Учитель, оказавшись один на один с отключенной камерой и отключенным микрофоном, вынужден задуматься, какие методы и приемы будут способны удержать высокий уровень качества образования. «Как при дистанционной работе провести максимально эффективный урок?» – наиболее часто задаваемый вопрос на методических объединениях различных уровней.
Учителю приходится на каждом этапе урока проверять деятельность ученика, но как это сделать, если фактически не видишь обучающегося? Мне пришлось отказаться от каких-либо тестов. Ответы на них легко найти в Интернете, их помогают делать родители (особенно в средней школе), а в старшей школе идет активная взаимовыручка – варианты ответов обсуждаются в группе онлайн, а некоторые – самые искусные! – ученики взламывают код и, не решая тест, выставляют желаемый результат. Кроме этого, некоторые системы защиты можно обойти: на популярной платформе Оnline Тest Рad, в которой предусмотрена защита от копирования текста, после выделения вопроса ответ открывается в новой вкладке благодаря возможностям Яндекс-браузера.
Что же делать? К материалу учебника следует составлять свои задания, так как ответы «Готовых домашних заданий» могут быть открыты отдельной вкладкой, и тогда устный ответ или комментарий орфографической или пунктуационной задачи не имеет смысла. По той же причине все диктанты и проверочные работы необходимо составлять самостоятельно или использовать для материала тексты конкурсных сочинений прошлых лет. Комментированное письмо и проблемный диалог становятся наиболее продуктивными и востребованными формами работы. Гугл-таблицы и документы, в которых можно писать онлайн, использую чаще для закрепления нового материала или рефлексии.
Если отметка за урок складывается из таких форм работы, как устный ответ на уроке и фотография выполненных письменных заданий, то оценка деятельности ученика представляется наиболее точной. В течение урока каждого ученика необходимо спросить не менее трех раз, всякий раз отмечая полноту ответа, в зависимости от ответов в конце урока проговаривается оценка, полученная за работу на уроке. При такой практике ученики привыкают быть активными и следить за ходом урока, не отвлекаясь. Хорошая и отличная отметки за устный ответ мотивируют на выполнение письменных заданий, чтобы средний балл был максимально высоким. Когда ученики читают текст на уроке, то лучше, если они будут делать это по очереди в алфавитном порядке, причем читать совсем короткие куски. Тогда отвлекаться не получится, потому что твоя очередь приходит достаточно быстро, нужно все время следить за текстом.
Технологии не стоят на месте, уверена, скоро система прокторинга (прокторинг – процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием) будет использоваться и при дистанционном обучении школьников. А пока учителям остается искать новые методы работы или использовать проверенные временем методики, а главное – быть непредсказуемыми, постоянно менять формы работы и проверки заданий, продумывать работу с вариантами текстов, которые пока не опубликованы в Интернете… Одним словом, быть затейливее своих учеников!
Анна АВАНЕСОВА, учитель русского языка и литературы школы №7, кандидат филологических наук
Комментарии