search
main
0

«Гимназия – для ребенка». – эта идея была нашим девизом, когда 12 лет назад создавалась гимназия, сегодня идея воплощена в реальность, в которой мы развиваемся

​Начну с притчи. Бог избрал несколько сынов человеческих, дал им Высшие Знания и отправил, чтобы учить истине.

Один при встрече с людьми всегда садился на возвышенность и направлял свой взгляд поверх голов в бесконечность. Народ слушал его, но чем-то холодным веяло от этого человека. Люди не верили тому, кто отводил от них глаза.Второй учитель при встрече с людьми всегда гордо заявлял, что он Бог, что он всесилен и всемогущ, что он может дать народу здоровье, счастье и благополучие, но за ним почему-то шли только алчные и корыстные люди.Третий их брат был окружен всегда людьми, которые с упоением слушали его речи. Они преображались под его взглядом, становились чище от очищающих слов его.- Скажи, Всемогущий, – обратились двое одиноких к Богу, – почему один удостоен великой народной любви, а мы, проповедующие то же учение, были лишены ее?И ответил Всевышний:- Истинный наставник не прячет своего лица, не возвеличивает себя. Истинный учитель знает, что сила его – во взгляде его, в его словах. И это та сила, равной которой нет в мире.В настоящий период реорганизации московского образования, когда и наша гимназия получила новые стимулы к развитию, весь педагогический коллектив ищет ответы на прежние вопросы: как сделать, чтобы каждый ребенок вырос замечательным человеком, как научить его жить в сложном современном мире, как учителя один за другим, с ясельного возраста и до выхода из школы, должны вести этого ребенка, помогая ему взрослеть и развиваться? Вопросы сложные, а потому не всегда есть готовые ответы.Новейшие задачи, которые возникают перед коллективом гимназии, – это построение в рамках образовательного пространства воспитательных и образовательных траекторий от дошкольного до старшего школьного возраста, создание условий для получения качественного образования для любых категорий учащихся – по способностям, таланту, возрасту, здоровью.В сферу влияния учреждения после реорганизации путем присоединения двух школ и трех детских садов теперь входит целый микрорайон, и гимназия одновременно должна стать и неким социальным центром – базой для решения многих проблем и объединения разных людей.Высшим показателем оценки работы нашей гимназии считается комфортное состояние в ней каждого ребенка и взрослого, организация образовательного процесса и построение таких взаимоотношений между всеми, чтобы гимназия стала пространством роста как учащихся, так и учителей.Созданная на базе новостройки в 2001 году гимназия в своей концепции обозначила решение проблемы переустройства сферы образования на новых принципах:- изменение отношений между теми, кто учит, и теми, кто учится;- ориентация на академические ценности свободного поиска истины;- определение предпосылок для модернизации системы обучения новых поколений.Для чего нужны знания, с какой целью их нужно приобретать? Это главный вопрос, на который пытаются вновь и вновь ответить наши учителя. И судя по тому, как относятся к учебе наши дети, ответы чаще всего получаются убедительными. В учреждении сформировался профессиональный и слаженно работающий педагогический коллектив. Наши учителя для своих учеников не только наставники, но и духовные соратники, они объединены общими интересами, общими заботами, делами, успехами. Энтузиазм и энергетика младших подкрепляются жизненным опытом, педагогической мудростью и знаниями старших.Успешность учащихся – это всегда успешность педагогов. Давно известно, что только личность может воспитать личность. Сколько таких людей среди учителей гимназии, перечислить сложно, но то, что их работа успешна, теперь не заметить невозможно. Это замечательные учителя русского языка и литературы Галина Глебова, Елена Якушева и Анамай Штанчаева, которые проблемное обучение используют для постижения сложного учебного материала через сопоставление различных точек зрения, поиск верного решения и доказательство его справедливости. А Людмила Бородина и Людмила Красавина – педагоги, верящие в ценность и достоинство каждого человека, они свободны в педагогическом творчестве и по максимуму использует право на свободу убеждений и на свободное их выражение. Такие учителя, как Юрий Кожин и Татьяна Федякина, делают все от них зависящее для того, чтобы помочь каждому гимназисту реализовать свой личностный потенциал, поддерживают и стимулируют в детях чувство любознательности, настрой на приобретение знаний и достижение понимания, помогают им ставить перед собой достойные цели. В гимназии работают 7 молодых творческих учителей, трое из них – Никита Панков, Юлия Палагина, Елена Омарова – наши бывшие выпускники, которые и сами участвуют в инновационных процессах и своей работой способствуют росту репутации гимназии.Среди наших обучающихся сотни победителей и призеров предметных олимпиад и научно-практических конференций всех уровней. Каждому ребенку предоставлена возможность проявить себя в любой сфере знаний или творчества. Не теряется связь и с выпускниками – студентами различных вузов через научное общество гимназистов «Роза ветров». Они считают себя не бывшими учениками, а своеобразным стимулом мотивации к учебе для своих младших товарищей. Наши старшеклассники участвуют в олимпиадах, готовят свои исследовательские проекты в рамках той предметной области, которая их интересует, а потом защищают их на традиционной январской научно-практической конференции. Мы не отбираем детей, работаем со всеми – и сильными, и слабыми, и с разными способностями. Каждому ребенку уделяем внимание, стараемся открыть у каждого таланты. Учащимся есть чем заняться во 2-й половине дня после занятий. У нас есть и театральная, и музыкальная студии, спортивные и танцевальные секции, музей журналистики имени Артема Боровика. Ребята издают школьную газету «Nocomment», в прошлом году при поддержке Генриха Боровика мы провели первый слет юных журналистов, на нашей базе работали несколько сотен участников, нам помогали студенты старших курсов Московского университета печати. Это колоссальный труд, но ребятам понравилось! А еще мы с самого открытия гимназии в 2001 году создали такой орган самоуправления, как детский парламент. Его задача – подготовка молодежи к жизни в демократическом обществе, воспитание активной гражданской позиции. Здесь есть свои лидеры, президенты, вице-президенты, министерства и комитеты. Детский парламент создавался для осуществления самоуправления школьников и развития их инициативы. Ребята организуют соревнования между классами, создают инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий, организуют изучение общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной жизни и взаимодействию классных коллективов. Парламентеры могут прийти к директору со своими предложениями и просьбами. Сама процедура выборов приучает детей к определенной манере взаимоотношений. Кандидаты в президенты выступают со своими предвыборными программами, проводятся голосования, комиссия работает. Как директор, я не вмешиваюсь.Мы стараемся продвигать идеи взрослых устами детей: у детей всегда много энергии, надо просто направить ее в нужное русло. Дети играют в собственную игру, в которой взрослые тоже участвуют вполне серьезно.И в этом нам помогают наши традиции: это и создание правового пространства, и работа по Кодексу гимназиста, регулярное проведение дней самоуправления, клуба «Дебаты», литературных балов, музыкальной гостиной, деловых игр и КВНов. В конце февраля мы вывозим детей на три дня в подмосковный лагерь. Дети к этому времени уже устают от зимы, а там и танцевальный марафон, и театральные постановки, и спортивные состязания, и аквапарк, и дискотеки. Всплеск ярких эмоций ребят заряжает надолго. Выезды всегда тематические – посвящены либо экологии, либо победе в Великой Отечественной войне, либо войне 1812 года. Интересная тема была «Страна моей фантазии». Ребята сами придумывали страны, представляли их, сами ставили сценки, сами играли. Здесь были и Страна Компьютерия, и Шахматная страна, а в этом году общегимназической темой была «Земля – наш общий дом». Ребята у нас очень талантливые! К тому же в совместных играх и постановках, совместной жизни на природе ощущается такое единение!Будет ли развитие гимназии, ставшей образовательным комплексом, успешным? Мы уверены, что будет. Объединение материальных профессиональных творческих возможностей разных коллективов создает новую, уникальную для нас ситуацию. Концентрация финансовых ресурсов служит основой для реализации учебных программ любых направленностей и сложностей. Возможно успешное обучение по программам общеобразовательным, гимназическим, лицейским. Профильная подготовка старшеклассников получает больше возможностей в связи с увеличением количества классов на старшей ступени. Кстати, предполагается, что наши десятиклассники со следующего учебного года будут обучаться в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами. Это профильные программы, позволяющие больше сосредоточиться на подготовке в конкретных предметных областях. Более актуальной становится необходимость преемственности между начальной, средней и старшей школой.Дело в том, что мы всегда работали на высоком уровне, просто раньше это не акцентировалось. Когда руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина поставил вопрос о том, что московское образование должно быть качественным, школы, которые его обеспечивают, стали заметно выделяться из общей массы. Сейчас, когда в Юго-Востоке рейтинговая система заработала, появились конкретные критерии оценки школ, выяснилось, что у нас очень неплохие результаты. Мы старались давать качественное образование, и всегда было много желающих учиться у нас. Раньше гимназия работала для 5-11-х классов, начальной школы у нас не было. Теперь на территории нашего микрорайона создается полноценный учебный комплекс под названием гимназия №1562. Поскольку мы не имеем права тестировать первоклассников при наборе в гимназию, то представление об уровне готовности ребенка к обучению складывается уже во время вхождения его в учебный процесс, то есть в первые два месяца, когда у детей еще нет уроков как таковых, только в игровой форме. Объединение с детскими садами позволит подходить к воспитанию в саду с позиций подготовки к обучению именно в нашей гимназии. Детишки уже будут участвовать в совместных праздниках, общаться с педагогами и учениками. Пятилетний ребенок заранее узнает, какая учительница будет учить его в школе, да и учительница будет понимать, чему и как этого ребенка надо обучать. В этом случае возможна дифференциация способностей и интересов. Возникнет единая образовательно-воспитательная среда – с начала посещения детсада и до окончания образовательного учреждения, одни педагоги, одни принципы, одни отношения.Если говорить о слагаемых успеха, то их два: дети и педагоги. Когда говорим о комфортности, мы не забываем о высокой сложности обучения. Дети, находясь в нашей образовательно-воспитательной среде, очень быстро усваивают наши принципы, а принципы таковы: школьников здесь уважают, с ними считаются, но от них требуют элементарной школьной дисциплины, серьезного отношения к учебе. Незаметно для детей грамотные педагоги ведут школьников к достижению хороших рубежей.Конечно, мы видим те риски, которые могут возникнуть в связи с созданием комплекса.Они связаны с несоответствием предлагаемой модели развития гимназии представлениям части родителей о современной школе и как следствие их неготовностью к принятию проводимых реформ, с отставанием в развитии педагогического сообщества в связи, во-первых, со значительным возрастным составом учителей, не готовых к резким изменениям, во-вторых, с предстоящим объединением пяти трудовых и педагогических коллективов, ранее существовавших автономно в различных целевых средах.Но все же мы считаем, что все риски можно преодолеть или минимизировать. В связи с объективно изменившимися социально-политическими и экономическими условиями, определяющими развитие общества, целеполагание деятельности каждого образовательного учреждения заключается в подготовке молодого человека к осмысленному и реальному восприятию окружающего мира. Современным социумом востребованы успешные, самодостаточные и конкурентоспособные выпускники школы, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа как социальный образовательный институт выпускника, успешно адаптированного в обществе? Может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Отвечая на эти вопросы, гимназии предстоит реализация главной проблемы – воспитание конкурентоспособной личности учащегося, педагога и становление самой гимназии как большой многопрофильной образовательной организации.Валерий РОДИОНОВ, директор гимназии №1562 имени Артема Боровика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте