Для тех, кто не знает, – редко школа имеет такое оборудование, как у гимназии №1518. Поэтому известие, что она стала первой образцовой школой SMART, мало кого удивило. Гости, которые в этот торжественный день приехали в гимназию, – заместитель префекта СВАО Валентина Заботина, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Каганов, начальник Северо-Восточного окружного управления образования Валентина Кобозева, директора и педагоги столичных школ – порадовались новому статусу гимназии вместе с педагогическим коллективом.
Торжественную церемонию открыла директор гимназии доктор педагогических наук, профессор Марина Фирсова: «Мы стремимся, чтобы наши гимназисты получали, изучали и присваивали новую информацию современными способами, работали творчески, исследовали, общались и обменивались знаниями посредством обучающих средств на основе IT. Статус «Образцовая школа SMART» – яркое подтверждение наших успехов в этом направлении, продукты SMART дают возможность нашим ученикам уверенно шагать в ХХI веке». «Как известно, программа «Образцовая школа SMART» была создана для образовательных учреждений, которые эффективно внедряют современные технологии в свою практику работы, – сообщил региональный менеджер SMART в России и СНГ Виктор Поповский, – программа была разработана для поддержки школ, использующих продукты SMART, чтобы представить их в качестве образца и примера для других школ. Учителя образцовых школ SMART готовы делиться своими наработками и идеями с коллегами».Марина Михайловна довольно подробно рассказала о том, как шаг за шагом гимназия стала лидирующим инновационным образовательным учреждением столицы, где классы полностью оснащены современным интерактивным оборудованием SMART. Гимназия №1518 – непростое образовательное учреждение, она давно уже работает как базовая школа Финансовой академии при Правительстве РФ. Такой высокий статус заставляет соответствовать и обучать ребят на самом высоком уровне, используя для этого самые современные информационные технологии.В 2000 году педагогический коллектив решил создать информационную и образовательную среду в школе для достижения высоких образовательных стандартов как для учеников, так и для учителей. Денег ни у кого не просили, зарабатывали их исключительно своим умом. С первой программой развития победили в ПНПО, затем со второй программой заслужили победу во второй раз, заняв первую строчку в рейтинге московских школ – участников конкурса. Победы дали в копилку два миллиона, которые было решено инвестировать в оборудование. Существенным вкладом стали гранты, полученные в результате конкурса «Строим школу будущего», в рамках которого гимназия выбрала направление «Школа информатизации», и в конкурсе «Образование без границ». Так, шаг за шагом появлялись в гимназии деньги для приобретения цифрового оборудования прежде всего для классов. Компания POLIMEDIA, дистрибьютор канадской компании SMART Technologies на территории России, еще в 2002 году доставила и установила первые интерактивные доски SMART Board. Теперь в гимназии уже 45 интерактивных досок, с которыми работают учителя, прошедшие обучение: POLIMEDIA помогла организовать в школе IT-академию и студию SMART-ART для подготовки учителей. Сегодня в гимназию приходят учителя из других московских школ, приезжают целые группы педагогов и управленцев из других регионов. Подготовительные курсы состоят из трех уровней, где учителей обучают, как правильно пользоваться оборудованием, дают для них открытые уроки и устраивают мастер-классы.Как отметила Марина Фирсова, и учителя, и ученики сделали для себя открытие – с интерактивными досками SMART Board можно работать более продуктивно. Все учебные кабинеты оборудованы АРМ учителя, там есть современное интерактивное оборудование, доступ в локальную сеть гимназии (ЛСГ), в Интернет, поливалентная лекционная аудитория, многофункциональный класс «Трансформер», интерактивная студия цифрового искусства «SMART-ART», учебная студия видеоконференций, учебно-исследовательская лаборатория по естественным наукам «Эксплораториум», сенсорная комната. Все это позволяет в полной мере реализовывать новые сценарные решения любых видов учебных занятий, используя современные образовательные технологии. Создание информационно насыщенной образовательной среды гимназии позволяет не только совершенствовать образовательный процесс, но и повышать мотивацию учащихся к успешному освоению образовательной программы. Безусловно, особый интерес вызывает школьная лаборатория для предметов естественно-научного цикла «Эксплораториум», получившая свое название по аналогии с музеем науки в Сан-Франциско и начавшая работу в гимназии в 2009 году. Лаборатория выросла из элементов технопарка и включает в себя компьютер с выходом в Интернет, проектор и интерактивную доску Smart-board, электронную метеорологическую станцию Weatherlink Vantage Pro2, спектрометр Oceanic Optics, цифровые микроскопы, камеру 20-кратного увеличения, многофункциональный электронный аппарат, определяющий коэффициент соответствия роста и веса человека. Электронная метеорологическая станция – профессиональная станция, предназначенная для контроля таких метеорологических параметров, как температура, относительная влажность, атмосферное давление, уровень осадков, скорость и направление ветра, показаний текущего солнечного излучения, суммарного испарения, ультрафиолетового излучения. Информация передается в дождевой коллектор, анемометр и несколько встроенных датчиков. Программа позволяет автоматически записывать данные 1 раз в минуту, визуализировать более 100 графиков различного типа, при этом учащиеся имеют возможность анализировать данные и делать прогнозы погоды. Микроскопы и камера 20-кратного увеличения широко применяются при изучении физико-химических свойств веществ, очень удобны для изучения горных пород и минералов на уроках географии, на уроках биологии ученики с их помощью изучают строение насекомых. Цифровые микроскопы позволяют не только увидеть клетки, но и сохранить цифровое изображение на компьютере. Многофункциональный электронный аппарат, измеряющий ультразвуковым методом рост, вес, индекс массы тела (ИМТ), показывает зависимость массы тела от роста и выражен в кг/м2. ИМТ более точно, чем измерение веса, характеризует обменные процессы в организме человека, связанные с изменением массы тела. Спектрометр позволяет исследовать взаимодействие света с веществом, определяет зависимость интенсивности проходящего света от концентрации вещества в растворе, длины волн, которые взаимодействуют с атомами и молекулами, а также позволяет измерять количество света, поглощенного или излученного на какой-либо определенной длине волны. Проектор и доска Smart-board позволяют создать банк уроков. Моделирующие программы компьютера дают возможность глубже понять процессы, происходящие в клетках, принципы работы органов и систем, закономерности эволюции и экологических процессов. Опыт работы «Эксплораториума» показал, что оборудование, используемое на уроках и при других формах организации учащихся, способствует их творческому исследованию, овладению навыками практической деятельности, учит школьников умело пользоваться современными технологическими и информационными средствами, позволяющими заглянуть внутрь явления и самому найти ответы на поставленные вопросы. Учителя гимназии адаптировали все это оборудование для работы в школе, разработали методические пособия для использования его в учебных целях. Результатом стало улучшение качества усвоения материала на уроках практической направленности. На семинарах, проводимых в рамках ресурсного центра гимназии, эти пособия были презентованы и получили хорошие отзывы учителей-практиков естественно-научного цикла. «Эксплораториум» активно используется не только на уроках, но также в работе элективных курсов, исследовательской и проектной деятельности гимназистов.Словом, гимназия стала серьезным учебно-научным комплексом, обладающим для этого всем необходимым оборудованием. Это подтвердила директор питерской гимназии №56 Майя Пильдес – диалог двух директоров шел в виртуальном пространстве, благо оборудование позволяло установить такую связь. Разноуровневая система видеоконференций в гимназии используется как интерактивный инструмент, включающий аудио-, видео-, компьютерные и коммуникационные технологии для осуществления связи с удаленными собеседниками в режиме реального времени. В гимназии оборудован интерактивный учебный кабинет «Студия образовательных видеоконференций», активно используются две передвижные системы видеоконференции. В результате административная команда, педагоги, учащиеся, родители становятся участниками телемостов, проводят интерактивные учебные, рабочие видеоконференции, обучающие мероприятия, семинары с различными образовательными учреждениями России. Учащиеся гимназии через систему видеоконференции принимали участие во многих научно-практических конференциях гимназий №56 Санкт-Петербурга и №3 Новосибирска. Таким образом, педагоги и ученики могут преодолевать барьеры расстояния, оперативно решать вопросы, связанные с управлением и оптимизацией образовательного процесса, поддерживать профессиональную связь с коллегами из других школ Москвы и регионов России.Вообще самого различного оборудования в гимназии много: 352 персональных компьютера (из них в локальных сетях – 101, в Интернете – 90), 52 АРМ учителя, 22 копировальных аппарата, 111 принтеров, 54 сканера, 5 видеокамер, 3 цифровых фотоаппарата, 8 ноутбуков, 53 телевизора, 65 мультимедийных проекторов, 45 интерактивных досок SMART, 2 интерактивных стола SMART TABLE, 13 документ-камер, 184 ноутбука Apple, 8 различных видов аппаратуры для видеоконференций, 68 камер для видеонаблюдения. Причем пока я все это перечисляю, вполне вероятно, что количество оборудования уже увеличилось.Первая часть праздника закончилась весьма торжественно: региональный менеджер SMART в России и СНГ Виктор Поповских вручил Марине Фирсовой золотистую доску, которая теперь установлена в школе, – своеобразный сертификат, подтверждающий то, что гимназия стала образцовой. А дальше началась вторая часть праздника: гостей повели по школьному зданию, предлагая войти в классы и на практике посмотреть, как работает оборудование в реальном учебном процессе (хотя в принципе можно было обойтись и видеопутешествием по классам – аппаратура это позволяет). В гимназии десять учебных кабинетов интегрированы в единую образовательную среду на основе внутренней системы видеосвязи, которая включает цветные сетевые IP-камеры с интегрированной функцией автоматического определения панорамы, наклона и масштабирования. Такое оборудование в гимназии широко используется в работе с классными руководителями, учителями-предметниками, родителями, позволяет реализовывать учебные проекты с учащимися, проводить интегрированные уроки. Классные руководители не всегда могут посетить уроки своего класса, запись IP-камеры помогает им в режиме просмотра обсудить оптимальность рассадки учеников, взаимоотношения между одноклассниками при работе в парах, подгруппах, особенности поведения, эмоциональных проявлений ребят при ответе у доски, с места, заинтересованность в работе. Наблюдая за поведением ребенка или класса на уроке, учителя понимают причины невнимания, демонстрационного поведения, а позже могут провести с коллегами-предметниками совместный анализ причин такого поведения. Молодые специалисты не всегда могут своим вниманием охватить весь класс, бывают зажаты, неуверенны. Записи урока помогают им обнаружить свои трудности, изменить стратегию поведения, совершенствовать педагогическое мастерство. В нынешнем учебном году опыт такой работы с молодыми педагогами представлен на 6 обучающих семинарах, организованных специалистами ресурсного центра гимназии. Внутренняя система видеосвязи помогает сделать открытый урок эмоционально безопасным для детей. Когда на открытый урок приглашают родителей, дети, а особенно малыши, могут повести себя по-разному: кто-то волнуется, у кого-то проявляется демонстративность поведения, кто-то замыкается и боится отвечать. Чтобы избежать этого, педагоги приглашают родителей просматривать урок по IP-камере. Это эмоционально безопасно для ребят, родители могут сразу задавать вопросы заместителю директору, который находится вместе с родителями, обсуждать увиденное. В прошлом учебном году гимназия провела 9 открытых уроков для родителей учащихся. Система видеосвязи также используется в организации гимназической научно-практической конференции. Участники разных секций включаются в работу друг друга, обсуждают результаты, задают вопросы. Результатом стало оживление профессиональных связей среди педагогического коллектива гимназии, расширение форм работы с учащимися, родителями.Мы ходили из класса в класс, заглядывая в начальную школу и любуясь, как малыши вдохновенно пользуются интерактивными столами для групповой работы, замирая на уроках математики при виде того, как ученики легко чертят на смарт-досках любые геометрические фигуры, радуясь, как на уроках русского языка ребята множат свои познания. Есть школы, где компьютеры пылятся в ожидании, когда кто-то наконец начнет на них работать, в гимназии №1518 вся техника в действии. Тут цифровую технику поставили на то место, которое ей предназначено, – место современного инструмента – помощника в учебном процессе.Завершился праздник третьей, и самой необычной, частью. В гости к гимназистам пришла талантливая японская пианистка, которая показала свою виртуозную игру. Но игрой все не ограничилось: пока пианистка играла, одна из учительниц рисовала на смарт-доске свою картину, а недалеко две девочки делали свой рисунок. Но и это еще не все: в классах, где происходящее в зале транслировалось, дети слышали музыку, и тут тоже кипела работа – ученики начальной школы тоже делали свои рисунки, которые подарили гостям на память. Надо сказать, что учащиеся гимназии активно осваивают цифровое искусство. Под звуки музыки, используя всевозможные изобразительные приемы письма, акварель, мозаичное изображение, дети создают свои работы. Основными результатами стали, например, участие и победа в международной выставке-конкурсе цифрового искусства SMART-ART. На Рождественском бьеннале мультимедийных интерактивных инсталляций, которое проводит Российский государственный гуманитарный университет, в прошлом году учащиеся представляли свои работы, выполненные в программе DIGITAL SMART ART, и получили дипломы участников. Картины, выполненные в стиле цифрового искусства, украшают гимназическую столовую. Учащиеся и учитель изобразительной деятельности Н.Корнилова принимали участие в заключительном туре и награждении победителей конкурса «Учитель года-2010», где также демонстрировали свое мастерство в программе DIGITAL SMART ART.Завершающая нота праздника была удивительно трогательным событием: Марина Фирсова преподнесла гостье из Японии не виртуальную, а обычную, но очень оригинальную картину. Этот подарок стал символическим выражением солидарности с японским народом, пострадавшим от землетрясения.
Комментарии