search
main
0

Главная цель воспитания – счастливый человек. Кто поспорит с Караковским?

Эти заметки не претендуют на высокое звание настольной книги классного руководителя. Я хочу помочь тем, кто начинает свою деятельность в этом качестве, поделиться мыслями с опытными педагогами, пригласить всех к диалогу о проблемах, задачах классного руководителя. Три кита классного руководителя, как и учителя-предметника, – философия (принципы), программа (стратегия) и планирование (тактика).

Наша работа начинается с попытки создания собственной философской концепции воспитания. Лев Толстой говорил: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Я вывел для себя основной лозунг педагога и воспитателя: «Не навреди». Основная ценность для меня – сам ребенок, его личность, развитие, нравственное, душевное и физическое здоровье.

Владимир Караковский сказал гениальную фразу: «Главная цель воспитания – счастливый человек».

Основные направления воспитательной деятельности для меня:

изучение ребенка;

создание условий для его саморазвития, самореализации, самовоспитания;

организация активной жизнедеятельности детей;

обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

Содержание воспитательной деятельности – диалог. Только вступив, услышав друг друга, мы в состоянии помочь ребенку, понять его. По-моему, основной показатель успешности воспитательного процесса – комфортность для ребенка-ученика среды, открытость ребенка, его «незашоренность». Способы достижения цели – создание коллектива, социума, в котором создана комфортная, «домашняя» атмосфера.

Формы воспитательной деятельности могут быть различными:

общие для всех, традиционные: классный час, беседа, экскурсии и т.д.;

индивидуальные, особенные для каждого воспитателя:

1) семейные вечера;

2) традиции коллектива: форма, пикники, праздники, дни рождения, альманахи литературного творчества и т.п.;

3) выездные мероприятия: походы, поездки, экскурсии, предполагающие совместное проживание детей, родителей, учителей.

Необходимое условие успешной воспитательной деятельности, на мой взгляд, – очень тесные связи с семьей ребенка, вплоть до дружеских. Семья – важнейший помощник или противник воспитателя, огромная поддержка педагогу, стимул «трудного процесса роста» ребенка.

Работа строится по принципу: узнать – понять – принять – жить вместе. Жить настоящей жизнью со всеми ее достоинствами и недостатками. Януш Корчак говорил: «Мы обязаны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать».

Решение всех вопросов проходит коллегиально: воспитатель, дети, родители.

Необходим перспективный план с 5-го по 11-й класс, ведь мы пришли не на год. Ставятся глобальные задачи и постепенно решаются.

Безусловно, очень важно, что мы живем в великом государстве с богатой историей, и воспитание гражданина родного города, а соответственно и государства – одна из основных задач, которую мы с родителями и детьми решаем в своей работе.

А как же узнать, получилось ли у тебя? Каковы показатели успешности педагогической и воспитательной деятельности? На мой взгляд, это физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокая и адекватная самооценка, осознание школьных лет как события в жизни, успешного и радостного начала биографии…

Итак, это только начало разговора о классном руководителе. Темы следующих выступлений: программа, план, документация, интересные формы работы. Задавайте вопросы, уважаемые читатели, предлагайте проблемы, которые стоит обсудить.

Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ, директор СШ №18 города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте