Вернулся с байкальского фестиваля преображенным: открылась жизнь в ее глубине, прояснилась душа, влюбился в людей. Так бывает всегда после больших напряжений.
Фестиваль здесь проводили первый раз. Начинать всегда трудно. И Байкал суров: временами шел снег, дул ледяной ветер. Трудностей хватало. Но все преодолели сообща силой гуманной педагогики. Гуманная педагогика учит не осуждать, не критиковать, но благодарить, радоваться, светиться. И мы сделали это!
Организаторы фестиваля молодцы: трудились изо всех сил и решали по ходу жизни все проблемы. Ошибки ничто, если зерно огня крепнет. Тогда ошибки становятся опытом, силой и мудростью.
Запись из дневника: «Главная задача – светиться. Дарить детям свет сердца: тепло, радость, поддержку, восхищение и любовь. «Учитель – даритель Света».
Это важнее всего.
Толково простроенный урок – очень важно. Но важнее подарить ребенку сердечный свет.
Вспомни, как это иногда получалось. Как это получалось на уроке неожиданно, импровизационно. Стремись к этому состоянию. Будь в нем. Помни, что это самая главная задача.
Смотри только светло. Гони прочь все подавленности и недовольства. Сосредотачивайся на радости, на свете, на хорошем.
И утверждай свет героически.
Среди тягот, среди развала стран – светиться. Только светиться.
Такая работа.
Не темнить. Не огорчаться. Не расстраиваться. Не унывать. Светиться».
На фестивале занимались с детьми словесным творчеством – делали рукописные книжки. Темы: «Что я люблю?», «Что со мной происходит?», «Мое сокровище», «Мое предназначение». Дети написали потрясающие книги. Конечно, мы еще много играли с детьми.
Родителям я предложил такой взгляд на гуманную педагогику:
- первый этап: слушать семинары по гуманной педагогике, сидя в уютных креслах;
- второй этап: применять полученные знания на фестивалях и в Бушети в интенсивной жизни;
- третий этап: делать Бушети самим на своих местах, объединяя силы с созвучными людьми. Делать самим! Как делать, можно посмотреть у тех, кто уже делает свои пространства.
Каждый имеет возможность выбрать себе роль по силам и по сердцу.
Мне кажется, у нас многое получилось.
Как сказал об итогах фестиваля Алексей Бабаянц: «Мы сделали хорошее дело, несмотря ни на что. Сами почистились, сами обновились, сами проверили, кто мы есть на самом деле. Преподавать может только человек, который сам проходит через определенные центрифуги мироздания и остается в свете, остается в желании утверждать Божий свет и помогать Творцу в Его планах. Спасибо за то, что были вместе!»
Совершенно согласен с Алексеем.
Игорь КИРШИН, кандидат педагогических наук, обладатель почетного звания «Рыцарь гуманной педагогики»
Комментарии