search
main
0

Главная опасность – потеря реальности. Негативный эффект можно предвидеть

Психолог Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, педагог-психолог центра развития ребенка – детского сада №2558 Москвы, руководитель отдела дошкольного и начального образования Департамента образования компании «Новый диск» Алла КОРКИНА высказывает свое мнение по поводу компьютерных игр.

– К сожалению, компьютерные технологии являются сегодня частью жизни, досуга и игры детей начиная уже с дошкольного возраста. Это факт, который мы не можем отрицать. И действительно, во многих семьях они каждодневно часами играют на компьютере. Конечно, к этому нельзя относиться хорошо. Увлечение и длительное погружение в такой вид деятельности не могут нести пользу. Но отрицать и ограждать детей от этого тоже не выход, так как компьютерные игры стали уже частью детской субкультуры. Необходимо формировать правильное отношение к ним как у родителей, так и у детей. Необходимо заниматься воспитанием культуры игры на компьютере, закладывая определенное отношение к компьютеру как к средству, а не цели. – Алла Юрьевна, игры развивают некоторые навыки, есть обучающие. Действительно ли они развивают интеллект?- Компьютерные игры, конечно, не могут не развивать умственные процессы. Взаимодействие с ними всегда требует скорости мысли, внимательности, сообразительности, умения предвидеть, планировать свои действия, развивает аналитическое и стратегическое мышление. Но все еще зависит от жанра и типа компьютерной игры, к сожалению, на рынке очень много интеллектуально бесполезных игр. Специально разработанные обучающие программы, конечно, в большей степени развивают мышление, и это подтверждается немалым количеством исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике. – Многие игры имитируют драки, войны, убийства. Не наносят ли они вред психике ребенка?- По этому вопросу в психологии существует двоякое мнение. С одной стороны, такие игры могут давать человеку возможность разряжать агрессию, высвобождать негативные эмоции, удовлетворять социально неприемлемые желания. С другой стороны, длительное проигрывание агрессивных сюжетов в виртуальном пространстве может формировать в сознании человека определенные паттерны поведения. Могут начать сглаживаться и даже исчезать границы между виртуальным и реальным – в этом основная опасность. В результате черты виртуального ролевого поведения могут начать проявляться и в реальности. Дети в силу своей меньшей сознательности больше, конечно, этому подвержены. Таким образом, изначально все зависит от типа личности ребенка. В этом вопросе во многом ответственность возлагается на родителей и педагогов, которые должны предвидеть возможный негативный эффект, учитывая индивидуальные особенности ребенка, и постараться если не оградить его от компьютерных игр вообще, то по крайней мере подобрать ему игры более спокойные или более интеллектуальные, попробовать увлечь его другими жанрами. – Играми увлекаются и мальчики, и девочки. Есть ли разница в восприятии и привыкании? – По имеющимся данным, мальчики больше играли и играют в компьютерные игры, хотя процент увлекающихся виртуальной игрой девочек значительно вырос за последние годы. В настоящее время для мальчиков существует больше компьютерных игр. Ведь все классические тематики развлекательных компьютерных игр – это в первую очередь любимые всегда и всеми мальчишками темы: гонки, полеты, войны, сражения, мечи, пистолеты и т. п. Не так много на рынке представлено компьютерных игрушек, созданных специально для девочек, учитывающих их интересы, потребности. Вполне вероятно, из-за того, что девочки в компьютерных играх не находят соответствующего их внутреннему миру ролевого поведения, они и в меньшей степени играют, и меньше увлекаются. В целом же я не считаю, что имеются гендерные различия в восприятии компьютерных игр и особенностях привыкания к ним. – Почему возникает зависимость? Не болезнь ли это?- Зависимость от компьютерных игр является психологическим нарушением, и ее необходимо лечить. Просто отобрать компьютер можно и даже нужно в таком случае, но лечение этим не может быть закончено. Необходимо проводить сложную и длительную, в первую очередь психологическую, работу, направленную на пробуждение других потребностей, формирование интереса к другим видам деятельности, в которых ребенок начнет испытывать чувство удовлетворения, состояние успеха и которые будут способствовать личностной самореализации. – Есть ли признаки зависимости и как родители могут их определить? – Очень важно быть внимательным к своему ребенку. Стремление уйти в виртуальный мир, где много положительных эмоций, где все можно и все дозволено, может быть естественным проявлением особенно у тех детей, которые имеют какие-либо трудности в социальной адаптации. При склонности к компьютерной зависимости можно наблюдать определенные поведенческие проявления, замечая которые, родители должны обратить больше внимания на ребенка и серьезно задуматься. К таким признакам можно отнести следующие: увеличиваются частота и время игры за компьютером; ребенок начинает просить поиграть на компьютере в ущерб другим ранее любимым и привычным делам (прогулка, катание на велосипеде, игра с друзьями и др.); наблюдается явный подъем настроения и даже эйфория при включении компьютерной игры; на просьбу взрослого прекратить игру ребенок демонстрирует агрессивное поведение, сильно возбуждается или даже впадает в истерику; у ребенка в повседневной жизни наблюдаются повышенная тревожность, возбудимость, которые прекращаются, как только он оказывается у компьютера; ухудшаются сон и аппетит. – Страсть к играм вытесняет другие интересы. Может ли это отразиться на будущей социализации подростка, его поведении?- Это несомненно. Виртуальная реальность никогда не научит ребенка выживать в реальном обществе, в котором свои законы, свои правила и для успешной социализации необходимы определенные личностные качества (коммуникабельность, общительность, гибкость, самокритичность, эмпатия и др.). Эти качества на протяжении всего развития ребенка складываются только в процессе реального взаимодействия с другими людьми, участия в разнообразных формах реального общения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте