search
main
0

Главархив: как студенты проходили практику сто лет назад

В начале прошлого столетия студенты в Российской империи во время своей летней практики управляли маневровыми локомотивами на Средне-Азиатской железной дороге, замеряли расстояние от Твери до Рязани и делали множество других вещей. 

Фото: Главархив Москвы

Единственная разница, которая существует между университетской летней практикой тогда и сейчас – в прошлом, она организовывалась преимущественно для студентов технических специальностей. Например, учащихся Московского инженерного училища ведомства Министерства путей сообщения (сейчас – Российский университет транспорта) или Императорского Московского технического училища (сейчас – Московский государственный технический университет имени Баумана), Константиновского межевого института (сейчас – Государственный университет по землеустройству) и многих других. Об этом рассказывается в материале на сайте московской мэрии.

Деление на гуманитарные и технические вузы существовало и тогда, с одной только разницей, что раньше к гуманитарным относились и естественные науки. Считалось, что для технических специальностей практика – необходимое условие обучения. Студентам нужно было набраться опыта в реальных условиях. Еще одна особенность – летняя практика для студентов тогда оплачивалась. В технические вузы шла в основном не очень богатая молодежь, которая могла с большим трудом платить за обучение и свое содержание в течение года. Несмотря на то, что тогда существовали многочисленные стипендии и возможность учиться на бюджете, летняя практика, а соответственно и заработная плата, была большим подспорьем для студентов.

Как правило студентов было принято отправлять на различные геодезические изыскания и другие полевые работы. Часто студенты работали на железных дорогах в качестве помощников инженеров, помощниками машинистов паровозов, кондукторов и так далее.

Фото: Главархив Москвы

В некоторых вузах студента не зачисляли на следующий курс, если он не прошел летнюю практику. В частности, об этом сказано в объявлении директора Московского инженерного училища о начале летних учебных железнодорожных изысканий от 1903 года. Документ представлен в коллекции Главархива.

Работу студентам давали в самом вузе. Для этого рассылались письма в управления различных железных дорог и технических контор. Кроме этого, обращения направлялись в канцелярии губернаторов и местных властей, чтобы студентам, выезжающим на практику, было предоставлено жилье.

Существовали и руководители практики. Они всегда имели при себе специальные ведомости. В таких документах указывалось, например, что такой-то инженер «командирован Московским инженерным училищем ведомства путей сообщения для руководства изысканиями путей сообщения, производимыми… студентами училища в Московской и Тверской губерниях… По сему Императорское Московское инженерное училище просит всех правительственных должностных и общественных лиц оказывать инженеру… всякое законное содействие в успешном выполнении возложенного на него училищем служебного поручения».

Фото: Главархи Москвы

Оплачивалась практика неплохо, особенно на железных дорогах. Именно поэтому туда стремилось большинство студентов. Железнодорожное руководство уже во время практики присматривало себе перспективные кадры, иногда даже на повторную практику запрашивало конкретных студентов, хорошо зарекомендовавших себя в прошлый раз.

Платить студентам могли по 50 рублей в месяц, что тогда было приличными деньгами. Но больше всего получали работники Средне-Азиатской железной дороги. Это было и понятно – доплата шла за условия труда и местный климат. Так, помощникам паровозных машинистов платили по 40 рублей в месяц и поверстные в размере 10 рублей от 1000 верст пробега. Об этом свидетельствует Уведомление службы тяги Средне-Азиатской казенной железной дороги директору Московского инженерного училища о наличии вакансий для студента-практиканта от 1907 года, опубликованное Главархивом.

Тем же, кто работал в мастерских платили ежедневно. Плюс к этому студентам выдавали бесплатные билеты на поезд для проезда к месту практики и обратно. Главархивом опубликован разовый билет, выданный Управлением Самаро-Златоустовской железной дороги, для бесплатного проезда студента-практиканта от 1907 года.

Фото: Главархив москвы

Поэтому летняя практика была не просто приобретением опыта для студентов царской России, но и способом обеспечить себе безбедное существование на следующий учебный год. Молодые кадры выходили за порог учебных заведений не только с дипломом, но и с практическими навыками.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте