Школа представляет собой обычное учебное заведение классического типа. Особенность ее специфики: углубленное изучение математики в математических классах, c 5-го по 11-й класс. Ежегодно ребята из математических классов становятся победителями на городских, областных олимпиадах и конференциях естественно-математического цикла.
I. Краткая характеристика образовательного учреждения
Только в 2000-2003 гг. победителями областной олимпиады стали 18 человек. Ежегодно ребята участвуют во Всероссийском математическом турнире имени Колмогорова (г.Пермь), в математических боях Иркутской области. Только в этом году завоевали 12 дипломов. Два года работают профильные политехнические и гуманитарные классы. С прошлого учебного года был открыт первый в городе «ЮКОС-класс», куда на конкурсной основе поступили 25 учащихся 10-х классов.
Более 50 преподавателей в разное время получили звание заслуженного учителя и почетного работника, 3 соросовских лауреата, кандидат биологических наук, трое имеют 15-й разряд, 48 процентов учителей имеют высшую и первую категории.
Гордостью школы являются следующие цифры: каждый 14-й выпускник школы – медалист, а каждый третий преподаватель школы – ее выпускник. Сегодня в школе обучаются 1200 учащихся: 12 начальных классов, 13 классов среднего звена, 11 старших классов.
Обучение ведется в 2 смены, так как всего 26 учебных классов, что очень осложняет учебный процесс, а нехватка свободных помещений ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса на современном уровне.
Администрация школы способствует повышению профессионального уровня своих педагогов: только в 2002-2003 гг. при Иркутском институте повышения квалификации прошли обучение 12 человек, в Иркутском филиале регионального Центра Интернет образования – 3 человека, в Московском центре Федерации Интернет Образования – 1 человек. Кроме этого, расширяя возможности информационных технологий, в ОУ на базе СОШ № 10, где работают 2 современно оборудованных кабинета информатики, за 2002-2003 гг. 15 учителей прошли курсы пользователя.
II. Краткая характеристика функционирующей модели самоуправления
Исходя из современной ситуации, сложившейся в российском образовании, когда разрушена традиционная система обучения и воспитания, школа на сегодняшний день нуждается в обновлении концепции воспитательного процесса. Итогом этой работы должна стать программа развития воспитательной системы школы, наполненная новым содержанием. Сегодня школа не имеет права не принимать во внимание рост общественных организаций и движений, и потому опыт вступления школы в ученическое самоуправление с 2001 г. считается позитивным, но, к сожалению, пока малоэффективным.
С 2001 г. школа принимает участие в программе «Новая цивилизация», с 2002-2003 учебного года начала работать Демократическая республика. Были проведены выборы президента, формирование министерств, но школьное правительство утверждал совет старшеклассников, а не парламент. В этом же году была создана республика со всеми ее атрибутами – гербом, флагом и гимном. Предварительно был проведен конкурс на лучшую государственную символику. Результатом проведенной работы стало участие нашей команды во втором городском фестивале «Новая цивилизация» в г.Ангарске.
Администрация города в лице гороно проделывает определенную работу по распространению самоуправления: в городе действует клуб менеджеров «Новая цивилизация», где проводятся специальные занятия.
III. Краткая характеристика создаваемой модели
Стратегическая цель – совершенствование воспитательной системы.
Тактическая цель – развитие школьного самоуправления путем включения всех субъектов общеобразовательного процесса в технологию «Демократическая республика».
Задачи:
проанализировать сложившийся опыт школьного самоуправления;
разработать систему мониторинга с целью отслеживания сложившейся ситуации;
составить программу действий на основе проведенного анализа по внедрению в общеобразовательные процессы модели ученического самоуправления;
провести психолого-педагогическую работу по разъяснению роли школьного самоуправления и привлечению социального партнерства;
подготовить педагогические кадры по внедрению новых технологий в систему школы;
создать систему мотивации для учащихся и учителей по внедрению республики в школу.
IV. Организационный блок
(См. таблицу).
V. Нормативный блок
В перечень документов, регламентирующих самоуправление в школе № 10, входят: 1. Устав школы № 10 с углубленным изучением математики; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Положение о попечительском совете (подготовить); 4. Положение о совете выпускников (подготовить); 5. Положение о методическом совете; 6. Положение о педсовете.
Документы демократической республики «Элизиум»: 1. Конституция «Школьная демократическая республика»; 2. Закон «О выборах государственных органов власти и референдуме»; 3. Закон «О гражданстве».
VI. Содержательный блок
В основе деятельности ученического самоуправления лежит изучение интересов и запросов учащихся, обобщение, доведение до сведения администрации, организация конкретной работы по их удовлетворению.
В деятельности демократической республики принимают участие учащиеся 5-11-х классов, их родители, педагоги – граждане республики.
Республика имеет необходимые атрибуты: название – флаг – герб – гимн.
Гражданство определяется соответственно с законом.
VII. Технологический блок
Основные формы деятельности: 1. Избирательная кампания по выборам; 2. Работа парламента по принятию законов; 3. Заседание государственной думы; правительства; 4. Открытое заседание суда; 5. Проведение педсоветов, методических объединений, родительских советов и родительских комитетов; 6. Проведение референдума.
VIII. Ожидаемые результаты
Образование единого воспитательного пространства.
Включение участников ОП в социально значимую деятельность.
Освоение основных демократических процедур гражданского общества, формирование навыков ориентирования в правовом пространстве.
Формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Формирование лидерского поведения.
Развитие самостоятельности.
IX. Циклограмма
1-й этап: подготовительный (сентябрь)
Пресс-конференция по итогам года.
Выборы администрации городов.
Формирование избиркома.
2-й этап: избирательный (сентябрь)
Выдвижение и регистрация кандидатов избиркома.
Проведение предвыборной кампании.
Выборы президента.
Формирование правительства.
3-й этап: правовой (октябрь-апрель)
4-й этап: работа министерств, администраций городов (октябрь-апрель)
5-й этап: подведение итогов (май)
Подготовка министерствами отчетов по работе за год.
Итоговое открытое заседание кабинета министров.
X. Мониторинг
Оценка грамотности проведения всех этапов годового цикла деятельности.
Оценка качества принятой нормативной документации.
Оценка активности граждан при подведении итогов.
Оценка качества работы правительства.
Анализ участия родителей, выпускников, педагогов в работе МОУ.
XI. Материально-техническое и кадровое обеспечение модели «Демократическая республика»
Для реализации модели самоуправления используются:
материально-техническая база школы, штаты, фонд зарплаты;
средства, полученные от спонсорской деятельности;
средства от платных образовательных услуг;
доходы от коммерческой деятельности учащихся.
XII. Распределение функций
Директор школы обеспечивает правовую и материально-техническую основу деятельности демократической республики (в будущем – курирует работу суда).
Заместитель директора по научно-методической работе координирует работу по научно-исследовательской деятельности демократической республики, проводит и отслеживает инновационную деятельность, оформляет экспериментальные программы.
Заместитель директора по УВР: выступает организатором образовательных программ, курирует работу министерства образования, составляет циклограмму, организовывает и стимулирует работу педагогического коллектива, выступает организатором творческих коллективных мероприятий, курирует работу министерства культуры.
Классные руководители: стимулируют классные коллективы на участие в демократической республике, организуют работу классов в рамках городов республики, организовывают самоуправление, планируют, анализируют деятельность коллектива.
Учителя-предметники: оказывают помощь и участвуют в мероприятиях республики, выступают в роли консультантов по отдельным вопросам министерств:
История – правовая база, конкурс атрибутов государства, курирование демократической избирательной комиссии, законов деятельности парламента. Курируют министерство экономики.
Русский язык и литература – кураторство социологического центра, рекламной деятельности, предвыборной кампании.
Математика – консультирование по экономической деятельности ЧП, курируют министерство финансов и торговли.
Информатика – внедрение и использование информационных технологий в предвыборный период и создание банка данных.
Эстетический цикл – кураторство культурных и массовых программ.
Старший вожатый курирует и направляет работу органов самоуправления, курирует работу правительства и парламента.
XIII. Рекомендации по созданию портфолио «Ученическое самоуправление» в демократической республике
1. Портфолио – это конкретно проделанная работа и результат, собранные на протяжении очередного года работы органов самоуправления. Портфолио позволяет:
фиксировать происходящие изменения в процессе самоуправления в школе и в классе-городе в течение учебного года;
увидеть личный рост учащихся и их активность в создании демократической республики;
поощрять деятельность по самоуправлению в ОУ.
2. «Визитные карточки» органов самоуправления – класса – города – школы №10. Желательно указать:
дату создания органов самоуправления (выборы и т.д.);
краткую социальную характеристику коллектива (например, состав населения города);
официальные символы: флаг, герб, гимн, девиз;
действующие законы жизни коллектива (например, правила жизни города);
состав органов самоуправления (например, городская администрация, классный совет, парламент и правительство республики).
3. Отчет органов самоуправления. Здесь размещены официальные отчеты органов самоуправления всех уровней (отдельных комиссий и комитетов, работающих в классе, то есть «школьный и городской совет»). Состав отчета:
отчет каждого органа самоуправления (города – комиссии) с указанием конкретной деятельности и приложение материалов (фотографии, программы, отзывы);
общий отчет «администрации города» (план работы на год и его выполнение, внеплановые мероприятия);
отчет отдельных органов самоуправления общешкольного уровня (с указанием конкретной деятельности);
общий отчет органов самоуправления общешкольного уровня.
4. Анализ результатов работы. Это максимальное количество аналитического материала, позволяющего:
увидеть проделанную работу;
систематизировать полученные материалы с целью взаимодействия всех уровневых структур самоуправления;
понять причины успехов и неудач, создать «карту успешности города».
5. Форма анализа:
высказывание школьников о процессе самоуправления, анкетирование;
оценка проделанной работы: что получится хорошо и что не получится;
рекомендации, социологические опросы различных категорий участников ОП.
6. Рекомендации по работе с материалами портфолио:
все материалы отбирают и оформляют школьники ОУ;
в материалы включаются не только письменные отчеты, но и рисунки, фото, презентации;
анализ проделанной работы;
располагать визитными карточками последовательно: визитка, отчет этого органа самоуправления города по месяцам за весь учебный год, рекомендации;
в общей файловой папке демократической республики соблюдать последовательность возрастную начиная с 5-го «А» класса и так далее;
нежелательны соревновательная система и размещение материалов в порядке количества формальных показателей, например, начинаю с коррективов – победителей по максимальным номинациям.
XIV. Положение о флаге школьной ДР «Элизиум»
Принят госдумой 18.10.02 г.
Одобрен парламентом 30.10.02 г.
Настоящим положением устанавливается государственный флаг школьной республики «Элизиум», его описание и порядок официального использования.
Статья 1. Государственный флаг школьной демократической республики является официальным государственным символом школьной республики «Элизиум».
Флаг республики «Элизиум» олицетворяет бесконечное тепло и свет, которые мы хотим дарить людям.
Солнце – знак вечной силы, вечного движения и развития, оно объединяет наши силы, поэтому они никогда не иссекают, мы пытаемся нести этот свет всем людям и готовы прийти на помощь.
Золотой центр солнце – это то золото, которое так долго ищут люди, золотые умы, золотые руки, золотая середина, золотое сердце. И мы отдаем все силы, чтобы найти его.
Пять лучиков нашего солнца говорят о нашем единстве, верности своему делу и справедливости. Они направлены во все стороны, указывая, что наше воображение должно охватывать все пути к цели и выбирать лишь правильные.
Две голубые полосы обрамляют наше солнце, не говорят о нашей ограниченности небом и морем, а, напротив, о безграничности нашего воображения и энтузиазма, проектирующегося от моря до неба, захватывающего все, что нужно, для лучшей жизни нашего государства.
Желтый фон, на котором расположено наше солнце, как свет далекой звезды, цель, к которой мы стремимся.
Голубой же цвет, кроме того, что это цвет неба, неотделим от солнца, это цвет чистоты и единства.
Мы надеемся оправдать значения, заключенные в наших государственных символах!
Президент ШДР
Александра ГРОМОВА
Материалы подготовили педагоги данной школы: М.Толмачева, заместитель директора по научно-методической работе, И.Панкевич, старшая вожатая.
Комментарий
В этих материалах есть несколько очень интересных идей, которые я хотел бы специально подчеркнуть.
1. Прежде всего это четкое понимание необходимости осуществления мониторинга. Авторы разработали основные направления и специально выделили их при описании своей модели. Можно только надеяться, что эта система активно используется и мы будем ждать описания результатов.
2. Во-вторых, очень четкое распределение функций между педагогами. Каждый из них хорошо понимает, за какую часть большой организационной работы по линии самоуправления он отвечает.
3. Отдельно следует выделить включение учителей-предметников, которые оказывают помощь и участвуют в мероприятиях демократической республики, выступая в роли консультантов по отдельным вопросам министерств.
4. Но самое главное – это детально разработанные рекомендации по созданию портфолио «Ученическое самоуправление» в демократической республике. Я прошу всех читателей обратить на них самое пристальное внимание, так как в перспективе мы намерены усилить педагогическую составляющую организации самоуправления именно этим инструментом – портфолио школы и класса.
5. Импонирует также и наличие «Положения о флаге школьной ДР «Элизиум», который, кстати, принят госдумой данной республики. Правда, не ясно, в чем разница между государственной думой и парламентом, который одобрил этот документ.
Уважаемый читатель, мы по-прежнему ждем ваши материалы. Надеюсь, сейчас вы понимаете, что это и есть источник интересных и перспективных идей по организации самоуправления. Пишите о своем опыте! Во-первых, вы сможете его осознать и проанализировать и составлении описания, а во-вторых, вы сможете поделиться с другими школами своими идеями и найти единомышленников.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания РАО, председатель Конституционного совета МООДиМ «Новая цивилизация»
Комментарии