Сегодня в системе образования Москвы происходит множество изменений. Модернизация системы образования, внесение поправок в законы, внедрение новых стандартов и технологий, реализация проектов и инновации требуют совершенствования системы и, самое главное, стабильной ее деятельности.
Сегодня в системе образования Юго-Восточного округа созданы и работают шесть межрайонных советов руководителей образовательных организаций районов Лефортово, Нижегородский, Текстильщики, Южнопортовый (председатель И.Зинкевич); районов Кузьминки, Люблино, Рязанский (председатель А.Инглези); районов Выхино-Жулебино, Рязанский (председатель Е.Лавриненко); районов Капотня, Люблино, Марьино (председатель Т.Салтыкова); районов Марьино, Печатники (председатель В.Тихонов); района Некрасовка (председатель А.Артемьев). В округе 86 образовательных организаций, которые реализуют общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, из них: 13 комплексов, где общая численность обучающихся составляет свыше 2200 человек, и 7 комплексов, численность которых составляет более 3 тысяч человек. Наша важная задача сегодня – обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. С каждым годом увеличивается общая численность обучающихся и воспитанников, в этом году она составляет 152 тысячи 330 человек, из них: дошкольники – 48008 человек; обучающиеся – 104332 человека. Единый образовательный комплекс на основе реализации принципов непрерывности и преемственности образования на всех его уровнях наиболее полно решает задачи удовлетворения запросов в качественном образовании населения. Перспектива развития системы образования – расширение возможностей выбора образовательных услуг и программ московскими семьями. Образовательные организации округа работают над обеспечением жителей качественными дошкольными образовательными услугами. Группы полного дня в дошкольных отделениях посещают почти 44 тысячи детей. Вариативными формами дошкольного образования охвачены свыше 4 тысяч воспитанников в группах кратковременного пребывания и семейных детских садах. На сегодняшний день потребность в дошкольном образовании московских семей с детьми в возрасте от 2,5 до 7 лет удовлетворена полностью. Одним из приоритетных направлений развития системы образования округа стало создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые рассматривают как механизм обеспечения высокого качества образования. В этом году все образовательные организации округа реализуют Стандарт начального общего образования, более половины образовательных организаций по мере готовности перешли к реализации стандартов основного и среднего общего образования. В каждом межрайонном совете реализуют различные профили на старшей ступени образования. Всероссийская олимпиада школьников – главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учеников. За последние три года мы отмечаем положительную динамику количества победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников с 238 до 396 человек, и Московской олимпиады – с 214 до 253 человек. Количество призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников выросло с 13 до 24 человек. Участие в олимпиаде – это возможность реализации интеллектуального потенциала обучающихся. Поэтому важным показателем стало увеличение количества школ, которые подготовили победителей и призеров в этом интеллектуальном соревновании. За три учебных года увеличилось количество школ округа, входящих в рейтинг 400 московских школ с высокими образовательными достижениями. По итогам 2013-2014 учебного года в рейтинг Топ-400 вошли 43 организации округа, а 9 стали лауреатами гранта мэра Москвы. Отрадно, что 7 образовательных организаций округа вошли в Топ-500 рейтинга лучших школ России. В 2014 году 2 учащихся округа стали лауреатами Гранта Правительства Москвы в сфере образования. В этом году впервые выпускников награждали медалью города Москвы «За особые успехи в обучении». Московская медаль – медаль особой пробы. Чтобы ее получить, выпускник должен был показать высокие результаты, прежде всего внешней оценки. Медалистами стали 342 выпускника, медалью Российской Федерации «За особые успехи в учении» награждены 435 выпускников. Снижение негативных проявлений в детской и подростковой среде – хороший показатель результативности деятельности образовательных организаций округа. Эту работу мы проводим в тесном взаимодействии со всеми субъектами профилактики. Но даже при позитивной динамике этих показателей нельзя быть спокойным, пока в них остается хотя бы один ребенок. Поэтому важное значение имеют грамотная организация образовательного процесса и выстраивание работы по профилактике правонарушений. По данным УВД по ЮВАО МВД России по городу Москве, по итогам 2013 и 2014 гг. отмечено снижение по округу: – криминогенной ситуации по линии подростковой преступности на 37,5%; – количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ОВД районов, на 13%; – количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, на 5,4%. В округе проводят работу по созданию необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом межрайонном совете созданы условия для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. №273-ФЗ в общеобразовательных организациях осуществляют интеграцию различных видов образовательных программ, в том числе с учетом особых потребностей обучающихся. В штатном расписании образовательных организаций предусмотрены и введены ставки учителя-логопеда, учителя-дефектолога, учителя-психолога. При необходимости образовательная организация может заключать договор с детской поликлиникой или ПНД на медицинское сопровождение детей с ОВЗ. В рамках программы «Социальная интеграция инвалидов» в образовательных организациях проведены ремонтные работы. В 51 образовательном комплексе работают отделения, в которых созданы специальные условия воспитания и обучения для детей с ОВЗ посредством реализации адаптированных образовательных программ, для оказания помощи детям с проблемами речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и другими особенностями в развитии. В каждом межрайонном совете определены школы для дальнейшей реализации безбарьерной среды для детей с ОВЗ. Повышение профессионализма и компетентности педагогов – самое важное условие успешности образовательной организации. Ежегодно увеличивается число педагогических работников и сокращается административно-управленческий аппарат. В системе образования округа трудятся более 20 тысяч человек, из них 65% составляют педагогические работники. Доля работников в возрасте до 30 лет составляет 14%, а в возрасте 30-55 лет – 64,3%. Большая доля педагогов в возрасте от 30 до 55 лет, педагогов со стажем свыше 10 лет и педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, свидетельствует о стабильно работающих в школах округа опытных коллективах. Однако очевидно, что необходима работа по омоложению педагогических кадров – привлечению молодых учителей и воспитателей. Личность педагога – ключевая фигура образовательного процесса. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если учителя не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. В результате перехода образовательных организаций на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, проведенной оптимизации штатных расписаний их финансовое обеспечение значительно улучшилось. С 2013 года штат административно-управленческого персонала сократился на 26%. Сокращения педагогических работников в образовательных организациях не проводили. Сегодня мы наблюдаем рост заработной платы педагогических работников: учителей – с 42 тысяч рублей в 2010 году до 71,1 тысячи рублей в 2015 году; воспитателей – с 24,7 тысячи до 47 тысяч рублей. Рост заработной платыС учетом стимулирующих выплат педагогическим работникам по итогам года средняя заработная плата учителей и воспитателей увеличится. Информатизация окружной системы образования приобрела устойчивую динамику, что создает условия для перехода на новые стандарты. Интерактивные образовательные программы включают в себя электронные лаборатории и электронные учебники. В этом году 3 школы округа вошли в список победителей московского конкурса на создание IT-классов, а 28 – проекта «Школа новых технологий». Родители обучающихся активно пользуются электронными услугами: запись в образовательные организации, кружки и секции, контроль прохода в учреждение, безналичный расчет за питание, видеонаблюдение, электронный дневник. Повышение информационной открытости – необходимое условие конкуренции, стимулирующей качество и эффективность образовательных услуг. Подводя итоги, мы понимаем, что в системе образования Юго-Восточного округа созданы все условия и есть большой потенциал для решения стоящих перед ней задач. Сегодня с уверенностью можно сказать о том, что в округе произошли системные изменения: повысилось качество и доступность образовательных услуг. Окружная система образования стала составляющей инновационного развития столицы. Наши достижения – огромная ответственность. Мало улучшить результат, труднее его удержать и приумножить, чтобы в каждой школе ребенок имел возможность реализовать свои способности, возможности, склонности и интересы, мог выбирать нужную ему образовательную программу, обеспеченную профессиональными учителями и современными технологиями. Каждый человек проходит через школу. От ее порога начинается путь в большую жизнь, дорога в свою судьбу. В московской школе каждый должен чувствовать себя счастливым: и ученик, и родитель, и учитель. Валерий ТИХОНОВ, председатель межрайонного совета районов Марьино, Печатники, директор школы с углубленным изучением отдельных предметов №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»
Комментарии