В одном из подземных переходов, неподалеку от метро «Площадь Ильича», есть один книжный киоск, витрина которого украшена довольно откровенными иллюстрациями Камаcутры. Так сложилось, что в соседнем ларьке я часто покупаю хлеб, и потому, стоя в очереди вместе с детьми, вынуждена постоянно придумывать какие-то уловки, чтобы уберечь любопытный детский взгляд от страшной витрины. Наконец я не выдержала и напрямую предложила продавщице в киоске сменить экспозицию. «Сюда же ходят дети!» – убеждала я. «Сколько лет вашим детям?» – поинтересовалась продавщица. «Четыре и десять». «В четыре они еще ничего не понимают, а в десять – уже все знают», – таков был ответ.
Не так же ли рассуждаем и все мы, когда речь заходит о том, чтобы ограничить для наших детей свободу выбора телепрограмм, компьютерных игр или периодических печатных изданий. Действительно, сейчас растлением юных душ веет отовсюду: от той же рекламы на улицах или в метро, от которой «не спрятаться, не скрыться». И очень сложно понять, что твой ребенок «уже знает», что «знает, но еще не понял» и как ему с этим «знанием» дальше жить. На общем фоне падения нравственности, смещения норм, смешения понятий, когда то, что звалось стыдом, теперь зовется комплексами, от которых надо избавляться, то, что раньше считалось развратом, теперь гордо именуется любовью, на фоне хаоса в наших умах и душах, поднятого ветром «свободы», проблема введения цензуры на издание журналов для детей и подростков кажется частным случаем. Но только на первый взгляд.
Индустрия глянцевых журналов, издающихся в основном за счет зарубежных «инвесторов», все набирает обороты, несмотря на то, что практически ни один из этих дорогостоящих проектов не вышел на уровень самоокупаемости. Но западные бизнесмены не торопятся, рассчитывая получить отдачу от своих капиталовложений лет через десять, и открывают все новые русские (или российские, ведь по-английски это звучит одинаково «Russian») версии популярных западных изданий. Различаясь в деталях, они рекламируют продукцию одних и тех же фирм, пишут об одних и тех же «звездах», снимающихся в одних и тех же фильмах или клипах, и в конечном итоге диктуют один и тот же образ жизни – человека-потребителя, лишенного каких бы то ни было духовных запросов. Но обрушившаяся на многие страны гламурная лавина, различается не только по тому, на каком языке издается: есть в ней и определенные возрастные градации. Так, существуют подростковые и молодежные версии тех же глянцевых журналов, издающихся теми же западными издательскими домами. И здесь все просчитано до мелочей: подростковый журнал должен быть по карману подростку. Так, в розничной сети глянцевые версии подростковых журналов стоят около 17-18 руб. А наши «Веселые картинки» и «Мурзилки» – вдвое дороже – 36-38 руб. Если еще добавить, что в глянцевых журналах прямо на обложке написано что-нибудь любопытное «про это» – не нужно гадать, какой журнал выберет потенциальный читатель. А выбрав подростковую версию, через несколько лет он найдет деньги для покупки и более дорогостоящей взрослой, поскольку она станет уже неотъемлемой частью его сформировавшегося внутреннего мирка. Но, честно говоря, этот экономический расчет не так страшен, как средства, которыми он достигается. Одним из самых гнусных преступлений у нас всегда считалось растление малолетних. Именно это происходит, когда подростковая версия глянцевых журналов попадает в руки ребенку от 9 до 16 лет, весело и бойко срывая с его сознания покров невинности, пробуждая еще не созревшие в нем инстинкты. Чтобы не бросаться голословными обвинениями, пролистаем несколько номеров исследуемых журналов.
Кто такие «выхи»?
Журнал «Молоток» (№47 за 2005 г.) раскрывает древние секреты «сексуально продвинутых китайцев». Оказывается «и у парней, и у девушек в организме есть мышца, от которой зависит сила оргазма и глубина сексуального удовлетворения. Это лонно-копчиковая (или попросту ЛК) мышца, и для интимной жизни упражнять гораздо важнее ее, чем бицепсы или трицепсы». Я нарочно привела столь длинную цитату, чтобы помимо ее содержания показать и тот доверительный тон, с помощью которого «как со взрослыми» общаются с юными читателями их старшие товарищи с глянцевых страниц, – прием, который на подростка действует безотказно. Далее в статье описывается, как обнаружить у себя в теле эту «заветную» мышцу. Для тех, кого может смутить такой подход к жизни, автор статьи поясняет: «Если для христианина-европейца существует греховная плоть и святая душа, для даоса такое разделение абсурдно. Наоборот – сексуальность помогает им почувствовать и оценить свою духовность. В даосизме секс – источник священной энергии, в то время как в большинстве религий занятие любовью – нечто постыдное, греховное».
Однако журнал «Молоток» расширяет не только кругозор, но и лексикон: все статьи в журнале написаны на так называемом молодежном сленге. Не всякий подросток с ходу догадается, что такое, к примеру, «сиги» и «выхи» (сигареты и выходные). Родители в журнале именуются традиционно предками, а учителя преподами, из чего очевидно, что вопрос об уважении старших перед читателями стоять в принципе не должен. Если мы говорим, что литература должна поднимать читателя до своего уровня, то в журнале заметна нарочитая тенденция «опустить» читателя, навязать ему свой язык, свою культуру.
Патология «на бис»
Практически целиком историям из жизни «звезд» поп-музыки и молодежной культуры посвящен журнал «Браво». Правда, можно попасть на страницы этого молодежного издания и не будучи «звездой»: если ты влюбилась в своего брата или, к примеру, стала жертвой насилия и родила в 14 лет. Вот как такая молодая мама рассказывает о своем «трудном счастье»: «О родах у меня остались самые мерзкие впечатления. Меня окружали девушки и женщины, явно негативно настроенные по отношению к своим будущим детям, какие-то отчаявшиеся шлюхи и алкоголички, не успевшие вовремя сделать аборт. Помню туалет больницы, где все было исписано грязными ругательствами и суицидальными высказываниями. Может быть, в этой больнице и лежали нормальные матери, но мне не посчастливилось их увидеть». Не хотят их видеть и авторы журнала, именно поэтому все «реальные» истории у них за гранью нормы. Можно сколько угодно говорить о свободе выбора, но при этом факт остается фактом: тот, кто «любит секс и алкоголь», никогда уже «не полюбит Пушкина и Блока и над судьбой Муму не зарыдает». В этом, пожалуй, состоит и главная опасность современных подростковых журналов. Без конца подогревая интерес читателя к «запретному плоду», ему дают понять, что ничего другого в жизни не существует, что именно это «круто», «стильно», «прикольно». В одном из номеров журнала «Браво» я видела рекламу какой-то молодежной радиостанции: под портретом Пушкина надпись «Мы говорим на одном языке». Что это, если не манипуляция сознанием? Журнал небезобидно рассказывает: он завлекает, завоевывает доверие и начинает диктовать: что слушать, что смотреть, как одеваться и… что читать: ну конечно же, следующий номер или новый отпочковавшийся журнал!
Глянцевые журналы для подростков множатся на прилавках киосков как грибы после дождя. В самом журнале «Браво» дан анонс нового журнала для девушек «о самом главном» – «I love you». На обложке: техника соблазна, фитнес ради секси-тела, секс: его любимый десерт. Почему на этой обложке хотя бы не написано «Детям до 16 лет» или «Министерство образования предупреждает, что это опасно…»?
Мы очень много говорим и делаем для борьбы с международным терроризмом, ради безопасности наших детей. Но при этом не понимаем, что, если эти журналы будут все глубже проникать в подростковую среду, охранник в школе понадобится не для того, чтобы защищать детей от террористов, а чтобы охранять учителей от посягательств учащихся. Кстати, на Западе такой опыт существует уже не один год. Мы знаем количество жертв бесланской трагедии, но если бы мы могли увидеть погубленные или покалеченные этими журналами души мальчишек и девчонок, мы бы ужаснулись куда больше. Тиражи этих журналов такие, что глянцевые обложки доходят и до глубинки, подогревая интерес мающейся от безделья молодежи к сексу, водке, наркотикам. И если в городах есть выбор, что читать, то в глубинке зачастую альтернативы этим журналам нет. Оградить детей от этой опасности – задача родителей и учителей. Но если родители могут контролировать, какие передачи смотрит ребенок по телевизору, а учитель в лучшем случае, что читает ученик под партой, то как проконтролировать подростка, если он захочет купить любимый журнал?
Цензура на печатные издания существовала во все времена, от этого качественные издания только выигрывали. Любой номер «Отечественных записок» или «Современника» по сей день считается классикой. И в то же время существовала нелегальная литература, которую перевозили в чемоданчиках с двойным дном. Пусть агенты перевозят журнал «COOL GIRL» в кочегарках пароходов, переносят по тонкому льду озера Разлив… Но пока что эти журналы лежат на прилавках по цене двух порций мороженого. Как при этом можно быть спокойным за будущее наших детей?
Комментарии