее жизни один человечек, ради которого можно отказаться и от балета, и от любой самой интересной игры, – у Евгении пятилетняя дочка, которая очень неплохо для своего возраста говорит по-английски. Мама честно признается, что не учила ее специально, но, когда ребенок бесконечно слышит мамину английскую речь и когда мама перед зеркалом на английском репетирует что-то для очередного школьного конкурса, все получается само собой.
– Специально я ничего не навязываю. Недавно она сказала, что хочет рисовать, и теперь мы будем заниматься рисованием. Главное, чтобы была мотивация! – уверена Евгения Змеу.
Татьяна МАСЛИКОВА
Комментарии