Система повышения квалификации в формировании нового человеческого капитала системы образования сама должна стать объектом модернизации, а затем и моделью, и проектным полигоном для создания новых моделей системы работы с кадрами образования. Результаты повышения квалификации – изменения в сознании, а затем и профессиональном поведении слушателей. Это конкретный набор присвоенных на определенном уровне знаний, умений, навыков, компетентностей, установок, мотивов, а также проекты, документы, создаваемые в ходе обучения и демонстрирующие достижения слушателей. Практические эффекты и ее новшества, производимые комплексным проектом в системе образования и ее социальной среде по инициативе и силами обученных кадров, то есть новая практика системы образования и те новые образовательные и социальные эффекты, к которым она приводит, – новое качество образования, новые отношения школы с обществом, новый уровень благосостояния учителя. Первый заместитель министра образования Московской области Владимир ЧАЙКОВСКИЙ думает, что можно даже отследить эти результаты, если сначала определить главные ожидаемые эффекты и ввести индикаторы их достижения.
– Владимир Георгиевич, в «Учительской газете» №46 за 13 ноября 2007 года в нашем выпуске о модернизации «Шаг за шагом. Завтра начинается сегодня» №7 мы уже рассказывали о том, каким образом в регионе обеспечивается непрерывность повышения квалификации, как выстраивается работа межшкольных методических центров. Этот разговор состоялся почти год назад. Что за это время изменилось?
– В прошлом году, когда мы затеяли проект по созданию межшкольных методических центров, координируемых Институтом открытого образования Московского государственного областного университета, мы даже и представить не могли, как они станут популярны. Почти сразу же стало очевидно преимущество подобной взаимосвязи: любая точка области оказалась в поле зрения. Эти, можно сказать, точки доступа смогли получать самую свежую информацию из первых рук. Что очень удобно и для них, и для нас. Ежемесячно координационный центр рассказывал методистам на местах, что происходит нового в мире информационных технологий и как это можно использовать. И если реализовать это было возможно, замыслы воплощались сразу. Например, появилась последняя информация о цифровых ресурсах, она тут же прогоняется по видеосвязи, под нее разрабатывается интересное программное обеспечение, и вся область уже в курсе последних тенденций. Я не говорю, что никто до этого не слышал о новоиспеченных средствах, люди читают журналы, просматривают Интернет, но тут большинство учителей заострило на этом свое внимание и увидело, в чем соль. Это очень важно.
Сейчас все чаще на семинары, посвященные повышению квалификации, приглашаются специалисты, которые в данный момент не просто занимаются интересующей слушателей проблемой, а находятся в эпицентре разработок по ее решению. Кто, как ни они, ознакомит с ноу-хау наилучшим образом, заинтересует и зажжет желание поделиться узнанным с другими.
То, что преподаватели межшкольных методических центров прошли обучение на курсах повышения квалификации в областном университете, позволило им в дальнейшем обучать коллег. Там ведь идет учеба по двум степеням защиты. Неделю слушатели работают на погружение и защищают первый проект. Потом они месяц или две-три недели делают собственный проект под руководством тьюторов и приезжают защищать второй. В итоге получают удостоверение по программе Intell и удостоверение о краткосрочном повышении квалификации за 72 часа.
То, что им по итогам их проектных защит дали право обучать своих коллег на местах, имело огромный успех. Оказалось, педагогам не надо никуда ехать, не надо пытаться попасть в квоту на курсы повышения квалификации в Педагогической академии последипломного образования, а к своему учителю-коллеге ученик-товарищ по работе может обращаться столько раз, сколько ему нужно. Да и тем, кто до сих пор учил только детей, выпадает уникальная возможность попробовать свои силы в качестве преподавателя, наставника для равных. Получить такой шанс, испытать себя в иной ипостаси, поверьте, весьма увлекательно.
– То есть таким образом вы даете трибуну учителю?
– Учителя, собираясь на курсах, обмениваются опытом. Раньше традиционно собирались предметники, и зачастую получалось так, что боязнь обидеть кого-то близкого, какая-либо зависимость друг от друга, скрытность или ложный посыл, что это никому не надо, заставляли многих свои находки от коллег утаивать. На курсах, организуемых сегодня, допустим, в областном университете, встречаются разнопредметные учителя. Выявилось, что это весьма эффективно. Они друг друга не знают, они открыты и друг от друга могут получить гораздо больше, чем на традиционных занятиях.
Открытая трибуна действительно дает беспроигрышный результат. Труды педагогов печатают, вывешивают на сайты, учителя приходят на конференции ученых мужей и рассказывают о своих наработках. И люди стали по-другому смотреть на образовательное пространство.
Маршрут, по которому может идти учитель, следует тщательно прописывать. Ему не обязателен конкретный рецепт, для педагога важна идея, и нужно просто показать ему те пути, по которым можно пойти, чтобы ее реализовать. Но он сам решает, что именно требуется извлечь из замысла, необходимое конкретно для него и его школы.
– Вы в прошлый раз рассказывали о виртуальном центре подготовки по единому госэкзамену в Солнечногорске. Актуальность темы не позволяет ей считать себя исчерпанной.
– Идея проекта была такая. В Московском государственном областном университете есть разработчики текстов и технологий ЕГЭ. Разработчик, конечно, чисто физически не сможет выехать во все районы региона. А средствами Интернета он может встретиться с максимальным числом людей. Технический специалист в школе открывает видеопортал, и к подготовке к ЕГЭ подключаются разработчики, психологи, педагоги. Психолог рассказывает, как вести себя в интерактивном пространстве. В классах могут сидеть не только ученики, но и их родители, и учителя. Запускается тестовая база, и школьники, обучаясь, имеют возможность протестировать себя самостоятельно. Девчонки и мальчишки на таких занятиях не просто просматривают варианты, они преодолевают свой страх перед прямолинейностью трактовок ответов машины, перед судьбоносностью оценок экзаменов. Этот проект пока запускается, но, уверена, он будет хорошим подспорьем и для родителей, и для детей, и для учителей. И чем он еще привлекателен: все программы в открытом доступе.
Сегодня мы соединяем все школы области в единый портал. Для самых разных нужд. Там можно будет создавать сайты любой иерархии: ученика, класса, учителя, школы. Там можно создавать учебники, не надо покупать оболочку. Там дневник есть, журнал.
Технологическая революция совершается на наших глазах – мы видим, как изменился мир вокруг нас, как меняется наша повседневная жизнь, и педагоги, воспитывающие наших детей, не должны держаться в стороне от этих процессов. У хорошего учителя может быть хороший ученик, у плохого – никогда не будет. Когда педагоги видят, что удается сделать их коллегам, их мировоззрение и отношение к работе полностью меняются. Они будто попадают в другой мир, где жизнь идет полным ходом, где постоянно рождаются новые идеи и создаются команды единомышленников, готовых их реализовать. И отстать от этого мчащегося навстречу совершенству локомотиву уже никому не захочется.
– Региональный комплексный проект модернизации образования сильно повлиял на изменение структуры методических рекомендаций усовершенствования учителей?
– В 2007 году Академия социального управления как региональный оператор проекта предложила и реализовала следующий вариант обучения кадров. В качестве главных условий успеха подготовки были определены наличие единой содержательной основы в подготовке, общая ориентация на контрольные показатели и конечные результаты комплексной модернизации образования, обязательное претворение в образовательной, управленческой практике того, что рождалось и приобреталось в процессе обучения.
При разработке содержания обучения был реализован принцип построения программ, который позволил в процессе обучения сочетать модули, общие для разных целевых групп и специализированные по конкретным направлениям проекта.
Были разработаны 16 модульных программ (от 12 до 72 часов) и учебно-методических материалов, посвященных реализации основных направлений проекта. Это и обеспечение достижения целей комплексной модернизации образования, и новые подходы к финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, и управление комплексным проектом модернизации образования, и организация государственно-общественного управления в образовательном учреждении, и подготовка школьных команд к осуществлению комплексной модернизации образования, и управление качеством образования в рамках комплексной модернизации образования, и мониторинг достижения промежуточных и итоговых результатов комплексного проекта модернизации образования, и аналитическое обеспечение работы образовательных учреждений в рамках комплексной модернизации образования, и организационно-управленческое, научно-методическое, информационное обеспечение и сопровождение реализации регионального комплексного проекта модернизации образования. Сюда же вошли разъяснения о новой стимулирующей системе оплаты труда в общем образовании – ее сущность, содержание, механизмы введения, о переходе системы общего образования на нормативное подушевое бюджетное финансирование, о развитии региональной системы оценки качества образования, о развитии сети общеобразовательных учреждений региона, гарантирующем обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства.
По разработанным программам в прошлом году были обучены члены муниципальных и школьных команд. По отдельной специально разработанной программе и уникальным пособиям были подготовлены тьюторы, которые затем обучали в пилотных районах школьных общественных управляющих – членов управляющих советов.
На прошедшей августовской педконференции губернатор Московской области Борис Громов отметил нынешнюю работу системы повышения квалификации педагогов региона как вполне соответствующую чаяниям времени.
Комментарии