search
main
0

Главное – без формализма. Если работать для настоящего, то выйдет ничтожно, надо иметь в виду только будущее

Вице-спикер Мособлдумы Виктор Егерев при встрече почтенно склонил голову в поклоне перед милой, отнюдь не чиновьего вида женщиной. Кто она, с достоинством принявшая поклон сенатора? На Западе их называют «синьоры», что вполне подошло бы ей по стати, в России зовут более приземлено – «пожилые люди». Наверное, имея в виду, что эти люди, пройдя долгий путь, умудрены уникальным опытом. Как бы то ни было, но в биографической книге Надежды БАБАШКИНОЙ немало страниц. Содержание одной из глав полностью посвящено укреплению связи школы с жизнью. С 1978 по 1985 год она возглавляла Московский областной отдел народного образования.

– Надежда Петровна, расскажите об этапах развития образования Московской области вообще?

– Первым таким этапом считается довоенный период. Важнее всего тогда было ликвидировать неграмотность. Московская область опиралась на новые научные разработки крупнейших теоретиков и практиков отечественного просвещения. Одной из них по праву можно признать Надежду Крупскую. Еще до возникновения региона формально она была тесно связана со школами и учениками Подмосковного края. В сентябре 1918 года Надежда Константиновна выступала с докладом о новой народной школе на уездном учительском съезде, который проходил в Богородске. Она вообще не раз приезжала в Богородск, занимаясь борьбой с детской беспризорностью. Ее выступление всколыхнуло общественность, учителя ей поверили. Стали воплощать ее и свои идеи. Надежда Константиновна уделяла внимание области и в тридцатые годы. Имя Крупской нашему базовому университету присвоено отнюдь не случайно.

Второй этап развития образования пришелся на самое непростое для страны время – войну. Значительная часть области была оккупирована немецкими войсками. Школа – учителя и учащиеся – подверглась тяжелым испытаниям. В годы войны детям с 12-летнего возраста по карточкам отпускалось в день 300 граммов хлеба, 6 граммов жиров, 3 грамма сахара, 20 граммов мясопродуктов и 20 граммов крупы. Хлеб дети съедали утром, а весь день голодали. Ходили нередко в лохмотьях, чуть ли не босиком. Но и в этих условиях работали школы, дети учились. В решении задач трудового фронта важную роль сыграла профессионально-техническая школа. Она была основой системы подготовки государственных трудовых резервов.

После окончания Великой Отечественной войны наступил третий этап развития. Его особенность в том, что огромными усилиями быстро залечивались раны, нанесенные образованию, был восстановлен его довоенный уровень. А затем началось дальнейшее развитие. В 1962 году было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование. 1972-й стал годом завершения перехода ко всеобщему среднему образованию.

Дальнейшее развитие пошло по пути поиска новых методов и форм работы, чтобы учебно-воспитательный процесс шел на более высоком уровне и более успешно выполнялся социальный заказ общества. Необходимо было обеспечивать не только глубокие и прочные знания основ наук, но и связь школы с жизнью, готовить молодежь к труду через систему профессиональной ориентации и углубленное трудовое обучение, воспитывать высоконравственного, физически здорового гражданина – патриота и защитника своего Отечества.

– А что за люди в то время были у руля?

– Я пришла на смену Ларисе Семеновне Андреевой. Она заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер многих правительственных наград. Она была талантливым руководителем, требовательным, знающим свое дело, принципиальным и решительным. На плечи Ларисы Семеновны легли нелегкие вопросы введения и развития восьмилетнего и среднего всеобуча, углубленного трудового обучения и производительного труда старшеклассников. За 21 год ее работы, Андреева возглавляла Отдел народного образования с 1957-го, были организованы ученические производственные бригады и звенья, появились лагеря труда и отдыха школьников, развивались школы-интернаты, группы продленного дня, внешкольные учреждения, родился институт базовых шефствующих над школой предприятий. Перенимать бразды правления у такого мощного руководителя было ой как не просто, высоко поднятую планку уронить было нельзя.

– Как же и какими действиями вы поддерживали этот заданный уровень?

– В 1978 году состоялся II Всесоюзный съезд учителей, который рассмотрел актуальные проблемы дальнейшего совершенствования воспитания и обучения школьников, подготовки их к труду, пути развития школы. Он дал новый импульс деятельности.

Мы работали в том же ключе: передовыми методами добивались повышения качества обучения и воспитания. Набирало силу движение «От творческого учителя – к творческому коллективу». У педагогов и коллективов возникло стремление не только самим освоить новые методы работы, но и поделиться своими находками. Так родились творческие отчеты учителей.

Нам очень помогали обком Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и его председатель Геннадий Иванович Ромочкин, райкомы, горкомы нашего профсоюза, местные комитеты.

Центром движения стали инспектора мособлоно, методисты областного института усовершенствования учителей, его директор Эдуард Михайлович Никитин.

Меня, признаюсь, сначала несколько беспокоило, как бы эти отчеты не превратились в формальные акты и не поглотили суть творчества. Но избежать формализма удалось.

В начале 80-х внимание педагогов было приковано к опыту известных новаторов педагогики. Даже среди современных образовательных технологий опыт работы учителя школы №2 Реутова Игоря Павловича Волкова «Система обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности», я считаю, занимает достойное место.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте