В конце января были подведены итоги краевого конкурса проектов классных руководителей по проблемам воспитания, прошедшего в три этапа и в пяти номинациях. На школьном этапе в нем приняли участие около 1900 педагогов. На уровне муниципалитетов отобрали 635 учительских работ, которые оценивались методическими службами районов, городов края, а также детьми и родительской общественностью. На краевом заочном этапе конкурса были представлены 330 проектов классных руководителей. Здесь в роли экспертов выступили депутаты Законодательного Собрания края, преподаватели Сибирского федерального университета, Красноярского ИПКРО, представители краевых общественных организаций, специалисты краевых учреждений дополнительного образования, журналисты, члены школьного парламента и победители конкурса «Моя классная – самая классная!» В результате такого качественного «просеивания» были выявлены 13 победителей.
Хотелось бы отметить некоторые проектные работы. В конкурсе ярко заявил о себе учитель из Танзыбейской школы Ермаковского района Светлана Бойко, представившая проект «Саяны – объект экологического воспитания». Интересен проект «Школьное земство», выполненный классным руководителем Добромысловской школы Идринского района Лидией Комендой. Учитель рассказывает об актуальности создания новых форм молодежного самоуправления в сельской местности, где порой молодежный потенциал – единственный «двигатель» творческих и социальных инициатив. Проект учителя из Черемшанской школы Курагинского района Нины Медвидь «Нам корня русского надо держаться», поднимающий тему возрождения традиций на селе, хоть и не попал в число победителей, но был особо отмечен экспертами.
Cтатфакт
В общеобразовательных школах Красноярского края сегодня работают около 17 тысяч учителей – классных руководителей. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» за 2006 год на их поощрение было выделено 265,5 миллиона рублей.
Мне удалось побывать на «круглом столе», который прошел в Красноярском краевом Дворце пионеров и школьников и был посвящен проблемам воспитания и работе классных руководителей. Педагоги поделились своими мыслями о том, что дает учителю участие в конкурсе на лучший проект.
Заместитель директора красноярского лицея №9 Светлана Бантыш и учитель начальных классов школы №11 Красноярска Вера Баранченко убеждены, что конкурс классных руководителей влияет на творческий рост, поиск новых идей и решений проблем воспитания школьников. Во время конкурса человек получает положительный заряд энергии. Эмоциональная составляющая позволит учителям-победителям раскрепоститься, они будут работать смелей и уверенней.
А вот заведующая центром современных проблем воспитания Красноярского ИКПРО Светлана Зенкина и главный специалист отдела развития дополнительного образования и воспитания краевого агентства образования Ирина Салманина обратили внимание на то, что в школах нередки случаи прямого или косвенного соперничества между учителями. Новые идеи, нестандартные подходы, к сожалению, не всегда приветствуются директорами. Если какой-то классный руководитель делает свою работу лучше других, то очень часто его «задвигают». В этом смысле конкурс явно пошел на пользу. В школах увидели, по достоинству оценили опыт лучших учителей, совершенно по-другому стали смотреть на работу классных руководителей, поняли ее значимость в современном обществе.
Учителя Красноярского края считают, что проблемы воспитания – наиважнейшая задача школы. Вопросы социализации и воспитания личности в новых социально-экономических условиях не должны идти в ущерб образованию. Член-корреспондент РАО, профессор Красноярского педагогического университета имени Астафьева Мария Шилова отметила, что сегодня главная задача красноярских учителей – сохранить в подрастающем поколении ценности сибирского характера. В школе необходимо задать ориентир, показать, что каждый ребенок несет ответственность за свой характер, свои поступки. И чтобы продолжать осваивать Сибирь, ее природные богатства, в ближайшем будущем станут необходимы не только высокотехнологичные знания, но и личность человека, его духовно-нравственный капитал.
Комментарии