search
main
0

Гимназия и ДОУ – модель преемственности в рамках Ресурсного центра

​Ресурсный центр «Культура и образование» работает над созданием системы преемственности воспитательно-образовательного процесса от ступени дошкольных групп, которые входят в состав гимназии, до выпуска из средней школы. Школа разрабатывает и внедряет программы непрерывного образования и развития детей от 3 лет.

В культуре в художественной форме фиксируются общечеловеческие и национальные ценности, цели и идеалы. Воспитание  детей в духе культуры мира, ответственности за судьбу страны и человечества на основе приобщения к национальной и мировой культуре – вот главная цель нашей работы.«Кирпичики» создаваемой нами системы  – музейная педагогика, театральная педагогика, народная культура, физическая культура, формирование культуры речи, художественные гостиные, «сады культуры».Музейная экскурсионная программа строится как преемственная от дошкольных групп до старших классов. Москва – столичный город, возможности использовать в образовательном процессе естественно-научные и художественные музеи здесь  прекрасные. Гимназия разрабатывает экскурсионные циклы, в реализации которых педагоги и сотрудники музеев выступают как партнеры. В дошкольном отделении гимназии создан музей славянского быта, в  школе  – музей «Гражданин своего Отечества» и галерея славы Отечественной войны 1812 года.В рекреации дошкольного отделения экспонируется коллекция художественной мини-галереи «По дорогам сказок»,  где представлены лучшие образцы отечественной книжной графики, а в школе создана галерея образов дореволюционной Москвы в гравюре. В художественном салоне школы проводятся персональные и тематические выставки членов Союза художников России.Программа развития детей средствами театра – составная часть более широкой программы формирования культуры речи и коммуникативной деятельности детей. Эта работа начинается с 3 лет и продолжается в школе. На каждом возрастном этапе результатом работы становится постановка спектаклей: в дошкольном возрасте это русские народные сказки о животных, затем авторские сказки А.С.Пушкина, П.И.Бажова, а также сказки народов мира. Более сложные и объемные авторские сказки Э.Т.Гофмана, Х.К.Андерсена с удовольствием играют ученики начальной школы, а в репертуаре  учащихся 5-11-х классов – произведения русской и зарубежной классики, в том числе на изучаемых иностранных языках, прежде всего английском, а также французском и немецком.Народная культура – основа художественной культуры народа. В гимназии создан фольклорный ансамбль «Горошинки», которым руководит заслуженная артистка России Г.Шумилкина.  Ежегодно проводятся традиционные праздники: осенний праздник урожая,  новогодний праздник, Масленица, праздник встречи весны. В «Школе мастеров» мастер-классы проводят гончар,  мастер резьбы по дереву, мастера декоративной росписи, кружевоплетения. Эти занятия интересны и дошколятам, и школьникам. В рамках знакомства с культурными традициями других народов дети  учатся складывать фигурки в технике оригами, составлять букеты  в традициях икебаны, воспроизводить узоры традиционных орнаментов. На музыкальных занятиях и в хоровой студии приобщаются к народной музыке и песне. Сказки, костюмы, традиции трапезы, обычаи вежливости, национальная музыка, звучание языка – все удивляет, вызывает интерес и вместе с тем позволяет глубже оценить богатство и красоту родной, отечественной культуры. Дети понимают, что  все люди ценят трудолюбие, верность, честность. Каждый народ слагает песни о любви и дружбе. Все дети мира любят играть. Люди могут быть очень не похожи внешне, но оказывается, что у них очень много общего. И это сближает.  Гимназия – городская экспериментальная площадка по проблеме преемственности в работе дошкольной ступени и школы в вопросах здоровьесбережения детей. И в дошкольном отделении, и в школе созданы спортивные залы, на прилегающей территории созданы условия для самостоятельной двигательной активности, построены многопрофильные стадионы, проводятся спортивные праздники с участием родителей. Контроль состояния здоровья детей, профилактику заболеваемости и программу оздоровления, включая лечебную физкультуру и физиотерапию,  ведут квалифицированные медицинские работники.Развитие речи – центральная задача работы с детьми в дошкольном возрасте и важная цель работы педагогов школы. В гимназии создана авторская программа Елены Спорышевой по этому направлению работы с детьми от 3 лет до старших классов. В библиотеке дети знакомятся не только с литературными произведениями, но и с их авторами – лучшими современными  детскими писателями и поэтами. Регулярно организуются тематические выставки детской книги, гимназия сотрудничает с Республиканской детской библиотекой. В школьной  библиотеке два читальных зала: на русском и иностранном языках. Родители и гости школы передают в ее фонд редкие и интересные книги из своих домашних собраний.Мы разделяем убеждение, что школа ХХI века обеспечивает образование не только  (и не столько)  за счет уроков и занятий в классах, сколько за счет обогащения жизненного опыта детей. Этот опыт включает, с одной стороны, самостоятельные исследования, поиск и анализ информации, с другой – встречи и общение с реальными людьми, которые  успешно работают в разных сферах человеческой деятельности –  от строителей, врачей, инженеров  до художников, писателей, музыкантов. В литературной гостиной дошкольных групп часто бывают встречи с любимыми детскими поэтами и писателями, в музыкальной гостиной звучит фортепианная, скрипичная, флейтовая музыка. Это путешествие в многокрасочный мир культуры, открытие его.Обеспечивая социализацию современного ребенка, воспитывая его в духе уважения к другим людям, к разным культурным традициям, терпимости к различию взглядов, школа создает систему содержательного широкого сотрудничества с учреждениями культуры. Школа работает как открытая  обществу система.В 2008 году школа стала победителем Всероссийского конкурса «1000 лучших учреждений культуры и искусства».Елена СПОРЫШЕВА, Елена СОЛОВЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте