search
main
0

Главная собственность – интеллектуальная

​В бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29 июня 2011 года говорится, что один из приоритетов бюджетных расходов – продолжение поддержки реализации программ модернизации образования. Как одно из системных действий по реализации бюджетной политики Послание определяет поддержку инновационной деятельности вузов, связанной с практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности ученых и преподавателей, с развитием вузовского инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся патентования и коммерциализации вузовских разработок.

В соответствии с законодательством вузы получили право создавать хозяйственные общества, предмет деятельности которых – практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на них принадлежат самим вузам и вносятся в качестве вкладов в уставные капиталы инновационных предприятий. Современные реалии и новое законодательство в сфере образования требуют от них все более активного участия в социально-экономической жизни, целенаправленной деятельности по созданию интеллектуальной собственности и коммерциализации инновационных разработок. Инновация – это конечный результат творческого труда, новшества, нашедшие применение и пользующиеся спросом на рынке продукции и услуг. Инфраструктура инновационной деятельности любого современного университета включает в себя структурные подразделения, занимающиеся созданием результатов интеллектуальной деятельности; интеллектуальной собственности вуза, которое предполагает оформление прав вуза на результат интеллектуальной деятельности и проведение оценки его стоимости; содействием коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вуза, выводу на рынок для получения прибыли. Средства, получаемые вузом от внедрения хозяйственными обществами результатов интеллектуальной деятельности, служат дополнительным источником его инновационного развития.Перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы вузом для создания инновационных предприятий, четко определен законом, относящиеся к этому перечню результаты интеллектуальной деятельности составляют интеллектуальную собственность вуза, если они коммерчески привлекательны, получили правовую защиту путем оформления государственных правоохранных документов или режима ноу-хау и проведена оценка их стоимости. Для выявления результатов интеллектуальной деятельности, перспективных с точки зрения коммерческого использования, в вузах осуществляют мероприятия по инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности, по оценке объектов интеллектуальной собственности на предмет их коммерческой перспективности, выбору способов их защиты, отбору предложений о создании малых инновационных предприятий.Включение педагогических вузов в инновационную хозяйственную деятельность в связи с объективными и понятными причинами происходит более медленно и трудно, чем технических. Традиционно основные направления научной деятельности педагогического вуза связаны с разработкой, апробацией и внедрением новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения; инновационных учебных и учебно-методических изданий как в традиционном, книжном формате, так и в формате электронных мультимедийных разработок; методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий. Элементы инновационной инфраструктуры педагогических вузов – информационно-ресурсные центры, занимающиеся разработкой современного программного обеспечения для сферы образования, лаборатории инновационной педагогики, занимающиеся разработкой и внедрением новых образовательных методик и технологий в подготовку учителя. Практическая апробация научных разработок осуществляется в рамках исследовательских проектов на экспериментальных площадках в образовательных учреждениях университетских научно-образовательных округов, основной сферой их внедрения является система образования. Опыт проведения инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности в нашем университете показал, что проблемы оформления прав на подобные результаты интеллектуальной деятельности, определения сфер и форм их коммерческого использования требуют пристального внимания и серьезного обсуждения. В то же время отрадным стал тот факт, что в МГПУ создаются оригинальные разработки, относящиеся к результатам научно-технической деятельности: программам для электронных вычислительных машин, базам данных и другим видам результатов интеллектуальной деятельности, перечисленным в ФЗ-№217. За прошедший год получено более десяти свидетельств о государственной регистрации прав университета на программы для ЭВМ и базы данных, с помощью которых автоматизируется деятельность вузовских библиотек, издательств, управленческих структур. Научные разработки, отобранные в результате прошедшей инвентаризации, проходят техническую доработку, необходимую для представления их в качестве результатов научно-технической деятельности, регистрации прав и дальнейшей коммерческой реализации. Мы считаем, что перспективное направление формирования интеллектуальной собственности для педагогического вуза – разработка новых учебных курсов и инновационных психолого-педагогических методик, реализуемых с помощью информационных технологий. Спрос на подобные разработки есть и в детских садах, и в школах, и в центрах по работе с дошкольниками и их родителями, и в бизнес-структурах, занимающихся дополнительным образованием своих сотрудников. Основа формирования интеллектуальной собственности вуза, научная и патентная активность его ученых и преподавателей – важнейшие показатели уровня инновационности вуза. Важно понимать, что созданный ученым или преподавателем университета результат интеллектуальной деятельности, обладающий новизной и имеющий практическую значимость, должен быть рассмотрен на предмет правовой охраны и дальнейшего коммерческого использования. Перед наиболее молодой и активной частью университетского сообщества – аспирантами, студентами и молодыми сотрудниками вузов – новое вузовское законодательство открывает новые перспективы для развития малых молодежных предприятий. Сегодня на поддержку их деятельности только в Москве ориентировано более сорока программ, таких как «Молодежь Москвы», «О молодежном предпринимательстве в городе Москве», «Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Москве». Вузы, включая педагогические, и страна в целом в перспективе должны получить выгоду от внедрения новых технологий, инновационной продукции и услуг. М.РУСЕЦКАЯ, М.ЯСКЕВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте