Цель: показать роль семьи в обществе и значение ее в жизни каждого человека. Задачи: определить разницу между благополучными и неблагополучными семьями.
«Главней всего погода в доме, а остальное ерунда».
Вступительное слово учителя.
В далеком прошлом жил человек, но не с кем было ему поговорить, некому было рассказать то, о чем он мечтал, не с кем посмеяться, поплакать, и пошел он тогда куда глаза глядят. Шел он долго и очень устал, прилег человек под высоким деревом и стал думать о том, почему же ему так грустно. Как вы думаете – почему? Продолжите сказку. Учитель подводит детей к тому, что рядом с человеком появились другие люди.
Когда возле человека появились близкие ему люди, кем для него они стали? (Семьей). Что такое семья? Зачем она нужна человеку? Какую роль каждый из нас играет в семье? Чем современная семья отличается от семьи древнего человека?
Вы перечислили родственников, входящих в состав семьи, а все ли они между собой близко общаются? Почему?
Если у человека случается беда, к кому он обращается в первую очередь? Почему?
А все ли семьи одинаковые? Какая между ними разница? Чем благополучная семья отличается от неблагополучной?
Есть ли у нас такие семьи?
Как живется детям в таких семьях?
Работа с эпиграфом к уроку.
Что же будет называться погодой в доме? Почему это самое важное для семьи? Как «плохая погода» может повлиять на детей?
Самостоятельная работа учащихся.
Отгадайте, в каком слове 7 букв «я»?
Как ваше «я» влияет на семейную погоду, что вы делаете, чтобы в вашей семье погода была хорошей?
Часто ли вы становитесь причиной «плохой погоды»?
Если в семье все благополучно, как называют такую семью? (счастливой)
Давайте попробуем составить формулу семейного счастья.
Семейное счастье! = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие.
Что из этой формулы может отсутствовать, но семья между тем будет счастлива по-своему.
(Материальное благополучие не всегда влияет на счастье, хотя и не мешает ему.)
Много мудрых людей рассуждали о значении семьи в жизни человека. Прочтите их высказывания в учебнике, стр. 54.
Возможно или нет жить без семьи? Откуда появляются одинокие люди? Хорошо ли человеку, когда он один?
Домашнее задание: Предлагаю написать небольшое сочинение «Семья через 100 лет».
Надежда ЖУРАВЛЕВА, учитель граждановедения, Тверская область
Комментарии