Тут вообще все какое-то свое, домашнее. В учительской, в кабинетах – чайники, самовары, двери нараспашку, куда ни зайдешь, первым делом спрашивают: «Может, чайку хотите?» И лица у всех открытые, добрые, улыбчивые. За несколько дней пребывания в гимназии я так и не увидела ни у ребят, ни у взрослых ни одного хмурого, замкнутого лица.
Дверь кабинета директора гимназии Стеллы Николаевны Цымбалюк всегда настежь.
С порога впечатление – строгая, сдержанная, легкий прищур темных глаз, короткая стрижка, брючный костюм. Но начинает говорить, особенно о детях, – и глаза теплеют, округляются, выдавая бездонную доброту, лицо освещается мягкой, чуть застенчивой улыбкой.
Но на откровения о себе ее вытянуть совершенно невозможно. «Жаловаться о своем не умею», – твердо скажет, поджав губы. Сдержанная. Гордая. И разговор сразу переводит на учителей, ребят, гимназию, общие проблемы образования.
«Школа для нее даже не второй, а первый дом», – говорят о ней учителя. «В жизни одно спасение – прийти сюда, – признается она сама. – И не в директорский кабинет, а в классы, к детям».
Сама она школу заканчивала в хрущевскую оттепель. Отряды юных макаренковцев, дзержинцев, комсомольские собрания до десяти часов ночи… Сразу пошла работать в школу и учиться в пединститут. Вспоминает, как их, четырех студенток-второкурсниц, отправили в палаточный лагерь с сотней «трудных» детей. Секретарь горкома комсомола помог поставить палатки – а дальше, мол, сами крутитесь. «Время такое было, – вздыхает она. – Доверяли людям, а не инструкциям».
Потом – Дом пионеров, затем учительство и вскоре директорство в школе. И тут опять – ветер перемен. «Вторая оттепель, можно так сказать?» – вспоминает Стелла Николаевна перестройку Горбачева. Движение педагогов-новаторов, новые типы образования… Школы бурлили, всем хотелось создавать что-то новое, особенное. Их школа была обычной, массовой. Но уже крепко подружились и сработались с преподавателями политехнического института: экономистами, математиками. Решили создавать новый тип школы – экономическую гимназию. Начальство сказало: ищите сами помещение. То, что удалось найти, Стелла Николаевна вспоминает с ужасом: «Здание было похоже на Дом Павлова в Сталинграде»… Въехали в январе, шел капитальный ремонт. Ни мебели, ни оборудования, ни раздевалки (одежду оставляли в классах, как в сельской школе военных времен). Писали прямо на стенах: не было даже классных досок. «Но зато мы этот дом строили все вместе – учителя, дети, родители. Потому она так и дорога нам. Каждый гвоздик вбит своими руками. Мыли, пахали все до единого – даже бабушки и дедушки. И на первом же празднике ввели звание «Лучшая бабушка гимназии». Две бабульки так прониклись общей заботой, что подарили мне огромный набор свечей: «А вдруг у вас свет отключат?» Один мальчик собственноручно помыл все окна в здании, другой – все карнизы. Двое парней таскали на себе рояль… Просто чудо, что никто себе ничего не сломал, никто никуда не провалился. Я думаю, что вот сейчас на такое я бы просто уже не решилась».
Естественно, с тех пор и поныне ребята по-особенному относятся к сохранности всего имущества, к чистоте в классах и кабинетах. Здание бывшего ПТУ старое, построено в 1952 году, время от времени прорывает отопление, хлещет вода, но ребята не паникуют, все знают, что делать. Тряпки, ведра разбираются мгновенно, а в последний раз из затопленной библиотеки все книги ребята, стоя по колено в воде, перетащили в актовый зал всего за 20 минут. И на ближайшем празднике ввели новую номинацию: «Лучший спасатель».
Это учебное заведение одним из первых в Москве получило статус гимназии (1990 г.).
Введение в экономику начинается только в 9-м классе, но в преподавании и экономической географии, и иностранных языков (отдельный бизнес-курс), и других предметов присутствует «экономический компонент». Стелла Николаевна убеждена: нельзя давать экономику за счет математики, русского языка. Я уже поняла, что профиль гимназии нисколько не подминает здесь под себя разностороннее развитие детей. Поступление выпускников в вузы – стопроцентное, но само по себе это уже не показатель, считает Цымбалюк, ведь многие поступают просто на платное отделение. А все выпускники 1503-й успешно сдают экзамены на бюджетные места. Сложность еще и в том, что на экономических факультетах разных вузов сдаются разные экзамены, требования к одному и тому же предмету тоже резко разнятся. Потому в гимназии старшеклассники в основном занимаются по индивидуальным учебным планам, сами выбирая себе предметы или спецкурсы с прицелом на будущий вуз. Кроме того – конференции, исследования, семинары, участие в городских экономических саммитах…
И все же главное – общее интеллектуальное, духовное развитие, человеческие качества выпускников. Директор, например, очень гордится тем, что многие выпускники выбирают педагогические вузы, значит, подействовал пример самих педагогов гимназии. Здесь работают не просто сильные предметники. Но, как кто-то из них признался, «влюбленные в детей и в свой предмет». И очень доброжелательные друг к другу. «Так уж подобрались люди – хорошие, порядочные. Вернее, так директор подбирала, – уточнил учитель географии и экономики Андрей Игоревич Парамонович. – Интеллигентность – вот, пожалуй, главное качество в нашем педколлективе. Никаких дрязг, интриг – даже намека на них нет. И полное доверие между собой и к ребятам. Видели, у нас ведь кабинеты никогда не запираются, даже в голову не приходит, что что-то может пропасть».
Детей принимают по главному критерию: есть ли мотив, желание учиться? Больше всего детей из семей врачей, учителей, военнослужащих. «Наших «новых нищих», – невесело усмехается Стелла Николаевна. – У которых доходы весьма средние, но образование продолжает быть очень высокой ценностью. Ездят со всех концов Москвы, некоторые ребята тратят по полтора часа на дорогу в один конец. Старшие дети приводят сюда младших братьев и сестер. Есть дети и из рабочих семей, и из семей «новых русских». Но у нас для всех правила общие, все дежурят, все убирают. Бывает, богатенькие родители заявляют: «Нам легче заплатить вам за уборку, но пусть наш ребенок в ней не участвует». Им я сразу отвечаю: «Тогда идите в другую школу».
Ни в одежде, ни в манерах, ни в стиле поведения в ребячьей среде нет здесь никаких «сословных» различий. Чаще всего для характеристики своих отношений они мне называли слова с корнем «взаимо»: взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание. Впрочем, как и педагоги – о своей среде. Из всего этого и складывается та ценность, которая царит здесь наравне с культом знаний: психологический комфорт, душевный уют, теплота – то, что все они называют словом «атмосфера».
…Среди многочисленных опросов на вопрос о самой любимой форме работы все гимназисты, не сговариваясь, отвечают: «Выезды!» Имеется в виду выездная (или полевая) практика.
Осенью, зимой и весной все ребята с 5-го класса выезжают за город с ночевкой. И там, на природе, совсем по-особому проходят «уроки» по экологии, биологии, ботанике, географии, физике, химии, ОБЖ. А конференция «Глобальные проблемы современности» шла с 10 утра до 7 вечера. («Нарушили все правила дидактики!» – довольно смеются учителя).
– Природа – это жизнь! – вдохновенно поясняет инициатор выездов, зам.директора по науке, она же учитель биологии Людмила Николаевна Дорохина А дети же сейчас с родителями почти не выезжают за город, в лес. На Канарские острова летают, а родное Подмосковье в глаза не видели. И вот – море восторгов при виде живой белочки. А вот вам живая география: ребята выкапывают шурф на два метра глубиной и наглядно, ладошками изучают разные слои почвы. Еще проводим ежечасный «мониторинг» воды, воздуха, температуры…
– …И каждый час мне отзванивают о результатах! – с улыбкой добавляет Стелла Николаевна.
А педагоги продолжают перечень полевых занятий: описание биоценоза леса, изучение химического состава воды, ночное ориентирование… В прошлом году на этом ориентировании среди команд оказалась одна полностью девчачья, где все, как выяснилось, жутко боялись темноты. И вдруг у них отказали фонарики. Из оврага донесся жуткий вопль! Мальчишки оказались рыцарями: бросив свой маршрут, бережно вывели трусих из оврага.
Ну и, конечно, одно дело «выживать» в классе по учебнику, и совсем другое – в естественных условиях. Где никто за тебя костер не разожжет, а на нем еще и пищу надо сварить, а после обеда управлять катамараном, переправляться по канату через овраги… Вячеслав Николаевич Корольков, преподаватель ОБЖ, свидетельствует: «Раньше четырех часов утра не засыпаем». А с утра снова каждая секунда на счету, педагоги заранее «прессуют» массу материала, чтобы впихнуть его побольше в эти живые уроки. Через сутки – автобус уже со следующим классом, и заново закручивается карусель знаний, а ведь за этот «прессинг» никто педагогам недоплачивает, и тем не менее они счастливы не меньше ребят.
Есть еще один мощный магнит, притягивающий всех без исключения: актовый зал. «Будто он медом намазан», – шутливо ворчит директор. Там на сцене всегда что-нибудь репетируют, либо идут многочасовые представления (тут их называют просто концертами), либо итоговые уроки в виде театрализаций. У них даже своя песенка есть на известный мотив:
Не упрекай меня, постой,
Что я сегодня не с тобой.
Ведь я опять иду в гимназию на репетицию…
В этой экономической гимназии все танцуют, играют, поют. Одиннадцатиклассники говорили мне, что гимназия дала им прежде всего культуру и – творческое начало.
«Даже если мой ученик станет бизнесменом, пусть старается все делать красиво», – считает Наталья Владимировна Пугачева, учитель музыки и зам.директора по воспитательной работе. Кстати, самая молодая среди заслуженных учителей России. Феерия праздников, блистательных концертов – это ее рук дело. Сама она училась в музыкальном училище по программе Кабалевского, в его школе проходила практику.
Впервые попав сюда именно в День гимназии (их главный праздник), я была поражена пестрым разнообразием костюмов, ролей, мини-спектаклей, стилем танцев и песен, их бешеным темпом. И – уровнем. Мастерством. Вот именно: тут не было обычной «школьной самодеятельности». И не просто профессионализм, а именно мастеровитость (в булгаковском понимании слова «Мастер») – вот какое определение больше всего подходит к этой молодой женщине с гривой волос, как у ее однофамилицы.
Казалось бы, всем известно, что уроки музыки – дело несерьезное. Но только не в этой гимназии.
…Столы стоят амфитеатром, в проходах – шестиклассники. Наталья Владимировна берет аккорд на гитаре и поет: «Здравствуйте ребята, добрый день». А они отвечают ей в той же мягкой, плавной песенной интонации: «Здравствуйте, учитель, добрый день». И тут же в стремительном темпе начинаются упражнения: произнести звук «о» с закрытым ртом, или «носки врозь, руки за спину, приседаем, даем объемный звук». Рука Натальи Владимировны движется вместе с мелодией, рука поет и «танцует», то виртуозно взмахивая вверх, то прищелкивая пальцами. Учительница учит и ребят тому же: «На прямой ладошке держите звук, слушайте его». Будто звук – нечто вполне материальное, некое нежное и хрупкое существо.
Я уже поняла, что на ее уроках все песни – «двигательные». Танцевальные. Такая вот дискотека «за партами». «Мне ведь важно, чтоб они в жизни сумели красиво двигаться, преподнести себя», – поясняет она мне потом. А пока – следующая песня «Космический рок-н-ролл». «Напоминаю темп, только не кричим, а поем. Кстати, а что значит по-английски «рок-н-ролл?» «Крутиться и вертеться!» – опять ликует хором шестой класс.
На столах у ребят – толстые самодельные песенники.
– Вначале я работала строго по программе. Но вскоре стала включать в наш репертуар то, что считала важным и нужным и чем увлекалась сама. Начинала с пионерских, комсомольских песен – ведь среди них много красивых, с прекрасной мелодикой. Затем мы с ребятами запели бардовскую песню, а вот сейчас кое-что берем и из эстрады. А для начальной школы многое приходится сочинять самой. К сожалению, сейчас композиторы очень мало пишут для младшего возраста.
Впрочем, всяческое сочинительство вполне в духе этой гимназии. На уроках по зарубежной литературе ребята сами переводят стихи Киплинга и сами сочиняют к ним музыку. Гимн гимназии сочинил выпускной класс вместе с Натальей Владимировной.
– Но больше всего я ценю песни, в которых есть образ Родины, России. Я патриот, – с легким смущением улыбнулась она.
…Каждый вечер в выездном лагере ребята заканчивают торжественным исполнением Гимна России. Но ни слова, ни полслова за все эти дни никем не было сказано о «воспитании патриотизма, гражданственности». Здесь это не патетика, не слова, а живые чувства. А чувства лучше не забалтывать – ими нужно жить. По ним работать.
На этот «камертон» настроено сердце и самой Стеллы Николаевны. Интуиция, что ли, сработала: за год до смерти Маресьева она успела пригласить его в свою гимназию. В новые времена оказался «невостребованным», попросту забытым. Фильм «Повесть о настоящем человеке» смотрели с ним вместе, после чего засыпали гостя шквалом вопросов. Один пятиклассник не удержался и спросил: «А что, и вправду у вас нет ног?» Маресьев пригласил мальца на сцену, усадил рядом с собой и, подняв немного штанину, обнажил протез и предложил: постучи! Мальчишка постучал, после чего гордо объявил всему залу: «И вправду это просто деревяшка!»
Удивительно, как быстро заволакивает трава забвения в сознании юной поросли имена героев, события, слова, целые понятия. На экзамене по экономике в 11-м классе парнишка никак не мог ответить, каким словом называется нехватка товаров. Экзаменаторы подсказывали: с буквы «д» начинается. Но он продолжал смущенно молчать. «Дефицит!» – вынуждены были ответить сами педагоги, и все почему-то рассмеялись.
Шут с ним, с дефицитом товаров, – пусть они его и вовсе никогда не узнают. Но Стеллу Николаевну тревожит, что нынешние ребята понятия не имеют, кто такой Сахаров, Лихачев… И тут же, поведав мне это «открытие», она начинает уже сама с собой вслух прикидывать, как они проведут в гимназии Сахаровские чтения, Лихачевские чтения… Первые будут по естественным наукам, вторые – по гуманитарным… Кстати, есть у них и собственное научное общество «ГНОМ» (гимназическое общество мудрецов).
Обходим с ней здание гимназии. Стены окрашены нежными тонами, на окнах – опрятные белые занавески или жалюзи. Чисто, уютно, спокойно. Никаких стендов, лозунгов. «Все это лишнее», – с легкой досадой поморщилась Стелла Николаевна. И даже никаких звонков. «Зачем? Они только по нервам бьют».
Итоговые оценки здесь выставляют не до, а после каникул – чтобы ребята могли спокойно отдохнуть без родительских нотаций по поводу успеваемости. Кому легче учиться в одиночку либо у кого много времени занимают спортивные, художественные, музыкальные и прочие школы – могут перейти на семейное обучение. Цымбалюк считает этот тип обучения очень перспективным.
И экзамены здесь можно сдавать либо в традиционной форме, с билетиками, либо в виде самостоятельного исследования – к примеру, на экзамене по экономике, где я была, прозвучали изыскания ребят о путях развития России и мирового сообщества в условиях глобализации; о таможенной политике в США, Японии и России; о рекламе в России, ее специфике и перспективах…
Но главная оценка экзамена была для меня неожиданной. «Вы видите, они нас не боятся!» – с ликованием в голосе и сияющими глазами заявила мне уже в коридоре Сталла Николаевна.
…Им и самим было страшновато – той группе учителей, которые втайне от ребят и даже от администрации впервые решили выйти на сцену со своим представлением в День гимназии. «Они же нас тут всех артистами сделали!» – смеется доцент, учитель биологии с 30-летним стажем Людмила Николаевна Дорохина, с удовольствием вспоминая свою роль Бабы Яги в потрясающем красном парике и избушку, которую смастерили из палатки. А заведующей кафедрой иностранных языков особо удался танец волка.
«В зале в это время творилось нечто несусветное, – вспоминает директор. – Я обернулась, и мне показалось, что дети уже на люстрах висят от восторга».
С тех пор на праздниках больше всего ребята ждут именно выступление учителей. Ведь тут происходит, по-моему, то, из-за чего в мире вообще существуют карнавалы: когда на короткое время возникает веселая естественность человеческих отношений, ибо все обычные социальные роли и иерархии скрыты за масками и костюмами. Так что праздник в этой гимназии – это еще и психотерапия от страха перед учителем, от собственных комплексов. Ребята это чувствуют и готовы переписывать свои сценарии по десять раз, репетировать хоть сутки напролет.
А уж когда идет сам праздник – хоть три, хоть четыре, а то и все шесть часов подряд, – зал набит битком, ребята плотной толпой стоят даже у входа. Тут же подводятся итоги многочисленных конкурсов и раздаются разнообразные звания. По классам – который из них «самый-самый»: «звонкий», «уникальный», «надежный», «импозантный». И по личностям: «Лучший чтец», «Лучшая танцевальная пара»… Одно из них, самое почетное, – «Заслуженный артист гимназии»
Учителя тоже оцениваются анонимным анкетированием и тоже получают звания: «Самый добрый», «Самый строгий», «Самый справедливый»…
Нет, пожалуй, ни одного гимназиста без какого-либо диплома, считает директор. Значит, замечен каждый, поддержан каждый. Но не менее важно, я считаю, что в этой системе взаимооценок каждый умеет заменить, оценить и поддержать другого, других.
Думаю, это результат всей системы учебы и жизни в гимназии, пронизанной коллективным творчеством. Кроме множества праздников (День учителя, День гимназии, тематические концерты, последний звонок и т.п.) сам учебный процесс полон инсценировок, театрализаций, ролевых игр… А раз в год непременно проводится «интеллектуальный марафон». В этом году он был посвящен юбилею Петербурга, носил название «Петровская ассамблея» и требовал умения танцевать бальные танцы XVIII века: менуэт, контрданс, полонез… Костюмы и прически – тоже соответствующие, Петровских времен. С париками была морока: девчонки скручивали полоски ваты, закрепляли булавками, густо опрыскивая лаком. Ну а на бальные платья, учителя считают, мамы все свои свадебные наряды дочкам выдали.
…Сидим с директором в ее кабинете, смотрим видеозапись, на экране кружатся эфемерные, сказочно-прекрасные создания, а Стелла Николаевна комментирует: «Я сама даже вообразить не могла, что они после своих дискотек так увлекутся вальсами, менуэтами…» Пожилая учительница не может оторваться от пары пятиклассников на экране: он во фраке, она – в чем-то летнем, воздушном. «Бабочка! А как спинку держит!» – шепчет учительница зачарованно. И все учителя, заходя в кабинет, просветленно застывают у экрана.
Любование детьми, умиление детьми – это тоже талант, не всякому педагогу он дан. Но без него ведь и нет никакой педагогики.
…А на итоговом уроке по русской литературе был дан настоящий бал, где встречались Грибоедов, Лермонтов, Пушкин… «Они ведь, все наши великие, после школы в сознании как бы порознь друг от друга существуют, – размышляет директор. – И мы забываем, что дышали-то они одним и тем же воздухом, были современниками. Вот мы и хотели этим балом передать образ, воздух эпохи. И меня каждый раз поражает, как ребята перевоплощаются, как держатся, как ходят…»
Мамы частенько просят Стеллу Николаевну дать им тайком посмотреть эти «перевоплощения» и – не узнают своих детей.
Конечно, имеет значение и то, что на предметы по искусству здесь отведено гораздо больше учебного времени, чем предписано. И эти занятия – не второстепенные, а равноценные самым серьезным дисциплинам. Об уроках музыки ученицы Кабалевского я уже рассказала, изо ведет ученица Неменского, а хореографию – танцор из ансамбля имени Моисеева.
В целом своей гимназией сейчас директор довольна. 450 детей, среди педагогов до 25 лет – 11 человек, большинство – до 35 лет, есть и ветераны, которых она особенно ценит, и 9 мужчин, и пять заслуженных учителей России, есть свое лицо, свои традиции, выпускники каждый день в школу прибегают с учителями поболтать… А вот что касается нынешнего времени, то ее, в сознательном возрасте пережившую и застой, и обе оттепели, очень многое в сегодняшнем дне тревожит, возмущает, ранит. Вот уже опять зазвучали сладкоголосые парадные отчеты на совещаниях, вот опять на школу спускают горы регламентаций вплоть до сценариев праздников… Новый застой? «И вообще, – отвернулась она в сторону двора, – вот построим еще пристройку – можно уходить».
Что-то я в этом сомневаюсь… Или просто хочется верить: эта маленькая женщина пройдет все с той же гордой осанкой сквозь любые времена и сохранит, сбережет вместе с учителями и ребятами своими то, о чем поется в их гимне: «Гимназия моя – достоинство мое».
Комментарии