search
main
0

Гимназия развивает диалог культур

​Модернизация образования в России определяет в качестве ключевого понятия «развитие личности». Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию развития, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать жизненные и профессиональные задачи.

Глобализация представляет собой объективную реальность, она требует от школы новой целевой ориентации, учета роста международной открытости, взаимодействия между странами, постепенного создания общего рынка труда. Гимназия №1527 создает условия для своих учащихся, чтобы вступать в диалог культур, рассказывать о духовном наследии нашей страны, развивать умение ориентироваться в культурном наследии, традициях других народов, воспитывать толерантность, чуткое отношение и интерес к жизни других людей, уважение к личности каждого человека.Наша гимназия более сорока лет реализует программы международного сотрудничества. Партнерские отношения с зарубежными странами дают возможность создать обогащенную социальную развивающую среду, что позволяет нашим выпускникам чувствовать себя уверенно в ситуации общения с жителями других стран. Будучи носителями культурного и исторического наследия нашей страны, учащиеся гимназии могут глубоко и продуктивно анализировать особенности социального уклада других народов.Основные задачи международного сотрудничества можно разделить на три группы. Это:    Образовательные задачи, которые включают углубление и совершенствование знания иностранных языков, расширение тезауруса родного языка, развитие коммуникативных кросскультурных компетенций.    Воспитательные задачи, предполагающие организацию межкультурной коммуникации, формирование знаний о культуре зарубежных стран, формирование осознанного отношения к российской культуре в рамках развития международного сообщества.    К социально-психологическим задачам относят содействие самоактуализации и социализации учащихся в поликультурном обществе, формирование осознанного и толерантного отношения к культурно-специфичным особенностям жизненного уклада жителей различных стран.Наша гимназия участвует в программах безвалютного обмена (учащиеся и педагоги) с 1974 года с ГДР и с 1987 года с ФРГ. Круг партнерских школ: четыре школы Германии из городов Ветцлар, Марбург, Унна, Раудерфен. Мы принимаем и направляем группы учащихся один раз в два года, в 2014 году такой обмен состоялся с гимназиями городов Унна и Раудерфен. Пребывание учащихся нашей гимназии в партнерских городах предоставляет для детей отличную возможность ознакомиться с культурными, социальными, экономическими особенностями жизни жителей Германии, изучить сходства и отличия семейных отношений. Большой интерес у учащихся вызывают учебная деятельность в немецких школах, общение со сверстниками на немецком языке, сравнение образовательных и профориентационных программ двух стран.Другое направление сотрудничества – обучение учащихся 10-го класса нашей гимназии в школах Германии в течение трех месяцев. Программа доктора Гебеля действует уже более 20 лет при поддержке фонда Бош, за это время доктор Гебель опробовал более 10 различных программ, почти во всех участвовали учащиеся нашей гимназии – в сельхозпрограмме, программе выживания. Последние годы наибольшее распространение получила учебная программа. Десятиклассники после успешного прохождения собеседования начинают переписку с семьей, в которой они будут жить три месяца, и затем в конце апреля уезжают для обучения в Германию. Немецкие семьи уделяют много внимания нашим ученикам: много рассказывают о Германии и эффективно организуют театральную, музейную, экскурсионную программы. Благодаря таким поездкам в дружеские контакты включаются и семьи гимназистов: родители учащихся переписываются, встречаются, вместе путешествуют, дружат еще долгие годы. Можно сказать, что такого рода сотрудничество представляет собой хороший пример народной дипломатии – сотрудничества жителей разных государств на семейном уровне.Ежегодно наши выпускники проходят международную аттестацию на получение SPRACHDIPLOM. Подготовка начинается с 9-го класса. Совместно с научным руководителем – педагогом – учащиеся выбирают актуальную тему для проведения исследования. Выборка научного исследования всегда международная (Россия – Германия). Учащиеся защищают международный диплом на уровне экспертов из Германии.У нашей гимназии сложились тесные контакты с первым русским лицеем культурного фонда «Соотечественники» в Вене. За последние годы в рамках безвалютного обмена были организованы несколько учебных поездок. Все они способствовали культурному обогащению, углублению лингвистического образования гимназистов. Гимназия №1527 поддерживает также постоянные контакты с немецкой школой имени Гааза при посольстве Германии в Москве. Учащиеся этой школы регулярно посещают уроки в нашей гимназии, участвуют в дружеских встречах по футболу и баскетболу, в совместных конференциях, круглых столах.Гимназия стремится разнообразить содержание зарубежных поездок учащихся, основной целью поездки в Мюнхен осенью 2014 года было участие гимназистов в проектах и квестах, подготовленных немецкой стороной. Все участники получали листы с заданиями на немецком языке. Для выполнения заданий нужно было общаться, устанавливать различные социальные контакты, проводить микроисследования, критически осмыслить полученную информацию, представлять и защищать свою итоговую презентацию.Международное сотрудничество нашей гимназии со школами Германии, Австрии способствует личностному росту наших гимназистов, развитию кросскультурных, лингвистических компетенций, расширяет возможности межкультурной адаптации и социализации.Еще одно направление международного сотрудничества – международные ученические проекты. Ежегодно Министерство культуры и образования Земли Сев. Рейн – Вестфалия приглашает к участию в 10-15 проектах, более 100-150 детей нашей гимназии разрабатывают и отправляют свои проектные работы. За годы плодотворной работы учащиеся гимназии №1527 реализовали десятки международных проектов по различным темам: «Легенды и тайны Москвы», «Город будущего», «Моя любимая песня», «Реклама места, где я живу», «Герои сказок братьев Гримм живут сегодня среди нас» и многие другие. Все проекты требовали поиска и осмысления информации, проведения социологического опроса, анализа и обобщения полученных данных в контексте разных культур, многие учащиеся гимназии становятся победителями и призерами международных проектов. В 2013-2014 учебном году учащиеся нашей гимназии принимали участие в экологическом исследовательском лагере МеТеУм в Германии.Ежегодно в начале апреля (в 2015 году уже в шестой раз) для учащихся 5-8-х классов проводят фестиваль немецкого языка, который в значительной степени способствует повышению мотивации к учению в целом через углубленное знакомство с культурой, историей, традициями немецкоязычных стран и обеспечивает естественную интеграцию практически всех учебных предметов (литература, биология, география, ИКТ, история) с немецким языком. Необходимую поддержку нам практически всегда оказывают наши партнерские школы при проведении визуальных экскурсий, онлайн-конкурсов. Ярким событием в жизни нашей гимназии были дни немецкого языка в саду «Эрмитаж» в сентябре 2014 года.Ежегодно наша гимназия проводит научно-практическую конференцию «Диалог культур», на которой учащиеся Москвы представляют исследовательские проекты. Особенность этой конференции состоит в том, что автор сам определяет, на каком иностранном языке будет представлять проект перед экспертами, на каком иностранном языке будет отвечать на вопросы. Таким образом, авторы исследовательских проектов показывают свою готовность представлять работу на двух иностранных языках. Партнерские школы из Германии оказывают нам свою поддержку при разработке активизирующих технологий при проведении конференции.Важным направлением международного сотрудничества стал обмен педагогическим опытом. В гимназии во время пребывания группы учащихся из Германии мы используем для обмена педагогическим опытом семинары, мастер-классы, заседания круглых столов, в которых принимают участие педагоги из Германии и России: международный круглый стол (Россия – Германия) «Технологии работы с одаренными учащимися в школах России и Германии»; международная научно-практическая конференция (Россия – Германия) «На пути к профессии»; заседание круглого стола с руководителями делегаций «Психолого-педагогическое сопровождение оптанта». Подобный обмен профессиональным опытом способствует расширению внедрения инновационных технологий в образовательный процесс гимназии, расширяет пространство педагогических действий педагогов и позволяет сформировать образовательную модель с учетом мирового педагогического опыта.Повышению компетенций (социокультурной, кросскультурной, коммуникативной) как наших детей, так и немецких способствуют международные игры – дискуссии, которые проводят психологи гимназии по различным актуальным проблемам:    Международная деловая игра «Творческая одаренность»: гимназия №1527, учащиеся г. Унна (Германия), г. Марбург (Германия).    Деловая игра с учащимися (Россия – Германия) на немецком языке «На пути к профессии».    Международная конференция по проблемам экологии (Россия – Германия); деловая игра на немецком языке «Строим дом под водой».    В рамках международного форума «Разные культуры – единый мир» проведена деловая игра «Город – содружество разных культур» (Москва, Польша, Венгрия, Эстония, Беларусь, Болгария).    Телемост (видеоконференция) Москва – Париж – Рыбинск «Мои права и обязанности» в рамках II Международного молодежного форума «Территория безопасности» в поддержку общественного движения «Россия без жестокости к детям». В 2014-2015 учебном году гимназия №1527 начала активную переписку со школами Швейцарии по установлению партнерских отношений.Все участники образовательного процесса гимназии (учащиеся, родители, педагоги) заинтересованы в расширении международного сотрудничества для эффективной адаптации в социокультурном международном пространстве.Елена КАДЫКОВА, директор гимназии №1527

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте