search
main
0

Глаголом жги сердца. Ораторское искусство способно выступать как показатель общего развития

Думается мне, что в каждом ребенке заложен кладезь талантов и способностей, следует только захотеть его извлечь из тайников детской души на всеобщее обозрение. Желание найти дарование приводит к тому, что рождаются разнообразнейшие методики этого извлечения. Занятия превращаются в развитие качеств мыслительной деятельности, интеллектуальной активности и работоспособности, ответственности. В школе №1912 об этом знают не понаслышке, здесь специализируются на том, чтобы из школьника воспитать настоящего мыслителя, способного публично защитить свои идеи.

На базе 1912-й уже не первый год работает городская экспериментальная площадка «Создание непрерывной распределенной инфраструктуры управления образовательным пространством округа и ведение образовательной деятельности (на основе новых информационных технологий)». Одно из направлений ее деятельности – организация научно-исследовательской и проектной деятельности учеников, а научно-практическая конференция школьников – это один из итогов, публичный отчет об этой деятельности.

Как и положено в любом исследовании, школа сформулировала цели, поставила задачи научно-практических конференций и выдвинула гипотезу эксперимента – поиска оптимальных форм и методов их подготовки и проведения.

Цели – это раскрытие творческих способностей учеников, развитие у них элементов и навыков систематической научно-исследовательской работы, повышение их интеллектуальной культуры, повышение уровня владения учениками современными техническими информационными средствами и технологиями. Задачи, которые решаются школьниками 1912-й, таковы: создать условия для творческой научно-исследовательской деятельности учеников с использованием современных компьютерных технологий, конечным результатом которой станет проект; сформировать сообщество творчески активных детей, педагогов, специалистов в области новых информационных технологий, ориентированного на развитие способностей и мотивации учеников; благодаря конференциям их участники приобретут навыки публичного выступления, научатся защищать работы перед аудиторией.

Задачи и цели большей частью традиционные. Нетрадиционной стала форма проведения самой конференции, сам процесс.

Проектная работа вообще у учеников и учителей вызывает наибольший интерес, поскольку идеи проектного обучения применимы практически к любым предметным областям знаний. В процессе работы над проектом школьники не только совершенствуют навыки работы с оргтехникой, поиск необходимой информации, в том числе в сети, осуществляют анализ и обработку собранного материала, но и привносят что-то свое в выбранную тему, воплощают собственные идеи. Информационные и медийные технологии представляют учащимся более широкие возможности для осуществления своих замыслов.

При этом от преподавателя – руководителя проекта требуется владение технологией проектной деятельности и научно-исследовательской работы, умение четко ставить учебные задачи, представление о возможностях информационной и медийной техники, а от учеников – знание информационных технологий, которые он учится применять на практике.

Для оказания методической и информационной помощи созданы специальные «пакеты документов». Учителям-экспериментаторам они помогают организовать работу над проектом, описывая каждый шаг поэтапно. Ученикам рассказывают о классификации проектов, этапах работы над ними, алгоритме поиска книги в библиотеке по различным каталогам, там же находится памятка о методах социологических исследований.

Написать хороший доклад для защиты проекта – это еще не умение выступать перед аудиторией. Для авторов проектов проводятся занятия – репетиции, на которых ребята приобретают навыки публичного выступления. Кульминационным моментом в этой работе становится научно-практическая конференция как творческий отчет о проделанной работе. Докладчики, их научные руководители, слушатели и жюри собираются для того, чтобы осознать и оценить, необходимо ли было на самом деле проводить данное исследование и в состоянии ли юный ритор во всеуслышание заявить о его важности. Пассивных слушателей при таком обсуждении не бывает.

С каждым годом в школе №1912 количество работ растет. Вместе с тем повышается и их качество. Сейчас уже появились проекты интегрированные, межпредметные, служащие не только источником информации, но и развивающие мышление, интерес детей. Например, исследуются вопросы бионики, физики в природе.

Большинство исследований выполняется учениками «по заказу» учителей. Взрослые определяют выбор темы проекта, отбор содержания происходит исходя из потребностей учебного процесса, где эти проекты предполагается активно в дальнейшем использовать. На начальном этапе работы потребность учителя в проекте должна найти точки соприкосновения с интересами авторов. Часть обучающих информационных проектов, таких как «Население России», «Экологическая среда Зеленограда», создана для ровесников, одноклассников, некоторые – для младших.

Когда Илья Семерухин и Алла Киреева учились в десятом, они разработали для пятиклашек «Приемы и методы решения логических задач в курсе развития логического мышления», в одиннадцатом Алла побаловала учеников 5-х классов уже «Приемами и методами решения логических задач с помощью теории графов с цветными ребрами». Девятиклассник Роман Потапов создал электронный урок «Повышение познавательного интереса и развитие логического мышления учащихся 5-6-го класса при решении занимательных задач по геометрии». Посильный вклад в систему образования родной альма-матер.

Идея необходимости развития логического мышления вылилась в школе в введение элективного курса для тех пятиклашек, которые предпочли гимназический класс. С появлением нового предмета успеваемость начинающих гимназистов сильно подтянулась, и они стали успешно выступать на олимпиадах. Ребята учатся рассуждать, находить удачные способы решения задач. Размышления над трудными, нестандартными заданиями, доставляя им подлинную радость преодоления, развивают логическое мышление и устойчивый интерес к предмету. На этих курсах мальчишки и девчонки узнают, как люди научились считать, различные позиционные системы исчисления, о числах-великанах, расшифровках записей, принципе Дирихле, упомянутой уже теории графов и ее применении, решении уравнений с помощью весов, задачах геометрического содержания на свойства прямоугольного параллелепипеда и других фигур, задачах на переливание и взвешивание, различных задачах на внимание, в том числе задачах-шутках.

Вскоре и они освоят секреты создания своих собственных тем, по которым смогут заниматься другие. Ученики 1912-й, занятые проектной деятельностью, участвуют в окружных, городских конкурсах, внешкольных научно-практических конференциях. Они заявляют о том, что существуют, потому что мыслят, и перед преподавательским составом МГИЭТ(ТУ). Для многих из них это возможность заявить о себе как о серьезном соискателе перед поступлением. Умение «продавать» свои идеи и разработки в жизни пригодится всегда. А вообще-то им это нравится – защищать свое слово.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте