Педагогические коллективы Северного округа приняли активное участие в обсуждении проекта Государственной программы развития образования Москвы на 2012-2016 гг. и внесли предложения по модернизации системы московского образования в условиях постоянного обновления содержания образовательных потребностей населения.
Вреди основных направлений системных изменений были поддержаны повышение уровня педагогического профессионализма, информатизация образовательного процесса, расширение финансовой самостоятельности школ, вовлечение родителей и общественности в оценку деятельности школы, доступность качественного образования.Сегодня в округе созданы все условия для реализации Государственной программы развития образования Москвы на 2012-2016 гг. В настоящее время округ работает над созданием своей программы развития, построенной на основе городской программы и программ развития образовательных учреждений округа.Вместе с тем в результате проведенного анализа определены актуальные для округа задачи:- повышение качества образования при обязательном проведении независимого мониторинга с учетом формирования подходов к московскому стандарту качества образования, использование механизмов новой системы оплаты труда для решения этой задачи;- комплексное развитие информационного пространства округа, включая создание электронного портфолио обучающегося, учителя, образовательного учреждения с учетом Московского регистра качества образования;- формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся, обеспечение индивидуального сопровождения детей группы риска;- широкое использование социокультурных возможностей Москвы в развитии системы дополнительного образования детей;- создание условий для мотивации педагогических работников и руководящего корпуса, развитие управленческого и педагогического профессионализма, повышение ответственности за результаты деятельности.Информация к сведениюОбразовательное пространство округа включает 360 образовательных учреждений, в которых обучаются более 68300 школьников и 32950 воспитанников дошкольных образовательных учреждений. По сравнению с прошлым учебным годом увеличился контингент общеобразовательных учреждений более чем на 1,5 тысячи детей, увеличилось количество как 1-х, так и 10-х классов. После введения новых санитарных норм и правил контингент воспитанников дошкольных учреждений увеличился на 1,5 тысячи мест.В рамках окружной программы ликвидации очередности в дошкольные учреждения построены 7 детских садов, завершены реорганизационные мероприятия по слиянию детского дома №26 и детского сада №2084, проведена работа по оптимизации помещений детских садов, центров образования, прогимназий. Принятые меры позволят к сентябрю 2011 года увеличить емкость сети на 5648 мест. В округе продолжается развитие вариативных форм дошкольного образования. Наиболее востребованы группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки детей и семейные детские сады. В течение учебного года были дополнительно открыты 14 структурных подразделений. За последний год более чем в 2 раза увеличилось количество дошкольных учреждений, участвующих в инновационной деятельности, расширилась тематика инновационного поля, ведется апробация современных педагогических технологий. Результаты инновационной деятельности дошкольных учреждений отмечены на конкурсе «Детский сад года»: Центр развития ребенка – детский сад №2530 занял 1-е место и может стать стажировочной площадкой по направлению «Развитие творческих способностей детей как фактор повышения качества дошкольного образования».Воспитанники ДОУ успешно выступили в Московском городском интеллектуальном конкурсе «Знайка» и окружных конкурсах проектных работ. В прошедшем году впервые в округе проведен фестиваль детского творчества дошкольных учреждений «Радуга». В фестивале приняли участие 75 дошкольных учреждений по 8 номинациям. Работы победителей были представлены в том числе на региональной передвижной выставке изобразительного творчества детей и юношества.Обновление содержания образования в начальной школе было связано в первую очередь с апробацией федерального государственного образовательного стандарта в 17 учреждениях округа. В течение 2010-2011 учебного года более 400 учителей будущих 1-х классов, а также заместителей директоров по начальной школе прошли обучение на курсах. Более 800 учителей начальных классов были вовлечены в окружную межкурсовую программу повышения квалификации. Во всех образовательных учреждениях округа разработаны основные образовательные программы начального общего образования. Положительным результатом для округа стало активное участие в образовательном интернет-пространстве – более 90% заместителей директоров школ и 70% учителей начальной школы. Свои информационные пространства открыли 35 учителей начальных классов пилотных школ, создав дополнительные методические ресурсы для педагогов округа. В рамках подготовки к введению ФГОС НОО осуществлялось оснащение образовательных учреждений новым учебным оборудованием.По сравнению с прошлым годом значительно увеличилась результативность участия образовательных учреждений в интеллектуальных конкурсах. В 2009 году один обучающийся, а в 2010-2011 учебном году 8 обучающихся стали победителями III Всероссийской олимпиады для младших школьников, показав высокий интеллектуальный потенциал по основным предметам начального образования.Система мер по работе с одаренными детьми в начальной школе нашла логическое продолжение в основной и старшей школе: в работе с вузами, организации профильного обучения, целевой подготовке участников предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и конкурсов. За последние два года в округе открыты 10 межшкольных центров поддержки мотивированных обучающихся, организована работа «Виртуальной мастерской» для педагогов округа, сложилась система дистанционных семинаров, в том числе межрегионального и международного уровней.Формирование системы деятельности по выявлению и поддержке мотивированных детей позволило добиться следующих результатов: наметилась положительная динамика результативности участия обучающихся в различных конкурсных мероприятиях для одаренных детей: победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 25 обучающихся из 13 образовательных учреждений округа (в 2009-2010 году было 16 школьников из 9 образовательных учреждений, годом ранее – 11 обучающихся); в 48 предметных конкурсах приняли участие обучающиеся 97% образовательных учреждений, 20% стали победителями. В прошлом году – 84% участников и 16% победителей; округ занял второе место в городе по итогам XII фестиваля «Юные таланты Московии».В тесном сотрудничестве с колледжами и высшими учебными заведениями округа осуществлял работу окружной Центр профессиональной ориентации школьников. Открытие центра в сентябре 2010 года позволило выстроить систему профориентации в масштабах округа с учетом социального партнерства. На территории округа расположены 26 вузов преимущественно технического и физико-математического профиля. При префектуре САО осуществляет свою деятельность Союз промышленников и предпринимателей. В округе имеется большое количество высокотехнологичных предприятий. Это определило основное направление деятельности Центра профориентации – поддержка научно-технического творчества молодежи с привлечением потенциала вузов, колледжей и промышленных предприятий.Получили практическое воплощение проекты школьников и студентов, созданные в рамках Молодежного многопрофильного конструкторского бюро. Лучшие работы были представлены на фестивале НТТМ в Крокус Экспо и получили Гран-при. В апреле 2011 года на базе МАИ совместно с вузами и колледжами была проведена Открытая окружная выставка НТТМ, на которой было представлено более 300 проектов. Одной из приоритетных программ для округа стала программа по ресурсосбережению, в рамках которой были разработаны проекты, получившие Гран-при на Международной выставке в ЮАР в июле 2010 года. Комплексный подход в реализации программы, связь с высокотехнологичными предприятиями округа позволили обеспечить дальнейшее развитие проектов. Системная работа межшкольного бизнес-инкубатора, школа брокеров, проект «Финансовый поезд» позволили округу стать победителем в городской олимпиаде по экономике, в городском конкурсе на лучший экономический проект, получить путевку на экономический Форум молодежи в США летом 2011 года.Значительно расширило рамки взаимного сотрудничества с высшими учебными заведениями округа и города применение информационных технологий. В течение прошедшего учебного года управление образования совместно с вузами и образовательными учреждениями округа реализовало систему межшкольных веб-семинаров по актуальным вопросам развития образования. Проведение совместных со студентами МАИ, МАДИ, Высшей школы экономики семинаров, практических занятий, элективных курсов в рамках профильного обучения обеспечивали 65% образовательных учреждений округа. Отмечается положительная тенденция в улучшении качества подготовки учащихся 9, 11-х классов, а также расширении выбора предметов физико-математического цикла. Если в 2009-2010 учебном году на экзамене по математике в новой форме успеваемость составила 95%, качество знаний 73%, то в 2010-2011 учебном году успеваемость повысилась до 99,8%, качество знаний – до 90,9%. Положительная динамика отмечена и на экзамене по русскому языку. По сравнению с прошлым годом на 24% увеличилось число выпускников, выбравших для продолжения учебы технические вузы и колледжи.Вместе с тем вопрос качества образования в течение года оставался приоритетным для округа. Переосмыслены подходы к организации подготовки к государственной (итоговой) аттестации обучающихся, открыты консультационные пункты, осуществляется дистанционная поддержка отдельных предметов. Для родителей учащихся 9, 11-х классов на сайтах образовательных учреждений, методического центра, управления образования были открыты страницы по подготовке к экзаменам, действовала постоянная «горячая линия». По итогам анализа результатов независимого мониторинга качества знаний определены школы группы риска, составлены планы работ по выводу учреждений из зоны риска низкого качества образования. Программа мер вывода из кризиса включает принятие соответствующих административных решений, усиление роли управляющих советов школ, повышение информированности родительской общественности о результатах деятельности и перспективных планах работы школы.Продолжает складываться единое информационно-коммуникационное сетевое пространство учителей и обучающихся в рамках городского проекта «Школа информатизации». Активно внедряются электронные дневники и журналы. За последний год более 50% образовательных учреждений внедрили в повседневную практику работы электронные ресурсы. В течение года сайты были открыты во всех образовательных учреждениях округа, созданы форумы по проблемам, актуальным для родителей и педагогов. Публичные отчеты о результатах деятельности размещены на сайтах всех образовательных учреждений округа. Внедрение дистанционных форм образования позволило на практике добиться полноценного прохождения государственных программ в условиях зимнего карантина, обеспечить постоянное индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.Приоритетным направлением воспитательной работы в округе была организация занятости и досуга старшеклассников. В соответствии с планом работы управления образования в субботние и воскресные дни в округе работали клубы по интересам с участием преподавателей вузов, спортивные секции совместно с преподавателями детско-юношеских спортивных школ, постоянно организовывались выезды в лагерь «Команда» с активом ученического самоуправления и детского общественного движения. В московском городском конкурсе программ военно-патриотического воспитания обучающихся под девизом «Растим патриотов России» были заняты призовые места по всем заявленным номинациям. Округ занял 1-е место в городе в спартакиаде допризывной молодежи.Во всех школах округа созданы музеи и музейные комплексы боевой славы, с 3 до 11 увеличилась сеть военно-патриотических клубов и объединений. Сегодня в округе действуют 19 объединений военно-патриотической и 38 военно-спортивной направленности. В течение года совместно с Советом ветеранов округа проводилась работа по созданию электронного музея боевой славы, издано 4 тома Книги памяти, посвященной 70-летию битвы за Москву. В городском смотре-конкурсе «Кубок героев» на лучшую организацию патриотического воспитания Северное окружное управление образования заняло 1-е место в Москве.В течение года актуальным оставался вопрос профилактики экстремизма и противоправных действий несовершеннолетних. В 2010-2011 учебном году достаточно эффективно работала комиссия по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования. В ходе совместной деятельности окружной комиссии, ОВД районов, прокуратуры, районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав удалось увеличить степень выявления детей группы риска, повысить эффективность работы с неблагополучными семьями. В течение года было выявлено 37 обучающихся, не посещавших занятия без уважительных причин, из них 20 детей были возвращены в школы и приступили к обучению.В 2010-2011 учебном году самостоятельно вели бухгалтерский учет 69 учреждений. На виртуальный самостоятельный бухгалтерский учет переведены 89 школ. 2010-2011 учебный год стал для системы образования новым этапом в формировании подходов к обновлению финансово-хозяйственных механизмов. Педагогические коллективы округа заинтересованно отнеслись к возможности включения в пилотный проект-125 по развитию общего образования, в который сначала вошли 16 школ округа, а сегодня уже 32 образовательных учреждения. При всех новых возможностях для учреждения по расширению финансовой самостоятельности главным в проекте стало повышение качества образования, развитие индивидуального подхода к учащимся, развитие профессионального сообщества, повышение уровня квалификации и уровня оплаты труда педагогических работников.За ходом реализации пилотного проекта организован общественный контроль, в том числе путем создания окружного наблюдательного совета из числа представителей общественности, родителей-профессионалов, членов Профсоюза работников образования и науки. Более 70 педагогических работников школ округа прошли обучение в МИОО по курсу «Новые формы финансово-экономического обеспечения в системе образования города Москвы» на кафедре экономики образования с последующей защитой курсовой работы.Мобилизация всех ресурсов системы образования округа, оптимизация его содержания, организационных форм и технологий позволит реализовать образовательные потребности и запросы населения в получении подрастающим поколением качественного образования.
Комментарии