search
main
0

“Глаголом жги сердца людей…” Вы любите стихи? Любите ли вы их так, как люблю их я?

Я слышал об одном человеке, который прославился тем, что написал тексты ко всем сонатам Бетховена.
И, надо признаться, отличные тексты! Другой человек стал широко известен своим революционным переложением произведений Баха и Гайдна для бандуры и балалайки. Третьему прочат Нобелевскую премию за создание полного удмуртско-монгольского словаря по микроэлектронике и радиотехнике…
Не верите? А зря! Ибо нет на свете ничего невозможного для творческих натур. И кто наберется смелости сказать, будто все вышеперечисленные достижения никому не нужны? Наверняка кому-то они просто позарез необходимы, причем именно в этот самый момент. Ведь возникает же иногда у человека желание покорить Монблан на велосипеде или переплыть Ла-Манш со связанными руками и ногами. Или написать учебник по квантовой физике. Гекзаметром.
Оказывается, можно даже свою педагогическую философию представить в стихотворной форме. Кто будет спорить, что учителя не имеют на это право? Ведь сколько раз твердили миру: хороший педагог просто обязан быть творческой личностью, творцом. А ведь в переводе с греческого поэт (poietes) – творец.
Обидеть поэта легко. И оценить способен лишь достойный. Поэтому давайте не будем больше произносить никаких слов, ибо они суета и тлен. Кроме стихов.

Вадим МЕЛЕШКО

Моя педагогическая философия
(Поэтические раздумья)

Моему учителю и другу
Кузнецовой Галине Васильевне
С благодарностью посвящаю.

Наш хлеб насущный застит нам глаза,
И взгляд наш не встречает взгляды ближних,
И дети наши, как на образа,
В недоумении глядят на нас, униженных.

А мы безмысленно твердим о просвещенье,
Утратив смысл заветных слов Отца,
Ведь просвещенье – значит очищение
Души и просветление лица.
Не претендуя вновь создать велосипед,
Я приступаю к тяжким размышленьям
О том, как лучше преподать предмет,
Чтобы Успеха сладкие мгновенья
Знакомы были каждому ученику,
Чтоб череда классических героев
Была любима каждым, чтоб строку
Великую от пустозвонов роя
Мог отличить, созвучною признав
Душе и веку, вечности и славе,
Мой ученик. – Я прикоснуться вправе
К той истине, которую познав,
Смогу, быть может, ближе стать на миг
К идеям вековым о воспитании
Достойных граждан. – Каждый ученик
Способен вынести науки испытанье.
Я тоже ученик. – Гордыню укротить
Стремлюсь, чтоб вожделенную поклажу
Великих мыслей к жизни возродить.
Час ученичества, – он в жизни каждой важен.
Писал Гельвеций: “Каждый человек
Проходит в жизни две большие школы:
Одна зовется детством. – Детства век
Богат наставниками”. – Груз тяжелый
Чувств, знаний, навыков объять
Необходимо детям в это время
До той поры, как юность (что за племя!)
В свои права не вступит, чтоб узнать,
Как этот груз нести по жизни этой
С ее правителями, нравами… Запреты
Теряют силу. – И “ошибок трудных”
Накопит опыт, чтоб “открытий чудных”
Достичь однажды – или миновать
Сей радости, познав иное счастье –
В трудах, заботах, истинном участье,
Чужой беде надежду даровать.
Титан наук и гений Ломоносов
Нас призывал “в учении любить
Детей, и ими любоваться,
И радость получать от их вопросов”.
Ему вдогонку вторил Новиков:
“Не погасите любопытство в детях.
В них будущих достоинство веков.
Учите их всему, что есть на свете
Достойного: терпению в страданье,
Неустрашимости в препятствиях, в беде –
Надежности, полезности отчизне…
Пусть это будет главным знаньем в жизни”.
Был с ним согласен и Руссо Жан Жак,
Что “воспитание есть жизнь, и в ней важнее
Природа детская”, а не задача, как
Вдолбить в мозги что кажется нужнее.
“Из века в век одна идет борьба:
Кого и как учить? Каким быть педагогу?”
И фраза Пушкина – “учились понемногу
Мы все чему-нибудь и как-нибудь” – жива.
“Невежество – удел раба и дикаря.
Достоинство дает лишь просвещенье”.
Дени Дидро, ты мучился не зря –
Идеи мудрые не преданы забвенью!
Вот Вяземский твердит, что “со времен Петра
Преуспеваем мы в образовании,
Но усыхаем внутренне…” – Пора
Всерьез задуматься о воспитании.
А следом Лев Толстой – мол, “надобно идти
От совести, от самоуваженья…”
И Достоевский – этот мир спасти
Лишь красота способна и движенье
Души, желающей творить добро,
Жить в мире с мiром и с собой в согласье…
Как не вернуться вновь к Дени Дидро,
К его идее о всеобщем счастье?!
И не забыть бы Гоголя слова:
“Мы – граждане возвышенного царства”,
А не скоты, достойные мытарства…
Но неужели наша жизнь права?
И на коне лишь тот, кто у кормила власти?
Он от закона, от любой напасти
Откупится и будет тем хорош,
Что знает, как куется медный грош…
Вот так с великими в согласии, не в споре
Пытаюсь я нащупать правды нить:
Есть в жизни счастье, но все больше горя…
Чему учить? Кого? – И как учить?
Глаза потухшие… Взгляни на эти лица:
В них жизни свет лишь теплится едва.
Прорвутся ль вечные слова
Сквозь проволоку колкую традиций?
Сейчас неверие – основа бытия:
Нам даже в друге видится предатель,
Коль выпала ему иная колея…
У каждого внутри – свой надзиратель!
Мы не умеем и боимся жить,
Любой делец-пройдоха нас обманет.
Есть камень на душе и – фиг в кармане.
И Гамлета вопрос: “Быть иль не быть?”
Порой нас мучит, и краснеют веки
От слез, не выплаканных за века,
И к тяжкой милостыне тянется рука,
И спины гнутся… “Люди – реки”?
А как обидно нас порой зовут
Страной ублюдков и страной юродивых…
Надеюсь, дети наши прорастут
В иную Русь душой, гордиться будут Родиной!
Отечества достойные сыны
Выходят в жизнь после каких уроков?
Не назначайте только сжатых сроков
По вспашке бездуховной целины.
Не обязуйте выиграть сраженье
С технократическим, невежественным веком.
Пусть будет медленное, но движенье
К “рожденью Человека в человеке”.
Позвольте мне за перечнем умений
(Ямб от хорея отличить, роман от басни)
Сначала показать им, что опасней
Убить природою нам данный гений.
Он – наша “совесть, благородство и достоинство”,
И это не слова, а жизни суть,
Великое “святое это воинство”,
Ему на верность надо присягнуть.
И лучшее в нас не погибнет, если мы
“Над вымыслом слезами обольемся”,
Над шуткой тонкой без оглядки посмеемся,
Увидим луч надежды в царстве тьмы.
Нам этот луч наверно даст понять,
Что человек – основа мирозданья,
Его душа, его о жизни знанье
Способны падший мир поднять,
Восстановив природное начало
И самоценность личности. – С тревогой
Чтоб в каждом сердце зазвучал вопрос:
“Куда идти? Какой идти дорогой?”
И лишь потом дать знанье (отличить
Ямб от хорея и роман от басни)…
Главнее, чтобы поняли они,
Чем нигилизм невежества опасней.
И параллели легче провести
Между эпохами, идеями, веками…
А вот заставить душу расцвести –
Не легче, чем ростку сквозь мертвый камень
Пробиться к свету и не опалиться
Под яркими жестокими лучами,
Вбирая влагу темными ночами,
Чтоб утром снова свету удивиться.
“Романтик! – скажут мне. – Жить надо проще:
Быстрее выполнять готовые решенья,
А не страдать о соловьиной роще,
Напрасно путаясь в сомненьях.
Ведь есть же перечень идей передовых,
Имен известных, сумма нужных знаний,
Методики, чтобы усвоить их,
Система поощрений, наказаний…”
А школа? – Фабрика по производству душ
Готовых к жизни, к деловой карьере
Не знающих, где реквием, где туш,
И убивал ли Моцарта Сальери,
Умело рассуждающих о том,
Как создавалось гения творенье,
И что “не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать” при том…
Моя тому противится натура,
Сомнения в душе клубятся роем:
Сегодня школе не нужна литература.
А завтра?.. Вновь ходить полюбим строем?
Или нужна? – Тогда нужна какая?
С вопросом вечным “быть или не быть”?
С героем или без? – Или такая,
Чтобы “пройти” – и тут же все забыть?!
Куда идем? Какие нам химеры
Готовит просвещенья дух? – И в новом свете
Как будут выглядеть известные примеры,
Когда подует в спину свежий ветер?
Но я убеждена, что правда та же,
Что надо верить в звезды обновления,
К прекрасному стремясь, и даже… даже
Отчаянно грести против течения.
И пусть недосягаем и прекрасен,
Но – будет идеал, чтоб к жизни новой
Нам подготовить тех, кому не ясен
Пока еще их путь. – Но путь суровый
Им предстоит. – И выстоять достойно
Способен будет тот, кто “в дни сомнений,
И тягостных раздумий” не беспечно,
А с честью свой служить заставит гений.
Литература – из немногих мест – одно,
Где навыки и знания вторичны,
Зато движению души и чувств дано
Здесь проявить себя с отметкою “отлично”.
Не потому, что правилен ответ:
На сто читателей бывает сотня мнений, –
А потому, что пролит робкий свет
На паутину горестных сомнений.
И вновь живет в нас “возвышающий обман”,
Что нам дороже тьмы нижайших истин,
И “город золотой”, что сквозь туман
Мерцает призрачно сиянием лучистым.

* * *
…А жизнь нас всех расставит по местам:
Кто будет чин, а кто-то в подчинении…
Но даже наверху доступно будет нам
По-человечески понятное сомнение.
И в час иной, в несчастье и тревоге
Иль на престоле завоеванной удачи
Вдруг вспомним, как искали мы дороги
Между любимых строк.
А как иначе?
Идем по жизни вместе с мужиками,
Что по Руси за счастьем волочились
(Хоть в поисках остались дураками…).
У всех у них мы многому учились:
Зерно от плевел отличать и – в Слово верить,
Надеяться, терзаться – и опять
Высокой меркою свои поступки мерить,
В потоке мыслей истину искать.
Надеюсь все же, коли вдруг придется
Дорогу трудную и веру выбирать,
То слово наше в душах отзовется,
Способное весь мир собой объять.

Татьяна РЕПИНА,
преподаватель литературы технико-экономического профессионального лицея N 11
Томская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте