Эти заметки не претендуют на высокое звание настольной книги классного руководителя. Я хочу помочь тем, кто начинает свою деятельность в этом качестве, поделиться мыслями с опытными педагогами, пригласить всех к диалогу о проблемах, задачах классного руководителя. Три кита классного руководителя, как и учителя-предметника, – философия (принципы), программа (стратегия) и планирование (тактика).
Наша работа начинается с попытки создания собственной философской концепции воспитания. Лев Толстой говорил: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Я вывел для себя основной лозунг педагога и воспитателя: «Не навреди». Основная ценность для меня – сам ребенок, его личность, развитие, нравственное, душевное и физическое здоровье.
Владимир Караковский сказал гениальную фразу: «Главная цель воспитания – счастливый человек».
Основные направления воспитательной деятельности для меня:
изучение ребенка;
создание условий для его саморазвития, самореализации, самовоспитания;
организация активной жизнедеятельности детей;
обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Содержание воспитательной деятельности – диалог. Только вступив, услышав друг друга, мы в состоянии помочь ребенку, понять его. По-моему, основной показатель успешности воспитательного процесса – комфортность для ребенка-ученика среды, открытость ребенка, его «незашоренность». Способы достижения цели – создание коллектива, социума, в котором создана комфортная, «домашняя» атмосфера.
Формы воспитательной деятельности могут быть различными:
общие для всех, традиционные: классный час, беседа, экскурсии и т.д.;
индивидуальные, особенные для каждого воспитателя:
1) семейные вечера;
2) традиции коллектива: форма, пикники, праздники, дни рождения, альманахи литературного творчества и т.п.;
3) выездные мероприятия: походы, поездки, экскурсии, предполагающие совместное проживание детей, родителей, учителей.
Необходимое условие успешной воспитательной деятельности, на мой взгляд, – очень тесные связи с семьей ребенка, вплоть до дружеских. Семья – важнейший помощник или противник воспитателя, огромная поддержка педагогу, стимул «трудного процесса роста» ребенка.
Работа строится по принципу: узнать – понять – принять – жить вместе. Жить настоящей жизнью со всеми ее достоинствами и недостатками. Януш Корчак говорил: «Мы обязаны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать».
Решение всех вопросов проходит коллегиально: воспитатель, дети, родители.
Необходим перспективный план с 5-го по 11-й класс, ведь мы пришли не на год. Ставятся глобальные задачи и постепенно решаются.
Безусловно, очень важно, что мы живем в великом государстве с богатой историей, и воспитание гражданина родного города, а соответственно и государства – одна из основных задач, которую мы с родителями и детьми решаем в своей работе.
А как же узнать, получилось ли у тебя? Каковы показатели успешности педагогической и воспитательной деятельности? На мой взгляд, это физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокая и адекватная самооценка, осознание школьных лет как события в жизни, успешного и радостного начала биографии…
Итак, это только начало разговора о классном руководителе. Темы следующих выступлений: программа, план, документация, интересные формы работы. Задавайте вопросы, уважаемые читатели, предлагайте проблемы, которые стоит обсудить.
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ, директор СШ №18 города Москвы
Комментарии