Недавно я оказалась в Москве и, выкроив время в достаточно плотном своем графике, пошла на ВВЦ, на книжную выставку. Около первого же прилавка остановилась: взгляд невольно «зацепился» за книгу, названную довольно странно – «Как роман». Автор – неизвестный мне французский писатель Даниэль Пеннак. Открыла наугад и прочла: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»… Попробовать, конечно, можно. Попробуем? «Люби меня!», «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано – читай!» – Марш к себе и читай! Результат? Никакого». Прочла и подумала: «Какая знакомая картина!» Только не мне и не моим ученикам, потому что уже почти десять лет мы с ними работаем по учебникам «В мире литературы», созданным авторским коллективом, возглавляемым профессором Александром Геннадиевичем Кутузовым. Но об этом я узнала чуть позже.
Первоначально учебник, лет десять назад попавшийся мне на глаза в одном из московских книжных магазинов, – в Якутске о таком еще и не знали – привлек необычностью названия вместо привычного «Литература» – «В мире литературы». Надо сказать, что на дворе было лето 1995 года, и я, изрядно уставшая учить литературе с голоса, отправилась по магазинам найти что-то подходящее моему видению школьного предмета литература и – самое главное – интересное для моих учеников. Уже тогда стало совершенно понятно, что литературное образование в школе переживает кризис: интерес к предмету резко падает, книги, изучаемые в рамках школьного курса, в лучшем случае переходят в разряд «делового» чтения ученика, в худшем – в разряд «пройденных», а значит, для перечитывания необязательных. Для меня как для учителя со стажем стало также очевидным, что читают наши дети тогда и только тогда, когда им интересно. А в году – 68 учебных часов, и разработать 68 уроков, на которых бы этот интерес поддерживался, ой как непросто! Внутренне я уже понимала: для облегчения моего труда нужен хороший учебник, который будет в первую очередь интересен моим ученикам. Учебник, который в чем-то облегчит и мне жизнь: подскажет интересный поворот в беседе, обозначит общий сценарий урока и – самое главное – будет своеобразным мостиком между Учеником, Учителем и Литературой. Увиденный мной учебник, казалось, удовлетворял этим моим требованиям. И я решилась. И вот уже 10 лет работаю по учебникам этого авторского коллектива и … радуюсь, а также настойчиво рекомендую его своим коллегам-учителям, студентам, будущим учителям-словесникам, методистам.
Почему? Да потому, что буквально с 5-го класса авторы ведут с читателями очень серьезный разговор о литературе как искусстве слова, о законах этого искусства, о языке художественного текста. Открыв учебник, маленькие читатели узнают, что литература – это особый мир, точнее, «образ мира, в слове явленный», мир, который открывается только образованному и подготовленному читателю. Интересный подбор текстов, составляющих классику детского чтения, обширный методический аппарат, необычные и интересные задания, предложенные в разделах «Проба пера» или – в старших классах – «Творческий практикум» на деле реализуют тезис известного отечественного философа В.Асмуса о чтении как труде и творчестве. Написав эту фразу, я поняла, что произнесла ключевое слово – ТВОРЧЕСТВО. Действительно, на страницах учебников «В мире литературы» учеников ждет встреча с творцами, создателями мира, построенного по законам добра и красоты, где различаются обман и фантазия, вранье и вымысел, где говорится нет злу и торжествует добро. Автор «биографический» отступает на второй план, а на первом – автор-Творец, создатель. И в роли таких авторов предлагается выступить и читателям-ученикам: то их просят сочинить сказку, то придумать сюжет для рассказа или эпизод, которого нет в повествовании, то биографию героя, то… Словом, заданиям несть числа. Но не только заданиям. Каждый учитель знает, как трудно учеников научить писать: ведь совершенно недостаточно рассказать им о том, что такое сказочный зачин или как строится сюжет волшебной сказки. Если мы хотим, чтобы умение писать было у наших учеников, что называется, на кончике пера, тогда мы должны показать им, как это делается, как, впрочем, рассказать о том, как учить стихотворение или его выразительно читать, как подготовить пересказ или как читать лирический текст. Вместо учителя, помогая учителю, это делает учебник, в котором есть специальный раздел – «Творческая мастерская». Но эти творческие задания – результат осознанного чтения текста, результат бесед, в рамках которых, как правило, и протекает урок литературы. А включается в беседу ученик вроде бы незаметно. Дело в том, что в учебниках 5-6 классов нет привычных «пугающих» рубрик «Вопросы и задания». Это не значит, что нет собственно вопросов и заданий. Напротив, их много, но они лукаво скрыты в диалогах героев: Проши и Профессора, Ивана Калиныча и Маши, Сережи и Путника. Существенное достоинство учебника – его язык: он понятен и доступен ученикам, вдруг среди серьезного разговора находится место шутке, языковой игре. Боюсь, мне возразят: учебник – серьезный жанр, он должен быть сух, серьезен и академичен. Уверена – нет, не должен. Подтверждение своим мыслям я однажды нашла у Иннокентия Анненского, поэта, критика-эссеиста, педагога. «…какая книга всего чаще бывает в руках у наших детей в школьном возрасте? Учебник. С учебником, как известно, связано у нас не только умственное, но и эстетическое, и нравственное, и даже религиозное развитие детей и юношей. И нельзя не видеть в этом господстве книг, написанных по большей части дурным языком и мертво-официальным или вычурно-семинарским слогом, – большой помехи для развития в наших детях любви к русской речи, а также для уменья владеть ею».
Безусловно, технологичность этой книги я осознала не сразу. Первоначально пыталась построить работу с ним по-старому: читаем-пересказываем, но учебник повел себя «нахально», заставив отказаться от рутинных форм работы. Постепенно осознала и логичность расположения материала: лирические тексты даны блоком, а не вперемежку с лирическими. Долго привыкала к этому и вдруг неожиданно поняла: мои ученики умеют читать лирику, причем читать ее не эпическими глазами, а именно как лирический текст. У них разрушился стереотип: если проходим стихотворение, значит, учим наизусть и, зажмурившись от напряжения, читаем в классе. Мои дети, идя вслед за авторами и их героями, вдруг сделали открытие: а учить стихи даже интересно. Проработав с учебником год, я поняла: мои дети стали читателями, они вошли во вкус творческой работы, а я… во многом облегчила себе жизнь. Ведь на страницах учебника авторы предлагают своеобразный сценарий урока: хочешь – следуй по нему, не хочешь – работай по-другому, но в рамках той же технологии, отойти от которой не позволяет ни программа, ни учебник. К тому же я сделала для себя еще одно открытие: в средней школе дети не перегружены, а недогружены настоящей работой. И устают они от рутины, от выполнения одних и тех же «нетворческих» заданий, оттого что не понимают, зачем им нужна литература.
Год работы по такому учебнику сделал и родителей учеников моими союзниками. Уроки литературы «вдруг» оказались уроками «для жизни»: на них учили читать, и оказалось, что это очень интересное занятие.
Мои ученики росли вместе с учебниками: они переходили в следующий класс – появлялся новый учебник. На наших глазах книги стали выпускать в едином «формате», их обложка стала узнаваемой. Менялся и стиль разговора, ушли выдуманные герои, их место заняли авторы-интерпретаторы, которые повели диалог о литературе на достаточно серьезном научном уровне, с каждым годом поднимая, а не опуская планку этого разговора. Ведь девизы каждого класса – Фольклор и литература, Миф – фольклор – литература, герой – образ – характер, литература и традиция, автор – образ – читатель – есть не что иное как усложняющая картина происхождения, развития и бытования литературы, каждый класс знаменует собой новый этап в литературном развитии ученика. При этом учебник идет не вслед за развитием, а в чем-то опережает и направляет его, попадая, говоря словами Выготского, в «ближайшую зону».
А я сделала для себя еще одно открытие: учебник – это строгий жанр. Рубрики, хоть раз появившись на его страницах, остаются навсегда, постепенно меняя свое содержательное наполнение, ученик привыкает к ним и начинает в своей работе с художественным текстом опираться на знакомую учебную книгу. А она в свою очередь предоставляет учителю все больше возможностей для организации не только фронтальной, но и групповой (с 8-го класса появляется рубрика «Семинар») и индивидуальной (через систему творческих заданий и практикумов) работы на уроке, организовать повторение учебного материала (с опорой на специальные разделы).
И в заключение несколько слов об учебниках старших классов. Давно работающий учитель удивится, увидев и их структуру, и содержание: вместо привычного и трудного для школьников историко-литературного курса (или курса на историко-литературной основе), который, на мой взгляд, оправдан в профильных гуманитарных классах, изучение художественного мира конкретного писателя. Изучение, которое включает читателя-школьника в диалог о художественном тексте, а историко-функциональный подход (вместо историко-генетического) снимает с произведения хрестоматийный глянец, заставляет читателя отнестись к нему не как к памятнику, а как к произведению, адресованному лично ему, сегодняшнему читателю-школьнику. Методический аппарат этих учебников еще и еще раз убеждает в том: школьный анализ не самоцель, он сугубо функционален и нужен для того, чтобы скорректировать, уточнить, углубить первоначальное восприятие и на этой основе сформировать у читателей-школьников интерпретационные навыки. Учебник не «утяжеляет» учебный процесс работы с художественным текстом, а облегчает ее, ведь он престал быть предметом изучения, а стал инструментом обучения.
Перечитала написанное и ужаснулась: как много всего я не сказала. Не упомянула о работе над теоретико-литературными понятиями, ни о продуманной системе письменных творческих работ и подготовке к ним, ни о многом другом. И подумала: а может быть, и не надо об этом? Ведь авторами учебника (А.Г.Кутузовым, Е.С.Романичевой, А.К.Киселевым, И.И.Мурзак) написаны научные статьи и монографии о новой методологии и технологии современного литературного образования, созданы поклассные методические рекомендации. Учебник успешно работает во многих регионах Российской Федерации, свидетельство тому – учительские публикации на страницах «Литературы», «Русской словесности», «Литературы в школе», методические сборники в серии «Современный урок» и «Мастер-класс», изданные «Дрофой», большие учительские аудитории на встречах с авторами и многое-многое другое. Все это в моей учительской биографии перекрывает одно событие: несколько лет назад ученица школы №7 г.Якутска Лена Ломакина подарила своей подруге на день рождения… школьный учебник «В мире литературы», учебник, по которому изучала литературу сама. Вот уж поистине глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…
Наталья НЕОБУТОВА, учитель школы №7, Якутск
Комментарии