search
main
0

Главная формула

Неформальный диалог о наставничестве и не только

В рамках XIV Петербургского международного образовательного форума прошло более 400 мероприятий. Каждое из них собрало свою аудиторию, было содержательным и интересным. Не стала исключением и открытая студия «Профессиональные сообщества как инструмент развития института наставничества», организованная Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д.Ушинского. В непринужденной обстановке, ведя живой диалог с ведущим – наставником Совета молодых педагогов Красносельского района Петербурга, учителем физической культуры школы №380 Антоном Левцовым, эксперты размышляли о роли профессиональных сообществ, делились эффективными практиками наставничества, отвечали на философские вопросы и рождали афоризмы.

 

 

Например, фраза, произнесенная директором «Школы будущего» из Калининградской области Алексеем Голубицким: «Все живое растет снизу» потом неоднократно всплывала в репликах гостей студии и этим только подтверждала свою истинность и точность.

Алексей Голубицкий, собственно, и стал первым собеседником Антона Левцова, поделившись с аудиторией мыслями о том, что самыми жизнестойкими сообществами оказываются те, которые образовались не по предложению извне. Кроме того, крепче сообщества «за», чем «против». Алексей Голубицкий привел в пример объединение сельских инновационных школ, которое родилось на фоне волны оптимизации малокомплектных школ. Это помогло сохранить учреждения, обладающие уникальным образовательным ресурсом. Эксперт также упомянул о том, что Петербург является родиной сразу нескольких профессиональных сообществ. Так, инженерно-техническая школа №777 Приморского района организовала консорциум инженерных школ, а лицей №410 Пушкинского района стал инициатором конкурса «Вектор качества образования», вокруг которого также сложилось сообщество.

По просьбе ведущего Алексей Голубицкий вывел формулу эффективного наставничества в профессиональном сообществе. На его взгляд, в каждой школе формула своя, но основные величины, конечно, – это инициатива снизу, позитивный настрой, результативность встреч. Если вход любого учителя в сообщество приводит к успешному образовательному результату, пусть даже одного ребенка, это уже не номинальное сообщество.

Заведующая ЦНППМ СПб АППО Кристина Зайцева обозначила основные ошибки в развитии наставничества. Как считает эксперт, нельзя скатываться в формальность, нельзя заставлять, нельзя не обращать внимания на то, что происходит вокруг, нельзя не готовить наставников. Кроме того, чтобы профессиональное сообщество развивалось, оно должно быть разнородным, то есть состоять не только из лидеров мнений, но и из тех, для кого это мнение важно. Открытость сообщества дает толчок для развития наставничества, уверена Кристина Зайцева. Формула эффективного наставничества, с ее точки зрения, складывается из идейных людей, поддержки со стороны учредителя и знакомства с межрегиональным опытом.

О сообществе наставников-просветителей в свою очередь рассказала учитель русского языка и литературы школы №1 города Великие Луки, финалист телешоу «Классная тема», председатель Ассоциации классных руководителей Псковской области Татьяна Рассолова. Во всероссийском сообществе наставников-просветителей сейчас более 1000 учителей-блогеров, которые публикуют свой образовательный контент или ведут группу в соцсети. Основная цель создания сообщества – формирование единого образовательного информационного пространства, и это еще один пример, когда люди объединились «снизу», понимая, как важно донести правильную информацию о том, что происходит в образовании, до родителей, педагогов, детей.

– Мы все из образовательных организаций разных типов: СПО, высшая школа, общее образование, инклюзия и т. д., – уточнила Татьяна Рассолова. – Эксперт может вести свое направление. Например, я организовала группу «Медиаграмотность и русский язык», в то же время как член сообщества я могу состоять в группах другого направления и знакомиться с новым опытом, и тогда другие представители сообщества становятся моими наставниками.

Выводя свою формулу эффективного наставничества, Татьяна Рассолова сказала, что лучше прибегнуть к классической драматургической конструкции: должно быть единство места, времени и действа.

Еще один эксперт – директор центра образовательной и проектно-исследовательской деятельности Института развития образования Ульяновской области Тамара Ашлапова – рассказала о региональных мерах поддержки наставников. Например, в 2019 году в Ульяновской области при поддержке губернатора Сергея Морозова был принят закон о статусе педагогических работников. В нем определена категория «педагог-наставник», которая присваивается на три года и за которую педагог получает ежемесячную доплату в размере 12300 рублей. Чтобы стать наставником и получить категорию, нужно пройти отбор, представив на суд экспертов портфолио. Претенденты на наставничество определяются методом рейтингования, и таких в регионе уже 90 человек.

Тамара Ашлапова также рассказала о таком интересном проекте, как «Час с наставником», который был реализован еще до принятия регионального закона 2019 года. Суть его в следующем: в определенную дату во всех школах региона вторым уроком по расписанию наставники проводят открытые образовательные мероприятия, чтобы показать свою работу, чтобы молодым учителям было понятно, с кем они могут взаимодействовать. В «Часе с наставником» уже приняли участие 247 педагогов.

Тамара Ашлапова тоже предложила свой вариант формулы эффективного наставничества, которая выглядит так: наставляемый плюс наставник равно профессиональное удовольствие.

Тема наставничества тесно связана с профсоюзным движением, и кому, как не председателю клуба «Наставник» Общероссийского Профсоюза образования Олесе Гончарук, было об этом рассказывать. Отвечая на вопрос ведущего, зачем объединять людей, которые уже обладают опытом, знаниями и состоялись как профессионалы, она заметила:

– Чтобы понять, как родился клуб «Наставник», нужно углубиться в историю самого молодежного педагогического движения. В 2013 году был создан Совет молодых педагогов (СМП) при Общероссийском Профсоюзе образования, однако такие советы существовали в некоторых регионах задолго до этого. Нашей задачей стало создание СМП повсеместно, и на сегодня это практически стопроцентно выполнено. В то же время, проводя огромную работу с молодыми кадрами, профсоюз понимал, что не охвачена такая целевая аудитория, как наставники. И родилась идея тех, кто уже вырос из СМП, но обладает лидерскими качествами, является профессионалом, общественником, пригласить в президиум клуба «Наставник», который был образован в 2018 году в Петербурге.

Сегодня СМП и клуб «Наставник» очень плотно взаимодействуют. Мы можем быть полезны как наставники в конкурсном движении, в оформлении грантовой документации, в подготовке любого образовательного мероприятия «под ключ». Мы также помогаем в правовом просвещении молодых педагогов и оказываем методическую поддержку. Причем эту помощь нужно оказывать на протяжении всего профессионального пути педагога. Мощные форумные движения в регионах всегда проходят с участием СМП и клуба «Наставник», и не важно, как называются эти форумы, важна цель – взаимодействие молодых и наставников. Радует, что часто это реверсивное наставничество, когда молодые выступают организаторами. И конечно, одним из направлений деятельности становится поддержка тех педагогов, кто выходит из профессии. К слову, в этом плане наработан большой опыт у СМП Тосненского района Ленинградской области, где молодежь организовала обучающий досуг для ветеранов педагогического труда.

Профсоюз в свою очередь проводит две крупные площадки – Всероссийскую педагогическую школу и летний тренинг-лагерь, когда попадаешь туда, встречаешься с огромным числом талантливых педагогов, с учеными, авторами уникальных педпрактик, актерами, телеведущими. На этих площадках мощно прокачиваются гибкие навыки, а профсоюзное движение выступает мотиватором профессионального роста. Многие выпускники СМП входят в Общественный совет при Минпросвещения РФ, становятся депутатами, директорами, профсоюзными лидерами, научными работниками.

После Олеси Гончарук собеседницей Антона Левцова стала директор Информационно-методического центра Невского района Санкт-Петербурга Галина Осипенко, которая поделилась опытом создания Ассоциации педагогов-наставников.

– Формируя программу развития, мы опирались на проекты, которые необходимы системе образования именно нашего района, – пояснила Галина Осипенко. – Так у нас родилась концепция программы развития с проектами, а затем определился пул активных участников, которые реализовывали и продвигали эти проекты. На очередной стратегической сессии возникла идея создания Ассоциации наставников по различным направлениям, которые, опять же, актуальны для района. В состав ассоциации вошли эффективные руководители, победители региональных и всероссийских конкурсов, преподаватели вузов. Таким образом, у нас получилось суперпрофсообщество наставников, с которым мы работаем командой.

По словам Галина Осипенко, к числу ярких проектов, которые реализуют представители ассоциации, можно отнести Школу молодого педагога и Школу молодого лидера.

– Не секрет, что мы испытываем нехватку кадров, в том числе в управлении. Вырастить лидера, за которым потянутся остальные, – это большая проблема. У нас один из самых больших районов Петербурга, который динамично застраивается. Соответственно, открывая новые образовательные организации или проводя ротацию кадров, мы понимаем, что нужно растить собственную управленческую команду. Так родилась Школа молодого лидера. «Ученики» проходят несколько этапов – от экскурсий по школам до стажировки в образовательной организации, где наставниками выступают опытные руководители и где происходит полное погружение в проблемы, которыми живет директор. По окончании обучения «ученики» защищают перед учредителем проект, работать над которым помогают наставники – выпускники Школы молодого лидера прошлых лет. Поэтому в моей формуле эффективного наставничества объединены люди, идеи и работа в команде.

Подводя итоги встречи в открытой студии, Антон Левцов подчеркнул, что это было искреннее, неформальное общение, и то главное, что каждый почерпнул из него, заключается в следующей формуле: мы всю жизнь учимся друг у друга, и это нормально.

Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте