search
main
0

Главная возможность влиять на власть . Модуль «Избирательное право – важнейший механизм парламентаризма в России». 9-11-е классы

Тема «Законодательство о выборах в Российской Федерации» :: Тема «Федеральное Собрание Российской Федерации» :: Тема «Твое мнение о выборах»

Тема «Законодательство о выборах в Российской Федерации»

Цели: Ознакомить учащихся с избирательным законодательством. Сформировать у них навыки работы с документами, их анализа и получения необходимой информации, работы в группах.

Основные понятия: выборы в Российской Федерации, избирательное право граждан, избирательная система, активное и пассивное избирательное право граждан, избиратель, избирательная комиссия, баллотироваться, гарантии избирательных прав граждан.

Вопросы для обсуждения

Какие права предоставляет гражданам законодательство Российской Федерации о выборах?

Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?

Формы и методы

Работа в группах с документами, их анализ и получение необходимой информации по заранее предложенным вопросам.

Сообщения групп об основных положениях федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Обсуждение задания, поставленного перед учащимися в начале урока. Дискуссия.

Методические рекомендации

Работа класса с Конституцией РФ, ст. 32, п. 1, 2, 3.

Обсуждение вопросов

Что говорится в Конституции Российской Федерации о праве граждан участвовать в управлении делами государства?

О каких формах демократии идет речь?

Как в Конституции Российской Федерации определены избирательные права граждан?

Чем активное избирательное право граждан отличается от пассивного избирательного права?

Является ли голосование отдельного человека участием в управлении своей страной?

Работа в группах. Класс делится на 2 группы.

Первая группа работает с текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Статьи: 2, 3, 4, 5, 6, 18, 22. Предлагаются вопросы для последующего обсуждения:

Что включает в себя система выборов в Российской Федерации?

Что означает всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании?

Кто обладает избирательным правом в Российской Федерации?

Каковы правила выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты?

Как кандидаты в депутаты осуществляют свое право баллотироваться на выборах?

Какие гарантии дает кандидату в депутаты российское законодательство?

Вторая группа работает с текстом Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Статьи: 16, 28, 58, 69. Вопросы для последующего обсуждения:

Что представляет собой система избирательных комиссий Российской Федерации? Каковы функции избирательной комиссии?

Какую роль играет гласность в деятельности избирательных комиссий?

Какой порядок работы участковой избирательной комиссии в день выборов?

Каковы действия избирателя на избирательном участке в день голосования?

За какие нарушения избирательных прав граждан устанавливается административная ответственность?

Сообщение учащихся о результатах работы в группах: что они узнали об основных положениях избирательного законодательства Российской Федерации.

Выводы

Демократические свободные выборы в Российской Федерации являются непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Конституция Российской Федерации дает возможность всем гражданам страны, достигшим 18-летнего возраста, участвовать в выборах (кроме лиц, признанных недееспособными) и этим самым осуществлять свое право участвовать в управлении делами государства. Процедура выдвижения кандидатов в депутаты и организация выборов – сложный процесс, требующий тщательной подготовки.

Избиратели должны понимать важность своего участия в выборах и быть знакомы с процедурой голосования.

Объяснение основных понятий

Выборы в Российской Федерации – это понятие включает в себя действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов.

Избирательное право граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Активное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право граждан – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Избирательная комиссия – комиссия, организующая проведение выборов и референдумов.

Баллотироваться на выборах – выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании.

Гарантии избирательных прав граждан – организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.

Избирательная система – совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов.

Тема «Федеральное Собрание Российской Федерации».

Цели: Сформировать представления, что такое Российский парламент – Федеральное Собрание РФ. Показать учащимся порядок формирования парламента РФ.

Подвести к пониманию, что в будущем место и роль Российского парламента в системе государственной власти должны и могут быть весомыми.

Основные понятия: Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, парламентаризм, парламент.

Представьте, что вы депутат Государственной Думы. Какие животрепещущие вопросы вы подняли бы в своем первом выступлении в ней?

Если бы вам предложили стать депутатом Государственной Думы или членом правительства (министром), что бы вы выбрали? Почему?

1. Работа в группах с документами, их анализ и получение необходимой информации по заранее предложенным вопросам.

2. Сообщения групп об основных положениях работы Федерального Собрания, Государственной Думы, Совета Федерации.

3. Обсуждение задания, поставленного перед учащимися в начале урока. Дискуссия.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Это значит, что высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в ней должен быть орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.

Историческая справка: парламент (говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ХII-ХIII веках. Большое распространение получили после буржуазных революций конца ХVIII века. Длительное время преобладали двухпалатные парламенты, в ХХ веке большинство парламентов – однопалатные. Общепринятый способ формирования этих органов государственной власти – выборы. Верхние палаты формируются и иными способами – путем назначения, наследования. Они обладают меньшим объемом прав по сравнению с нижними. Процедура принятия закона в основном сводится к следующему: внесение законопроекта, его одобрение; передача одобренного законопроекта в верхнюю палату; передача законопроекта главе государства для получения его санкций, а в случае отказа (вето) – преодоление его возражения. После подписания закона президентом или монархом он публикуется в официальном органе (промульгация), что свидетельствует о его вступлении в силу.

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что столетия развития и совершенствования парламентского правления породили такое политико-правовое явление, как парламентаризм.

Для выяснения вопроса: «Что такое парламентаризм в Российской Федерации?», класс делится на 4 группы.

1-я группа – изучает порядок формирования Федерального Собрания. Работает с Конституцией РФ, статьи 94, 95, 96, 97, 99 (п. 1, 2).

Предлагаются вопросы для обсуждения

1. Что представляет собой парламент как орган представительной власти в демократических государствах?

2. Что такое парламентаризм?

3. Каким органом является Федеральное Собрание Российской Федерации?

4. Какие палаты составляют Федеральное Собрание?

2-я группа – изучает функции Совета Федерации. Работает с Конституцией РФ, статьи 100 (п. 1), 101, 102.

1. Как формируется Совет Федерации?

2. Каковы предметы ведения Совета Федерации?

3. Какие комитеты образует Совет Федерации?

4. Кого избирает Совет Федерации из своего состава?

3-я группа – изучает функции Государственной Думы. Работает с Конституцией РФ, статьи 103, 104, 109.

1. Как избирается Государственная Дума?

2. Каковы предметы ведения Государственной Думы?

3. Какие комитеты образует Государственная Дума?

4. Кого избирает Государственная Дума из своего состава?

4-я группа – изучает порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Работа с Конституцией РФ, статьи 105, 106, 107, 108.

1. Каков порядок принятия законов?

2. Что происходит с законом после его принятия?

Итогом работы в группах является дискуссия по данным вопросам.

Домашнее задание

Проблемные вопросы:

Как вы думаете?

1) Есть ли преемственность между Государственной Думой 1906-1917 гг. и современной Государственной Думой?

2) Почему Государственная Дума подвергается систематически критике в средствах массовой информации?

Тема «Твое мнение о выборах»

Цели: Сформировать у школьников понимание важности участия граждан в избирательном процессе. Способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности. Развивать навыки ведения дискуссии.

Основные понятия: кандидат в депутаты, политика, политическая активность, социальная апатия, СМИ.

Вступительное слово учителя о задачах урока и важности проблем, на нем обсуждаемых.

Дискуссия учащихся по предложенным проблемам:

Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты, за которого ты мог бы отдать свой голос на выборах? За кого бы ты не стал голосовать?

Почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления?

Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в избирательной кампании на формирование государственной политики? Какой может быть цена всего одного голоса избирателя?

Древнегреческий философ Аристотель писал: «Если свобода и равенство… в целом присутствуют в демократическом обществе, они будут лучшим образом достигнуты, когда все люди до последнего одинаково будут принимать участие в управлении». Как вы понимаете это высказывание?

Каковы функции СМИ в период избирательной кампании?

Право личности отдать свой голос на выборах является основой демократии.

Гражданской обязанностью каждого избирателя является осуществление сознательного выбора, а не просто механическое участие в процедуре голосования.

Разъяснение терминов, используемых на уроке

Кандидат в депутаты – кандидат в депутаты представительного органа государственной и местной власти либо кандидат на должность Президента Российской Федерации.

Политика – деятельность и отношения по осуществлению власти в обществе.

Политическая активность – деятельность, связанная со стремлением изменить социально-экономический и политический порядок, социально-экономические и политические институты.

Социальная апатия – крайняя форма социальной пассивности.

Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» того или иного кандидата либо списка кандидатов.

СМИ – средства массовой информации.

Итоговое занятие

Олимпиада по избирательному праву

Первый тур

Тесты

1. Демократические выборы это –

а) конкурентность;

б) периодичность;

в) представительность;

г) процедура общественного признания;

д) система абсолютного большинства.

2. Форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу –

а) демократия;

б) анархия;

в) республика;

г) федерация.

3. Любое государство характеризует:

а) взаимная ответственность государства и личности;

б) многопартийность;

в) возможность осуществлять любые действия.

4. Выбранный представитель, член представительного государственного учреждения –

а) депутат;

б) избиратель;

в) гражданин.

5. Голосование по партийным спискам предполагает система:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная;

г) куриальная.

6. Как часто проводится избирательная кампания?

а) 4 года;

б) 3 года;

в) 5 лет;

г) по необходимости.

7. Объединение граждан, имеющих единое представление об организации государства и общества, называется:

а) политической партией;

б) профсоюзной организацией;

в) Федеральным Собранием.

8. Условия участия партий в выборах:

а) денежный залог;

б) сведения об уставе;

в) сведения о Программе партии;

г) кандидат не может быть связан с правительством.

9. Необходимый гарантируемый конституционно минимум политической деятельности личности:

а) право;

б) выборы;

в) закон;

г) свобода;

д) референдум.

10. Легитимация это:

а) процедура общественного признания какого-либо действия, лица, события или факта;

б) личности популярные в том или ином округе;

в) система абсолютного большинства.

11. Для справедливых выборов характерно наличие:

а) лидера;

б) нескольких кандидатов;

в) право быть избранным.

12. Проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа:

а) устав;

б) федеральный закон;

в) законопроект.

13. Способность своими действиями приобретать права и обязанности:

а) дееспособность;

б) легитимность;

в) добровольность.

14. Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом:

а) делегат;

б) депутат;

в) избиратель.

15. Совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и других органов:

а) социальные нормы;

б) система правовых норм;

в) мажоритарная система;

г) избирательная система.

16. Деятельность граждан, общественных объединений по созданию и распространению информации:

а) СМИ;

б) предвыборная агитация;

в) социальная агитация.

17. Процедура волеизъявления избирателей на выборах:

а) гласность;

б) ценз;

в) голосование.

18. Система выборов в дореволюционной России:

а) смешанная;

б) куриальная;

19. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, достигший:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 21 года.

20. Какие из нижеперечисленных должностей являются выборными?

а) министр;

б) депутат Госдумы;

в) мэр города;

г) завуч школы;

д) районный прокурор;

е) командующий армией.

21. Что значит выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в предвыборной кампании?

а) быть пассивным избирателем;

б) быть активным избирателем;

в) баллотироваться на выборах.

22. В Государственную Думу избирается депутатов:

а) 225;

б) 450;

в) 300.

23. При выборах в Госдуму и Президента РФ подсчитывают голоса:

а) добровольные общества;

б) избирательные комиссии;

в) совещательные органы.

24. Расставить в правильном порядке избирательные комиссии:

а) Центральная избирательная комиссия;

б) окружная;

в) территориальные (районные, городские);

г) субъектов РФ;

д) участковые.

25. Всенародное голосование граждан по законопроектам:

а) плебисцит;

в) референдум.

26. Парламентом РФ является:

а) Государственная Дума;

б) Государственный Совет;

в) Совет Федерации;

г) Федеральное Собрание.

27. Созданная в России по Конституции 1993 года система власти является:

а) демократической;

б) авторитарной;

в) тоталитарной.

Второй тур

II. Вставьте вместо пропусков

СМИ – средства массовой информации (___, ___, ___, ____), занимающиеся распространением информации.

III. Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его.

1) активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательное право граждан, система;

2) выборы, избиратель, кандидат, депутат, парторг;

3) мажоритарная система, двухпартийная система, пропорциональная система.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права и обществознания, Саранск

Окончание. Начало в № 51

1. 3. . Вставьте вместо пропусков. Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте