search
main
0

Главная задача – работать с одаренными умело и эффективно

Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы:

– Я думаю, что можно как положительную оценить работу, которая была проведена по систематизации всего того, что в городе делается и должно делаться в будущем по устранению ведомственной разобщенности по поддержке одаренных детей. Но для того, чтобы это не рассыпалось, как говорится, мелким бисером различных очень полезных и важных мероприятий, я хотела бы высказать несколько положений, которые, на мой взгляд, очень важны для понимания нашей работы с одаренными детьми.

Во-первых, работа с одаренными детьми – не самоцель. А в качестве цели я предлагаю две, которые сочетаются и очень важны: первая – создание условий для реализации потенциала личности одаренного природой человека, одаренного природой ребенка, и эта цель сама по себе очень важна. Вторая же цель – это все-таки процветание и величие нации; чем больше будет талантливых людей, которые, кстати, в России всегда славились, больше даже, чем наши замечательные природные ископаемые, тем более великой будет наша страна. Поэтому когда мы говорим о поддержке одаренных детей, то думаем в том числе и о том, чтобы наша страна и государство имели как можно больше таких выдающихся людей, которые всегда украшали нашу Родину.

Что необходимо для того, чтобы мы умело и эффективно работали с одаренными детьми? Во-первых, это все-таки развитие общего уровня образования как фундамента для раскрытия талантов и способностей детей, которые потом перейдут в банк данных или просто в разряд одаренных. Я согласна, что понятийный аппарат должен, конечно, быть отработан, но все-таки грань в детском возрасте между ребенком одаренным, талантливым, способным и нераскрытым в своих способностях очень зыбкая. Поэтому вся система образования должна до последнего биться за то, чтобы раскрыть способности, возможно, таланты, а, может быть, и одаренность у каждого ребенка. В этом смысле мы сейчас находимся в очень сложном положении, когда нам нужно быть особенно бдительными для того, чтобы не только не потерять достигнутые результаты в нашем образовании, но наращивать их.

Здесь наша бдительность должна быть, она вынуждена быть связанной с тем, что грядут очень сложные преобразования вообще в бюджетной сфере и, в частности, в образовании в связи с переходом на новые статусы бюджетных организаций. Нам очень важно не потерять сегодня те самые стандарты, те самые гарантии, которые мы должны дать каждой российской семье для получения определенного набора знаний, этот набор должен быть высоким, не ниже того, который мы имели, не тот, который мы возьмем в качестве примера из каких-то зарубежных стран, который нам пытаются навязать, а тот, который мы у себя уже достигли и который мы не должны сделать ниже того допустимого и важного для нас результата, который должна дать система образования каждому ребенку. Мы не должны поставить развитие способностей и одаренности детей в угоду возможностям, материальным возможностям родителей каждого ребенка. Мы не должны сегодня дать возможность получать образование только тем, кто сможет заплатить за тот дополнительный уровень образования, при этом мы можем потерять очень много талантливых детей из семей, которые платить за это не смогут. Поэтому нам сегодня надо особенно внимательными быть и в разработке этих стандартов, над которыми работает Министерство образования и науки РФ, в их публичном обсуждении, в том числе с родителями, педагогами, с управленцами. Это очень важная для нас работа.

Я думаю, что мы не должны потерять тот уровень дошкольного образования, того первого шага к поддержке одаренных ребят, который мы наработали у нас в городе. Мы должны вести работу и по использованию имеющихся возможностей дошкольных учреждений, но не перегибая палки, для того, чтобы развитие, которое мы даем сегодня в дошкольных учреждениях, не потерять в угоду наращиванию коечных мест в наших ДОУ. Это задача для нас самих, и мы должны ее очень разумно решать.

В будущем, когда у нас появятся дополнительные средства, мы должны иметь в виду, что в городе недостаточная система дополнительного образования, причем не только в системе образования, но и в системе культуры, в системе спорта. Наращивание возможностей учреждений дополнительного образования – та инвестиционная задача, которую нам в перспективе нужно решать более активно.

Если человек почувствовал свою одаренность и развил свои способности, то для него очень важно, что будет потом. Любая личность, увидевшая в себе талант и способности, но не получившая развития и удовлетворения в жизни, – личность, которая может прийти к депрессии, к разочарованности в жизни. Конечно, мы понимаем, что для наших детей открыт мир, но важно сделать так, чтобы они свои способности реализовывали у себя же в стране. Поэтому открытие перспектив применения своих сил и способностей у себя в стране – вообще общегосударственная задача. Могу сказать, что и в городе можно многое сделать для того, чтобы мы как можно раньше открыли детям возможность получения выбранной специальности в тех профильных вузах, на которые они настроены, сделали так, чтобы в школы пришли как можно больше ученых, деятелей культуры, спортсменов, которые позволят ребятам реализовать себя в будущей жизни.

Еще один важный вопрос – психолого-педагогическое и воспитательное сопровождение одаренных детей. Этому нужно учить и родителей, и педагогов, потому что одаренный ребенок – ребенок, с которым надо по-особому вести себя и в семье, и в школе. Этих детей важно нацеливать на то, что талант сам по себе ничего не значит, нужен труд, нужны испытания на этом трудном пути к достижению цели, надо обязательно заниматься своим здоровьем, надо заниматься спортом, потому что дети, которые только талантливо играют на скрипке или решают математические формулы, тоже многого в жизни не достигнут, нам надо воспитать этих детей для того, чтобы они сами сумели себя в жизни поддержать возможностями своих всех знаний и умений, которые они получат. Конечно, нужна материальная поддержка, и в первую очередь тех семей, где возникают прекрасные примеры талантливых, способных и трудолюбивых детей. Нужна моральная поддержка, которая должна быть создана в обществе, и семьям, где растут и воспитываются талантливые дети, и самим детям. Проезжая по городу, мы видим, что многое восславляем, скажем, в том же наружном оформлении, но видели ли мы когда-нибудь, чтобы что-то было сказано о ребенке, который победил на международной математической олимпиаде, или о семье, которая вырастила большое количество очень талантливых детей? Мы мало об этом пишем, мы мало об этом говорим, мы мало об этом выступаем на телевидении или в наших газетах, а это неправильно. Мне кажется, нужно создавать культ талантливых и способных детей, и самое главное – тех, которые реализуют свои способности в конкретных делах. Это все мы будем делать.

Евгений БУНИМОВИЧ, начальник Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних аппарата Уполномоченного по правам человека в городе Москве – Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве:

ы сегодня не только говорим о заботе о детях, и в том числе одаренных детях, но и осознаем, что креативность, критическое мышление, интеллект – основной запрос, стратегический ресурс нынешнего общества и нынешней экономики, которые основаны на знаниях. Работа с одаренными детьми – ключевая составляющая нашей перспективы, перспективы города. При этом это та область, где мы можем, где мы умеем и где мы должны конкурировать с мировыми лидерами.

Работа с одаренными – традиционно одна из самых сильных сторон нашего образования. Я был вместе с делегацией наших математиков на Международном конгрессе по математическому образованию, и стенды, связанные с подготовкой одаренных детей (от детского сада до университета), пользовались наибольшим спросом, весь мир здесь признает наши умения и возможности. Поэтому, мне кажется, важно понять, что же нам надо в этой ситуации сохранить и развивать и что реально нового диктует нам сегодняшнее время. Собственно говоря, мне несложно осознать этот опыт, потому что я сам продукт этой системы, но я думаю, что сегодня многое нужно переосмыслить и использовать. Дело в том, что кружок, в который я пришел в 7-м классе, был свободен и открыт для всех. Это чрезвычайно важно, потому что эти математические кружки были для всех, любой ребенок мог туда прийти, и вели занятия не школьные учителя (при всем уважении к моим коллегам), а огромное количество студентов и аспирантов самых наших сильных вузов, например, мехмата и физтеха. Атмосфера одаренности, атмосфера творческая создавалась просто самой этой ситуацией. Как только ты получал какой-то результат (реальный результат!), как только ты решил какую-то интересную задачу, ты переходил в следующие, более продвинутые кружки, и, несмотря на то что я в своей жизни решил тысячи задач, я эту первую задачу, что решил тогда и перешел в следующий кружок, помню всю жизнь. Это очень важно.

Работа с продвинутыми ребятами, которые смогли получить результаты, другая и по системе, и по смыслу. После победы на олимпиаде (сначала районной, а потом городской) меня пригласили в несколько математических школ. Обратите внимание – вот она открытость, вот она демократичность, потому что никаких скрытых каналов здесь быть просто не может. Я, окончив «Вторую школу», поступил на мехмат. Вся эта система работала еще и на собственное воспроизводство, не случайно я занялся дальше в этой жизни именно работой с одаренными детьми, а мои друзья по кружку, которые, пожалуй, сегодня определяют наше математическое образование, – профессора и академики математики, впрочем, не только математики, трудятся в других сферах тоже.

Я думаю, что очень важно понять, как нам выстроить реальную систему вневедомственного поиска, развития талантливых детей и молодежи, которая охватывала бы все сразу, и не только саму систему школьного образования, но и вузы, но и все то, что есть сегодня в городе. Первый важный момент этой системы – ступенчатость, потому что на каждом этапе нужно работать по-другому и финансировать все по-другому. Это все разные системы, разные структуры, хотя и в единой преемственной работе. Меня смущает, что все это делается в рамках тех средств и возможностей, которые есть сегодня в бюджете Москвы. Я не думаю, что на Сколково предлагается 100 миллиардов на четыре года для того, чтобы они развили один кусочек, что в Москве не понадобятся дополнительные средства для того, чтобы построить систему реальной работы с одаренными детьми.

Я считаю, необходимо в рамках создаваемого и очень полезного Координационного совета, который сможет объединить все структуры, сделать рабочую группу, которая смогла бы дать ясные предложения и по структуре, и по усилению финансирования этой статьи наших расходов на образование, потому что без этого реальные шаги вперед вряд ли у нас получатся.

У нас в стране появился новый Закон №83, по сути, речь идет о радикальной реформе образовательных учреждений, о том, что финансирование будет идти через госзаказ и в рамках стандарта. Поэтому многие наши родители сегодня очень обеспокоены, они пытаются понять, что такое госзаказ, что такое в рамках стандарта. Ко мне, как к Уполномоченному по правам ребенка, очень многие обращаются с этим вопросом. Думаю, что все школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением, школы для одаренных детей в Москве будут поддерживаться за счет города. Но это надо ясно сказать, потому что в законе, который сегодня написан, речь идет о госзаказе и стандарте. Многое непонятно. Это чрезвычайно важно, потому что сейчас действительно очень много обращений в связи с Законом №83. Школа должна оставаться не сословной, «лифтом» для одаренных, а не для тех, кто покупает или не покупает образовательные услуги.

Я думаю, что, к сожалению, есть новые страницы, где мы не умеем работать или умеем работать слабо. Одна из таких страниц – это работа с одаренными не по предметам, не по математике, физике или рисованию, а по другим параметрам, например, с одаренными лидерами, которая нам сегодня позарез необходима. У меня был опыт обмена школьниками, я привез свою группу в Соединенные Штаты, с ними проводили без меня и вообще без взрослых соответствующие тренинги. После чего показали мне на одного моего парня, которого я не считал лучшим ни по математике, ни по другим предметам, что так и было, он был просто симпатичный, приятный, контактный и ответственный парень. Мне сказали: «Вот это ваш лидер». Сейчас он топ-менеджер в одной из наших крупнейших российских компаний, а я его, работая десятилетиями с одаренными детьми, не заметил. Нужны специальные методики, профессиональные специалисты, которые выявляли бы одаренность в таких областях, как лидерство.

Московские школьники съездили в «Технораму», в Эйлеровский центр, и это замечательно, но, к сожалению, до сих пор у нас нет аналогов «Технорамы», так же как аналогов парижского «Ля Вилетт» или того же копенгагенского «Эксплораториума», то есть нет аналогов тех огромных центров, которые могут работать с одаренными детьми. Напомню, что Эйлер, будучи швейцарцем, все-таки всю жизнь работал в России. Поэтому надеюсь, что у нас появится своя «Технорама» со своими «Эйлеровскими чтениями».

Как Уполномоченный по правам ребенка, считаю, что одаренные дети – одна из самых уязвимых категорий по сути своей, это такое же очень трудное отклонение от «нормы», как и другие, здесь очень важно психологическое сопровождение. Мы много говорим об этом, об инклюзивном образовании, но почему-то отдельно от одаренности. Мы привыкли, что наша задача только социализировать этих детей, а среди них есть очень сильно одаренные и, главное, очень мотивированные ребята, потому что то, что они прикованы к креслу или находятся в какой-то другой ситуации, только заставляет их больше проявлять себя в другой области.

Во многих странах мира, начиная с Соединенных Штатов, есть специальные разделы в законах или специальные законы, которые говорят о системе работы с одаренными детьми. У нас вообще ничего такого нет в городском законодательстве, и я предлагаю попробовать разработать такое законодательство.

В школе мы привыкли воспитывать наших детей так, чтобы они были тихими, послушными, аккуратными, а потом, после школы, требуем от них, чтобы они были активными, креативными, лидерами. Да, они неудобные, наши одаренные дети, они задают много часто не очень приятных вопросов, и надо иметь в виду, что вместе с развитием работы с одаренными детьми нам придется меняться самим, без этого ничего не получится.

Елена ОВСЯННИКОВА, дублер руководителя Департамента образования города Москвы, студентка Российского государственного социального университета:

первые на заседании Правительства Москвы рассматривался проект нормативного акта, в котором систематизирован уже накопленный опыт с одаренными детьми в городе и определены механизмы ее улучшения в будущем. В целом проект постановления достаточно полно отражает основные пути работы, однако у Студенческого правительства есть предложения и дополнения.

Проект постановления носит название «О развитии системы работы с одаренными детьми в городе Москве», но, к сожалению, четкого определения одаренности в представленном документе не дано. Мы понимаем, что сложно дать однозначную оценку этому феномену, тем более что одаренность ставят в один ряд с талантливостью и даровитостью.

В документе большое внимание уделено различным олимпиадам и иным конкурсным мероприятиям, которые, как и было сказано в докладе, будут служить основным критерием отбора и оценки. Поэтому Студенческое правительство дублеров предлагает более конкретно отразить в проекте постановления критерии отбора кандидатов, на которых будет направлен предложенный комплекс мер.

В пункте 4 проекта постановления отраслевым органам власти поручено формирование банка данных одаренных детей Москвы. Однако при отсутствии критериев отбора одаренных детей непонятно, каким именно образом это будет осуществлено. Кроме того, хотелось бы иметь конкретное представление о том, каким образом будет происходить сбор информации, кто будет иметь доступ к этому банку данных. В документе это, к сожалению, своего отражения не нашло.

На сегодняшний день в городе в достаточной мере сформирована система образовательных учреждений с повышенным уровнем образования – это гимназии, лицеи, при поступлении в которые сейчас проводятся конкурсные испытания, оценивающие интеллектуальные, физиологические особенности ребенка, и, наверное, это правильно. Однако эта мера снижает доступность таких образовательных учреждений для значительной части детей, что противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об образовании» в части предоставления равных возможностей. Поэтому Студенческое правительство предлагает разработать для них отдельные образовательные программы, которые будут реализовываться в этих же учреждениях в качестве дополнительного образования. В связи с изменением законодательства о формах государственных учреждений и возможности предоставления платных образовательных услуг образовательные программы также могут быть предложены и для дополнительного образования остальных учащихся, но уже на коммерческой основе, в то время как одаренные дети могут воспользоваться ими по результатам конкурсных испытаний бесплатно.

На настоящий момент не совсем ясно, какими именно полномочиями обладает учитель для того, чтобы помочь ученику в развитии его таланта, ведь фактически после победы ученика в каком-либо конкурсе или олимпиаде дальнейшая деятельность учителя продолжается в обычном режиме. Поэтому мы считаем целесообразным предоставить возможность самостоятельного выбора образовательного учреждения учащимся, которые будут внесены в банк данных для развития их одаренности, а также предлагаем более четко прописать права и обязанности педагогов, работающих с такими учащимися.

Работа с одаренными учащимися не должна прекращаться после окончания ими средних учебных заведений. Но в то же время студенты, которые уже стали совершеннолетними, не подпадают под категорию детей.

В связи с этим Студенческое правительство дублеров предлагает дополнить название проекта постановления и сформулировать его таким образом – «О развитии системы работы с одаренными детьми и молодежью в городе Москве».

В приложенном к проекту постановления комплексе мер содержатся мероприятия по государственной поддержке работы с одаренными детьми, проводимые отраслевыми органами исполнительной власти, в том числе и Департаментом культуры. Всегда большое значение имеет материальная поддержка молодых талантов органами власти. Ежегодно в бюджетном финансировании Департамента культуры учитываются средства, предусмотренные для выплат стипендий Правительства Москвы наиболее талантливым учащимся образовательных учреждений, подведомственных департаменту. Механизм отбора лучших традиционен: после предоставления кандидатур директорами детских школ искусств собирается комиссия, которая рассматривает все заявки на соответствие предъявленным требованиям; критерии отбора – наличие дипломов, подтверждающих участие в международных, всероссийских и городских конкурсах и мероприятиях, проводимых департаментом, учитывается также общий уровень подготовки. Материальное стимулирование – достаточно значимый фактор для саморазвития и повышения своего образовательного уровня, однако почему-то в последнюю редакцию проекта постановления подобная мера поддержки не включена, в связи с чем предлагаем вернуть эту норму в комплекс мер, как это и было ранее.

В пояснительной записке к проекту постановления написано, цитирую: «В ходе работ по данному направлению органами исполнительной власти города Москвы, участвующими в реализации приоритетного национального проекта «Образование», выявлены резервы по совершенствованию системы работы с одаренными детьми, предусматривающие создание региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, механизмов координации деятельности различных ведомств». После прочтения этого абзаца возникает впечатление об уже созданной системе критериев выявления одаренности и успешности ее действий. Однако сам проект постановления никак данную систему не учитывает и не отражает. В то же время очевидно, что проект постановления не должен быть отчетом о проделанной работе. В связи с этим в целях оптимизации деятельности предлагаем Департаменту образования обобщить накопленный опыт и предоставить в каждое образовательное учреждение в качестве методического материала.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Российской Федерации, президент образовательного холдинга «Наследник», вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России:

бщественная палата Российской Федерации в течение последних трех лет рассматривала большое количество разных аспектов в работе с одаренными детьми. Наши предложения направлены во все властные структуры, и они созвучны с теми, которые прозвучали здесь и сейчас в этом зале.

По заказу Общественной палаты Центр изучения общественного мнения провел общественный опрос «Одаренность в России: от феноменов к государственной политике». Несколько цифр: 25% населения считают себя одаренными людьми, из работников творческих союзов – 74%. Что же нас беспокоит? Нас беспокоит несовпадение оценок: почти 50% родителей считают своих детей одаренными, работники же детских садов и школ считают, что одаренных детей мало.

Что называют граждане в качестве основных препятствий в выявлении развития одаренности? Это финансовые трудности, загруженность родителей на работе, отсутствие инфраструктуры для развития таланта. Лишь семья на сегодня тот инструмент, который поддерживает одаренного ребенка. Уровень патерналистских ожиданий к сфере весьма высок, но надежды на государство пока, по мнению граждан, не оправдываются. В стране отсутствует целостная система выявления отбора и поддержки талантливых людей. Конкурс талантов во многих сферах уступил место конкурсу денег, социальная мобильность превалирует над соревновательной мобильностью. Система «социальных лифтов» и формирования человеческого капитала не имеет четкого алгоритма работы. Бизнес-сообщество в сфере выявления и поддержки талантов проявляет инерцию и стереотипные ожидания, расчет на поиск уже сформировавшегося таланта.

Общественная палата рассматривает одаренность с точки зрения единства прав и возможностей ребенка. Мы считаем, что одаренный ребенок имеет право на индивидуальное развитие, право на особую образовательную программу, соответствующую его познавательному интересу, что в России начата работа по созданию условий для реализации права на индивидуальность. Например, в 2009 году в новых утвержденных стандартах начальной школы закреплена возможность обучения одаренных детей по индивидуальным программам, расширены возможности школ в части дополнительного образования школьников. Это особенно хорошо видно на примере московских школ, которые стали центрами образования. Тем самым реально создаются условия для индивидуального интеллектуального, творческого и личностного роста учащихся в общеобразовательных школах, для того чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности, обеспечить им благоприятные условия для развития одаренности в каждой общеобразовательной школе. Мы уверены, что следует закрепить это направление работы в стандартах средней и старшей школы. Вместе с тем мы считаем, что все-таки в стране и в регионах должны существовать целостные системы выявления, поддержки и продвижения таланта. На наш взгляд, такая система – совокупность интеллектуальных сетей одаренных детей, одаренных учителей, сеть инфраструктуры таланта, сеть научно-методического сопровождения.

Центральное звено в работе с учениками – учитель, одаренному ученику нужен одаренный, постоянно развивающийся учитель. Таким учителям необходима особая среда для профессионального общения и особая система повышения квалификации. Поэтому я с огромной радостью поддерживаю создание информационной образовательной среды непрерывной методической подготовки учителей, работающих с одаренными детьми.

Основная проблема учителя – его неумение диагностировать как саму одаренность, так и тип одаренности, уровень, динамику развития одаренного ребенка. Учитель часто путает назойливость ребенка с пытливостью ума, высокий уровень познавательного интереса с противным характером, что приводит к взаимному непониманию и, как следствие, угасанию таланта ребенка. Существует острая необходимость разработки программы таких методик и внедрения их в реально действующее образовательное пространство. Думаю, эта задача по силам московским ученым.

Считаю также необходимым поддержать необходимость создания особых программ для дважды исключительных детей – одаренных детей-инвалидов, мне кажется, что было бы неплохо обратить внимание на необходимость социальных грантов, которые бы позволили поддержать одаренных детей из малообеспеченных семей, чтобы они могли продолжать свое обучение и развитие, не думая об острой необходимости пищи и проживания как такового.

Мне кажется, что, во-первых, в стране должен наконец появиться механизм социальных гарантий в области содержания, образования, которое наше государство гарантирует нашим семьям и нашим детям. Сегодня этого механизма в стране нет. А дальше мы бы уже рассуждали о том, как нам сделать вариативным образование, уже улучшая качество и обеспечивая индивидуальный подход.

Что мы сейчас предпринимаем? Во-первых, мы говорим о том, что соответствующие разделы должны появиться в новом законе об образовании, в том большом кодексе, о котором сейчас говорят, – разделы, связанные с работой с коррекционными детьми, с ослабленным здоровьем, и разделы, связанные с одаренными детьми. Если нам это удастся, то в истории нашей страны впервые вообще на уровне государства будет закреплена особая позиция по отношению к одаренным. Но важно закрепить это политически, а дальше обеспечить механизм. В условиях, когда и права, и ответственность в области образования, по крайней мере дошкольного и школьного, переданы субъектам, Министерство образования и науки РФ все время кивает на субъекты, а когда начинает анализировать что-то, почему-то пытается требовать. Такое вот нелогичное поведение в разных ситуациях.

Я думаю, что все-таки новые механические механизмы, которые пытаемся внедрять, нужно очень четко сейчас проработать, чтобы образовательные учреждения не оказались в еще более худшей ситуации.

Для учителей должна быть система социальных благ, которая поддерживает жилье, путевки, должна быть серьезная система моральной поддержки, и все это требует дополнительного финансирования. Думаю, что никуда нам не деться, нам надо его изыскивать, талантливых учителей и просто учителей нужно поддерживать, потому что талантливый ребенок сначала встречается в классе с тем учителем, который приходит работать в массовую школу, и нам важно, чтобы даже массовый учитель умел выделить одаренных, а затем направить и семью, и свое образовательное учреждение на развитие этого ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте