search
main
0

Главная подсистема. Что должно быть в компьютере директора школы?

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Сейчас уже трудно представить себе школу, в которой на столе директора не стоял бы компьютер. Главным теперь становится вопрос – какая информация должна быть в него заложена.

Школа, как и любая сложная система, состоит из многих подсистем. Выделим среди них основную подсистему – процесс обучения. Это главная и определяющая часть всей системы. Поэтому в информатизации в первую очередь должны рассматриваться задачи, связанные именно с ней.

Никак не умаляя значимости материально-технического обеспечения, кадров, финансовой деятельности и других подсистем, тем не менее отмечу, что они все-таки вспомогательны и предназначены для соответствующего обеспечения основной составляющей. Следовательно, и информатизация этих подсистем должна определяться выбранным подходом в основной подсистеме.

Интересно, что информатизация именно этих вспомогательных подсистем наиболее продвинута, так как сюда достаточно просто переносятся готовые результаты из других отраслей (пример – 1С-бухгалтерия). Более того, когда говорят о специализированном программном обеспечении для директора, то подразумевают как раз описание этих вспомогательных подсистем (пример – платформа «Школа»). Информатизация же процесса обучения очень специфична, требует самостоятельных, оригинальных решений и практически полностью отсутствует даже при описании автоматизированных рабочих мест школьных руководителей.

Важность и необходимость подобных работ не подлежит сомнению. Но все-таки главное в работе руководителя должно соответствовать главной составляющей вверенного ему учреждения. Следовательно, для принятия необходимых решений руководитель школы должен, во-первых, обладать всей необходимой информацией, прежде всего о процессе обучения, а во-вторых, обо всем остальном.

Компьютеризация процесса обучения подразумевает процесс оснащения его средствами современной вычислительной техники. Такое уточнение сделано для того, чтобы подчеркнуть отличие этого этапа от следующего – информатизации процесса обучения, под которым мы будем понимать максимально эффективное использование информационного обеспечения этого процесса с помощью компьютера.

Естественно, что процесс обучения всегда имел и имеет свое информационное обеспечение, независимо от того, проведена компьютеризация или нет. Оно включает в себя все имеющееся «бумажное» описание – от календарных планов учителя до федеральных документов. Данное выше определение как раз подчеркивает тот факт, что на современном этапе появляется нечто новое – компьютер, который дает возможность по-новому построить информационное обеспечение и на этой основе повысить качество образования.

Первое желание, которое возникает в связи с этим – взять и просто перенести имеющуюся информацию с бумажного носителя на безбумажный, то есть хранить ее в компьютере, на гибких дисках, СD и так далее. Кстати, подавляющее большинство подходов к внедрению компьютеров в систему образования исходит именно из этой посылки, считая наличие компьютера первым и единственным условием информатизации. То есть, если процесс подготовки и передачи информации обучаемому проходит с помощью компьютера, значит, можно говорить об информатизации процесса обучения.

Получается, суть проблемы – в применении или не применении компьютера в процессе обучения. Действительно, современный персональный компьютер, как это понимают подобные разработчики, вполне вписывается в этот ряд «кодоскоп, эпидиаскоп, кинопроектор, видеомагнитофон и так далее», обладая мощью всех предшественников вместе взятых. При таком подходе слово «информатизация» характеризует новое техническое средство обучения.

В педагогическом же смысле слова никакой новизны нет и в помине. Дело в том, что все указанные устройства, включая и компьютер при таком подходе, всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Это связано с тем, что каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.

Но, как мы знаем из опыта внедрения компьютеров в других областях человеческой деятельности, решающее значение для высокой эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. То есть по запросу пользователя компьютер должен сам, без вмешательства человека, сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.

Таким образом, речь идет уже не о базе данных, а о базе знаний, которая и превращает компьютер из ТСО в интеллектуального помощника учителя и руководителя. Для реализации этого подхода все необходимые данные должны быть представлены в компьютере неким специальным образом, чтобы вообще можно было реализовать указанную идею. А это можно сделать только на основе анализа собственно процесса обучения.

Следовательно, имеет смысл рассмотреть два момента: какая информация о процессе обучения должна быть в компьютере директора и как должно быть организовано информационное пространство школы для того чтобы эту информацию получить. Для простоты изложения мы не будем различать компьютеры директора и его заместителей. Отметим также, что все изложенные ниже результаты прошли апробацию во многих школах России.

Компьютер руководителя

Какая информация о процессе обучения должна быть в компьютере директора? Естественно предположить, что это касается итоговой информации обо всех составляющих процесса: какие результаты имеет ученик, как прошло усвоение различных тем содержания образования и какие педагогические действия были предприняты учителем. При этом должен быть реализован взгляд «сверху», то есть сначала перед директором должна быть картина по школе в целом (по всем составляющим), а уже затем по его усмотрению картина должна конкретизироваться до любого необходимого уровня. Например, «школа – параллель – класс – ученик»; «методическое объединение – учитель».

Ученик представлен здесь своими результатами в процессе обучения по трем группам параметров:

педагогические;

психологические;

физиологические (состояние здоровья).

По каждой группе сразу видна информация по школе в целом.

Первые три строки показывают обобщенные показатели полного внутришкольного педагогического мониторинга. Эти результаты могут быть уточнены в любом необходимом разрезе: параллель, класс, ученик (об этом свидетельствует плюс в левой части строки) – рис. 1, 2, 3.

Следующие четыре строки показывают обобщенные результаты полного внутришкольного психологического мониторинга.

Первая из них характеризует интеллектуальный потенциал учеников каждого класса. Эта информация позволяет сравнивать возможности обучения в каждом классе и направлять усилия педагогического коллектива на создание максимально благоприятной среды для большей части учеников. В первой колонке приведен процент детей, чей интеллект не достигает среднего уровня (от общей выборки по всей школе), во второй дан процент детей, чей интеллект находится на среднем уровне, и в третьей колонке – выше среднего. Анализ этой части таблицы позволяет выявить классы, где интеллектуальные возможности детей отличаются (в плюс или в минус) по сравнению со средними показателями.

Вторая строка соотносит результаты обучения и потенциальные возможности детей. В первой колонке приведен процент учеников, чьи учебные результаты ниже, чем их интеллектуальный потенциал, измеренный с помощью тестов на IQ. Во второй колонке приведен процент тех, чьи учебные результаты соответствуют их измеренному интеллектуальному потенциалу. В третьей колонке – процент учеников, чьи учебные результаты выше, чем измеренный интеллектуальный потенциал. Анализ полученных результатов позволит оценить эффективность учебной работы в классах.

Третья строка информирует о наличии или отсутствии нарушений в формировании личности учеников по каждому из классов. В первой колонке приведен процент детей, имеющих наиболее выраженные нарушения. Во второй – процент учеников со средним уровнем нарушений и в третьей – с наиболее благоприятным личностным развитием. Сравнение результатов обучения, развития интеллекта и формирования личности позволяет вскрыть причины недореализации интеллектуального потенциала школьников, конкретизировать задачи для управленческих действий.

Четвертая строка показывает процентное соотношение классов с низким, средним и высоким уровнем сплоченности. Анализ полученных результатов позволит оценить эффективность воспитательной работы. Используемый индекс сплоченности – результат проведенных социометрических исследований.

Так же, как и в предыдущем разделе, здесь возможно уточнение информации вплоть до ученика (об этом свидетельствует плюс в левой части строки) – например, рис. 4, 5, 6.

Очередные девять строк – это обобщенные результаты полного внутришкольного мониторинга здоровья.

В первых семи строках формой представления данных являются сводные таблицы по состоянию здоровья, распределению по заболеваемости учеников разных возрастных групп школы, параллели, класса, отдельного ученика. Например, на уровне школы представлены таблицы:

а) по распределению детей на группы здоровья, которые согласуются с данными об ухудшении состояния здоровья учеников от младшего к старшему школьному возрасту;

б) по основным заболеваниям: опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, органов зрения.

В такой же форме данные представлены на уровне параллелей и классов.

Последние две строки – блок исследований физической подготовленности. Он направлен на определение и комплексную оценку развития физических кондиций организма на основании тестирования следующих двигательных способностей: координационных; силовых; скоростных; скоростно-силовых; гибкости; выносливости.

Учитель представлен через его оценку со стороны учеников – гностической, эмоциональной и поведенческой составляющих. При нажатии на треугольники (крайне левые значки в строках) мы получаем полную информацию по школе в целом и по каждому предмету в отдельности (рис. 7).

Он также характеризуется двумя следующими параметрами:

эффективность работы (как прирост достижений учеников, а не их успеваемость);

технология работы по пяти важнейшим дидактическим задачам:

– педагогическое прогнозирование;

– распределение учебного времени;

– дифференцированный подход к ученикам;

– выбор методов обучения;

– построение системы уроков и урока.

По каждому учителю можно провести необходимое уточнение в разрезах параллель, класс.

Содержание образования. Из этого раздела можно узнать, как проходило усвоение школьного содержания по каждому предмету по параллелям (рис. 8).

Информация автоматически берется из полного внутришкольного педагогического мониторинга, но уточнение происходит в другом направлении, по отношению к первому разделу:

по классам в параллелях (рис. 9);

по главе, параграфу, структурной единице. В этом случае мы видим, как проходит процесс обучения по выбранному предмету в каждом классе параллели (рис. 10);

полная информация по каждому ученику (рис. 11).

Отсюда, в частности, видно, какие темы, по каким предметам вызывают наибольшие затруднения у школьников. Здесь также возможна любая глубина уточнения. Эти данные служат основой для построения работы методических объединений учителей школы.

Очевидно, что описанная информация для директора должна формироваться автоматически, без вмешательства человека, на основе построенной информационной модели процесса обучения. К описанию такой модели мы перейдем в следующий раз.

Дмитрий МАТРОС, профессор, Челябинский государственный университет

Окончание читайте в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте