«К сожалению, проблема не решена…» – с таких слов начиналось письмо, которое пришло на собкоровский пункт «Учительской газеты» в Воронеже после публикации статьи «Богатые останутся, а бедных не будет» в «УГ» №36 от 3 сентября 2013 года. Рисуя оптимистические прогнозы нововведений в системе оплаты труда воронежских педагогов, я тогда очень надеялась, что все будет так, как рассказывали собеседники. Увы, по прошествии двух месяцев, когда, казалось бы, самое время проявиться положительным результатам, автор письма с горечью рассказывал о другом.
«…Учителя не увидели ту систему оплаты труда, которую так красочно расписали в Департаменте образования, – писал он. – Нам уже не первый раз демонстрируют фантастические разработки систем оплаты труда, в которые включено все, что только возможно, а потом говорят, что средств в фонде оплаты труда не хватает, поэтому ограничивайтесь только частью расчетных таблиц.Так получилось и в 2013 году. В Положении об оплате труда, утвержденном Департаментом образования, гарантирована базовая часть оплаты труда, в которую включены доплаты за категории, почетные звания и стаж. Но при расчете зарплат во многих школах оказалось, что ФОТ не хватает (в первом полугодии базовая часть выплачивалась в полном объеме, несмотря на то, хватает ли средств в месячном ФОТ, ведь надо было перед президентом отчитываться). В связи с этим ввели корректирующие коэффициенты. В нашей школе он равен 0,91, то есть начисленная по расчетным таблицам зарплата урезается на 9%. Например, если учителю начислили за стаж 1000 рублей, а зарплату снизили на 2500 руб., есть ли смысл говорить о том, что в базовую часть включена доплата за стаж? В других школах понизили и на 11%, и на 16%. Из разговоров с коллегами я знаю, что с сентября зарплата практически у всех уменьшилась на 1-5 тысяч по сравнению с предыдущим годом. Где же она, гарантированная базовая часть?Понижение зарплаты произошло и в больших школах, которые вынужденно перешли на штатно-окладный вариант оплаты вместо ученико-часа. А ведь в Положении было предложено два варианта на выбор, только сделать этот выбор школам не позволили.Весь 2013 год в нашей школе не было никаких доплат, кроме оплаты часов. Сокращены с марта кружки, отменены доплаты за классное руководство, доплата за библиотеку. В апреле-мае учителя поочередно сопровождали детей при подвозе в школу, так как средств нет. И вот когда все «срезали», вводят рейтингование школ. Для чего? Чтобы показать, что малочисленные школы должны быть закрыты, так как там ничего нет?Придя работать в систему образования, мы прекрасно понимали, что не станем в ней богатыми, но мы устали от вранья и бесконечных экспериментов над нами…»Подпись под письмом была как полагается. Наш неравнодушный читатель представился полностью, даже с указанием района, школы и предметов, которые ведет. Однако, глубже вникнув в ситуацию, я пока решила не раскрывать имени нашего собеседника. Он не побоялся выразить свою позицию открыто, но ситуация, в которой находятся сегодня он и его коллеги, причем не только в его школе, но и во многих школах области, показалась мне слишком типичной. Поэтому, публикуя нашу «переписку о зарплате», я представлю его как учителя физики, живущего в рядовом селе самого обычного сельского района, каких множество на российской карте.Из ответного письма корреспондента «Учительской газеты» учителю физики:«Вы пишете о введении корректирующих коэффициентов. Почему и кем это разрешается и как это объясняют педагогам? Ведь Положение об оплате труда принимается с одобрения учителей школы. Разве бухгалтерия самолично вводит понижающий коэффициент? Или это делает директор? Вы пишете, что понижение зарплаты произошло и в больших школах. Можете ли вы назвать такие школы? Еще у вас сказано: «в первом полугодии базовая часть выплачивалась в полном объеме, несмотря на то, хватает ли средств в месячном ФОТ». Значит, со второго полугодия прошлого учебного года, то есть с января 2013‑го, ФОТ урезали? И таким же уменьшенным он остается и сейчас?..»У меня было множество вопросов. Хотелось понять, почему такая ситуация стала возможна в этой конкретной школе. В поисках информации я зашла и на сайт школы – хороший, добротный. С фотографий на меня смотрели симпатичные ребята – ученики и выпускники. Оказалось, что школа еще и малокомплектная. Но тогда она должна финансироваться особым образом – по потребности. Или я опять погружаюсь в мир фантазий?.. Спросила я об этом и своего собеседника.Из второго письма учителя физики корреспонденту «Учительской газеты»:«ФОТ был определен на 2013 год в январе (расчет шел от базовой ставки 5280 рублей). В марте 2013 года нам объявили о повышении зарплаты с января, так как базовая ставка вместо 5280 рублей стала 8144 рубля. Никакого повышения фонда оплаты труда, который был на 01.01.2013 г., не было. В связи с этим пришлось проводить очередное сокращение. Были отменены кружки (спортивный, компьютерный), доплаты за классное руководство (кроме президентских выплачивалось от 2 до 8% от оклада в зависимости от количества учащихся в классе, в денежном выражении – 200-800 рублей), за заведование кабинетами (до этого оплачивалось всего три кабинета по 340 рублей) и заведование учебно-опытным участком, за работу со школьным сайтом и обслуживание компьютерной техники.Была отменена доплата учителю, сопровождающему детей при подвозе в школу. Сокращены 0,25 ставки вожатой, доплата учителю за ведение библиотеки (1240 рублей), библиотекаря уже до этого сократили (зачем в школе библиотекарь?!). Сняты доплаты за почетное звание «Заслуженный учитель РФ» и за ученую степень кандидата педагогических наук. Остались только выплаты за часы.В таких условиях дожили до нового учебного года. Ознакомившись с новым положением об оплате труда, выслушав несколько выступлений О.Н.Мосолова (руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. – Прим. авт.), порадовались, что наконец-то нам будут платить и за стаж, и за почетные звания, причем все это войдет в базовую ГАРАНТИРОВАННУЮ часть оплаты. Но, как оказалось, радовались мы рано. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В 2011 году мы это уже проходили. Тогда нам показали длинную таблицу для расчета зарплаты со всеми надбавками, рассчитали по ней нашу зарплату, а потом сказали, что раз денег в ФОТ не хватает, то ограничьтесь только частью таблицы (оплатой за часы). На форуме департамента в Дневник.ру я опять несколько раз писал по этому поводу. Но толку…Из бухгалтерии (у нас в районе бухгалтерии в базовых школах, и они обслуживают несколько школ из школьного округа) нам привезли расчеты по новой системе. Никакого понижающего коэффициента там не было. Программа автоматически ставила коэффициент 1, даже если он оказывался меньше 1. Все согласно Положению об оплате – базовая часть гарантировалась. Потом бухгалтеров приглашали в отдел образования. И экономический отдел дал указание привести все расчеты в соответствие с ФОТ. По всей видимости, они выполняли указания Департамента образования. Появилась новая таблица для расчетов, в которой программа уже выставляла понижающий коэффициент, так как средств не хватает даже на оплату часов, не говоря о доплатах. В школе принято Положение об оплате труда на основе Положения, утвержденного департаментом (там также говорится, что корректирующий коэффициент не может быть меньше 1).Я звонил в департамент начальнику экономического отдела по поводу введения понижающего коэффициента. Мне пояснили, что это не понижающий коэффициент, а корректирующий (как будто название меняет суть дела), что все должно выплачиваться в пределах ФОТ и никаких денег до конца года нам не дадут. При попытке выяснить, почему не соблюдается то, что по Положению об оплате коэффициент не может быть меньше 1 и почему не выплачивается гарантированная базовая часть, мне посоветовали ознакомиться с другими документами о нормах наполняемости классов и о количестве учеников, приходящихся на одного учителя. На вопрос о том, что, может, нам в таблице поставить вместо 8144 меньшую сумму, ответили, что так делать нельзя.Наша школа финансируется как малочисленная, не по количеству учеников, а по классам-комплектам. Финансирование малочисленных школ «по потребности» – миф, так как эти школы приносят одни убытки. В школе у нас сейчас 42 ученика, 10 учителей и 2 администратора (директор и завуч). Сейчас у нас нет 10‑го класса (а деньги на 2013 год выделялись и в расчете на него), весь год мы не получали никаких стимулирующих выплат, а средств не хватает даже на оплату часов согласно Положению об оплате труда. Значит, нормативы финансирования занижены. Можно в расчетную таблицу вместо 8144 поставить тысяч 20, рассчитать огромную зарплату, а потом сказать, что ФОТ не позволяет вам получать такую зарплату, и ввести понижающий коэффициент. Только зачем так делать? Раз принималось новое Положение, то оно должно быть подкреплено расчетами. Сколько же можно нам показывать одно, а делать совсем по-другому?И обидно вдвойне прочитать о том, что есть финансовый резерв более миллиарда рублей, который берегут до декабря, чтобы выполнить указы президента. А почему мы сейчас должны частично работать бесплатно, если деньги есть? Да и президент говорил, что раз зарплата повышена, то понижать ее нельзя.В Положении об оплате труда сказано, что «методика расчета заработной платы учителей предлагается в двух вариантах… Выбор методики общеобразовательной организацией определяется решением трудового коллектива, оформленным в установленном законодательством порядке». Знаю, что у нас в районе некоторые школы раньше рассчитывали зарплату на основе стоимости ученико-часа. В 2013 году им просто не дали таблицу для расчета по такому варианту, поэтому они перешли на расчет на основе окладов по профессионально-квалификационным группам. Из разговоров с коллегами знаю, что зарплата снизилась на 3-5 тысяч, а у некоторых учителей и на 10 тысяч.С экрана телевизора мы только и слышим о повышении нашей зарплаты, о выделении дополнительных средств на зарплату учителям, только где это повышение? Например, у одного учителя нагрузка в 2013 году увеличилась на 1,5 часа в неделю, а зарплата выросла аж на целых 119 рублей! Представляете, учитель проведет в месяц 6 уроков и получит за это 119 рублей: то есть по 20 рублей за урок».ЭпилогНа сайте областного Департамента образования есть несколько обращений. Например, от учителей Калачеевского района с просьбой разъяснить, почему в школах применяется корректирующий коэффициент 0,75 вместо положенного – 1, из-за чего зарплата уменьшается на четверть. В ответе отдела экономического планирования, анализа и размещения заказа от 29.10.2013 кроме отписки нет ничего: «…Начисление заработной платы в каждом образовательном учреждении производится согласно принятому положению. Все выплаты производятся в пределах фонда оплаты труда».Этот факт еще раз подтверждает, что чехарда с коэффициентами сейчас происходит во многих районах и школах. И делается это специально, чтобы и в отчетах выглядеть хорошо, и в средства уложиться (или сэкономить?).Кроме того, в области действительно есть школы, которым не разрешают выбирать систему оплаты труда. Возьми они за основу «ученико-час», на их финансирование потребуется слишком много денег из бюджета, а другим не хватит… Думаю, это станет темой одной из наших следующих публикаций.Воронежская область
Комментарии